Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Экономическое развитие
2.1. Сельское хозяйство
Сохраняет достигнутую в предыдущие годы динамику развития одна из главных отраслей экономики района - сельское хозяйство.
Прогнозные данные свидетельствуют о росте индекса объемов производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйства на 0,5%, в том числе растениеводстве на 0,7% и животноводстве на 0,6%.
Все сельскохозяйственные организации отчитывающиеся перед государственными органами, завершат текущий хозяйственный и финансовый год с прибылью, тогда как в 2013 г. доля прибыльных хозяйств составляла только 84,6%.
Определяющим в достижении указанных экономических значений является, в основном, рост урожайности всех сельскохозяйственных культур, а также продуктивности скота. Как следствие, индекс производства важнейших видов продукции сельского хозяйства в натуральном выражении превышают прошлогодние показатели и составляют по зерну 0,6%, картофелю - 0,7%, мясу - 1,0%, молоку - 0,9%, яйцу - 0,6%, а по овощам - удалось сохранить на уровне прошлого года.
Высокого уровня значения доли прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе, как рост качественных показателей, приведенных выше, обеспечены за счет повышения ими ответственности за соблюдение технологии агротехники выращивания сельскохозяйственных культур, подбора районированных высокоурожайных сортов семян, более эффективных средств защиты растений и удобрений, за счет более скрупулезной племенной работы в животноводстве, усиления борьбы с болезнями животных, в т.ч. и инфекционными.
Тем не менее достигнутые значения в отросли, в условиях нынешней политической ситуации, связанной с обеспечение продовольственной безопасности страны, не могут нас удовлетворять.
Резервы значительного улучшения дел видятся, в первую очередь в том, что на фоне неплохих среднерайонных показателей есть хозяйства, значительно отстающие от них.
Сейчас уборка идет полным ходом и пока нет окончательных сведений, но по данным прошлого года, только за счет достижения отстающими хозяйствами среднерайонных значений мы могли бы увеличить производство зерновых и зернобобовых на 10-11%, картофеля на 13%, производство мяса на 7,5%, молока на 11,3%.
Росту показателей будет способствовать и работа по улучшению отчетности.
Предстоит большая работа по наведению порядка и в этом деле. Многие производители сельхозпродукции не желают вообще отчитываться перед органами госстатистики, забывая о том, что это их обязанность. В производстве мяса эти резервы (по расчетам) составляют - 3-4% и молока - не менее 3%.
Включение всех этих реальных резервов в жизнь позволит уверенно обеспечивать достижение планируемых объемов производства и прогнозные индексы производства и прогнозные индексы производства всех сельскохозяйственных продуктов. Этому же будут способствовать и увеличение объемов субсидирования, ввод новых объектов отрасли, строительство которых ведется в районе, увеличение объемов грантов на развитие отрасли.
2.2. Промышленность
Объем производства по основной анализируемой группе субъектов предпринимательства (по 18 предприятиям), занятых в промышленности, составит в 2014 г. по оценке 698,8 млн. рублей. Это почти на 12% больше, чем в 2013 г.
Увеличение объемов производства промышленной продукции в текущем году ожидается за счет увеличения хозяйственной деятельности таких предприятий как: ООО "Автотрасса" - в 2,5 раза, ООО "Ир-Инвест" - в 2,3 раза, ООО "Сармат" - в 2,0 раза, ООО "Михайловское" - на 51%, СПК "Вис" и ЗАО "КЭС "Спутник" и ООО "Престиж" - на 15%.
В прогнозном периоде за счет дальнейшего развития и стабилизации деятельности некоторых других предприятий промышленности будет обеспечен рост производства строительных материалов, спирта, газированных напитков, пластиковых и швейных изделий, хлеба и др. видов продукции. При этом ежегодный темп роста производства промышленных изделий составит порядка 3-4% в год.
2.3. Малое предпринимательство
В 2013 г. постановлением администрации была утверждена муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания в 2014-2016 годах". Реализация мероприятий по совершенствованию механизмов имущественной и финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - "СМСП"), пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности и по другим направлениям способствовали приостановлению сокращения числа СМСП, вызванного ростом тарифов на энергоносители и увеличением тарифов на страховые взносы в Пенсионный фонд России в 2013 году.
По учетным данным ИФНС РФ по Пригородному району и аналитическим материалам Управления экономики и прогнозирования администрации района число СМСП в расчете на 10 тыс. человек населения в отчетном году ожидается на уровне 229,7 единиц. Это на 4,0 единицы больше, чем по итогам 2013 года. Так, в текущем году будет создано более 420 новых СМСП, а ликвидировано - 390 юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
По сравнению с 2013 годом число вновь зарегистрированных в районе субъектов предпринимательства возрастет на 33 единиц.
Принимая во внимание то, что начинающие предприниматели зачастую не имеют стартового капитала, достаточных финансовых ресурсов, в указанную выше муниципальную программу было внесено дополнительное мероприятие по финансовой помощи субъектам малого предпринимательства на частичное или полное возмещение расходов, связанных с созданием собственного бизнеса. В стадии согласования находится проект постановления администрации по утверждению Порядка, предоставления поддержки начинающим субъектам малого бизнеса.
В администрации района начата также работа по внедрению оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов по вопросам предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Что касается такой формы поддержки, как размещение муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для муниципальных нужд, то в районе в соответствии с Федеральным законодательством с СМСП будет заключено в т.ч. контрактов на сумму более 13 млн. рублей или 18% от совокупного объема закупок при минимальной установленной норме 15%.
2.4. Инвестиции в основной капитал
См.:
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 г. N 8-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания"
Объемы инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2014 г. по оценке составит около 462 млн. рублей, что на 106,9 млн. рублей или на 30% больше, чем в 2013 году.
Объемы инвестиций за счет бюджетных средств ожидаются в отчетном году на уровне около 300 млн. рулей, что составит не более 65% от общей суммы инвестиционных средств. При этом увеличение объема бюджетных ассигнований в отчетном году по отношению к значению данного показателя за 2013 год составит порядка 20%, а внебюджетных инвестиций - почти в 3 раза.
В результате такой важный показатель, как объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, в текущем году составит не менее 1 544 рублей против 506 руб. за 2013 год.
Значение данного показателя прогнозируется к 2017 году на уровне не менее 1630 руб. на 1 человека населения.
За счет инвестиций местного бюджета в 2014 г. осуществлен капитальный ремонт многих объектов муниципальной собственности. Значительное внимание было уделено улучшению состояния зданий образовательных учреждений. Произведен капитальный ремонт в детских садах N 22 (с. Алханчурт), N 17 (с. Комгарон) и школах N 3 (с. Чермен), N 1 (с. Ногир) и им. Багаева (с. Сунжа). В ряде школ и детских садов заменены оконные и дверные блоки. Кроме того в порядке реализации мер по подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду образовательные котлы, а где необходимо - резервные котлы, произведен ремонт отопительных систем.
За счет инвестиций федерального бюджета в районе удалось осуществить ряд мер, направленных на создание дополнительных мест в детских дошкольных образовательных учреждениях. А именно: приобретены 3 здания в с.с. Тарское, Чермен и Октябрьское, проведена реконструкция части здания школы N 1 с. Тарское для размещения в нем детского сада на 60, 50, 60 и 60 мест соответственно. Помещения капитально отремонтированы и оборудованы необходимой мебелью.
Кроме того произведен капитальный ремонт помещений ранее закрытых групп в детских садах N 20 с. Михайловское и N 19 с. Камбилеевское.
Все это позволит значительно сократить очередность в дошкольные образовательные учреждения.
В период 2015 - 2017 годов в районе планируется решить проблему ликвидации ветхого и аварийного жилья в рамках реализации Муниципальной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда". В 2015 году планируется переселить 133 жителя из 6-ти аварийных многоквартирных домов общей площадью 2014,8 кв. м., в 2016 году 144 жителя из 7-ми аварийных многоквартирных домов общей площадью 2 118 кв. м. и последний 9-ти квартирный дом площадью 525 кв. м - в 2017 году.
Важное внимание в 2014 году уделялось также вопросам создания благоприятного инвестиционного климата на основе улучшения использования земельных ресурсов, увеличения доли площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади земельных участков, подлежащих налогообложению земельным налогом.
В результате проведенной работы в 2014 году наблюдается поэтапный рост. Однако, не все планировавшиеся участки признаны объектами налогообложения. Из 81 га на учет удалось поставить только 4 га.
Такое положение дел объясняется тем, что ИФНС РФ по Пригородному району не удалось провести работу по обложению налогом 35 га земельных участков под многоквартирными домами. И, в соответствии со статьями 36 и 37 Земельного кодекса РФ, за эти земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности, домовладельцы не уплачивают налог.
По-прежнему не решен вопрос землепользования земельным участком площадью 95 га, числящимся за садоводческим товариществом "Им. Мичурина".
Узким местом в данном направлении остается также изъятие и перераспределение земельных участков ликвидированных КФХ.
В 2014-2017 годах планируется активизировать также работу в части обложения налогом земель обороны и безопасности и устранения нарушений налогового и бюджетного законодательства в отношении 89 га земель со стороны ФГУ "Охотхозяйство", которое состоит на налоговом учете в г. Владикавказе, в бюджет которого уплачиваются земельные налоги.
Задача состоит в том, чтобы в течении 2015 - 2017 годов увеличить площадь земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом с 45 925 до 46 230 га или на 305 га.
2.5. Потребительский рынок
По оценке число действующих предприятий розничной торговли, включая аптечную сеть составит около 540 единиц, что на 12% больше, чем в 2013 году.
Рост числа объектов потреб. рынка и занятых в них, позволяет не только развивать конкуренцию в этой сфере, но и увеличивать объемы реализации и ассортимент товаров и услуг, улучшать культуру обслуживания населения и условия ценообразования.
Так в 2014 году оборот розничной торговли в районе превысит 2,4 млрд. рублей, что на 102 млн. рублей или на 4% больше, чем за 2013 год.
В т.ч. отмечен аналогичный рост объема услуг и в сфере общественного питания. Оборот здесь составит по оценке около 220 млн. рублей.
В последние годы наблюдается стабильный рост объемов и перечня оказываемых бытовых услуг населению. В настоящее время в районе функционирует 75 объектов предпринимательской деятельности, осуществляющих услуги по бытовому обслуживанию населения. По итогам 2014 года ожидается увеличение объема реализации бытовых услуг более, чем на 5,5% по сравнению с 2013 годом и он составит не менее 8,7 млн. руб.
В 2015-2017 г. прогнозируется сохранение темпов развития потребительского рынка.
2.6. Дорожное хозяйство и транспорт
Комитетом дорожного хозяйства республики уточнено значение показателя протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям за 2013 год и оно составило 675,2 км или 88,4% общей их протяженности.
В 2014 году за счет средств республиканского и местного бюджетов капитально отремонтировано 6,7 км и проведен ремонт 14,2 км автодорог местного значения на общую сумму 40 млн. рублей. В результате доля протяженности автодорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям сократилось на 3%.
В прогнозном периоде планируется дальнейшее снижение значения данного показателя не менее, чем на 10% и оно составит около 75,4%.
Пассажирские перевозки по маршрутам, связывающим райцентр и населенные пункты района с г. Владикавказом, осуществляют различные предприятия. Одно из них - ГУ АТП "Октябрьское" находится на территории района. Однако, по-прежнему, большинство маршрутов обслуживаемых данным предприятием, являются убыточными.
В текущем году общий объем транспортных услуг составит около 38 млн. рублей или на 5% больше, чем за 2013 год, а в течении прогнозного периода возрастет до 45 млн. рублей при среднегодовом темпе роста 5-6%.
2.7. Заработная плата
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций составило в 2013 году по официальным данным ТО ФГС по РСО-Алания (Росстата) 19 466 рублей.
Значение данного показателя в 2014 г. ожидается на уровне 20 100 рублей.
В текущем году значения данного показателя по оценке составят:
- в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях 11 687 руб. или на 8% больше, чем в 2013 г.;
- в муниципальных общеобразовательных учреждениях 17 415 руб. (на 3%);
- учителей муниципальных общеобразовательных учреждений - 20 530 руб. (на 2%);
- в муниципальных учреждениях культуры и искусства - 10 470 руб. (на 17%);
- в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта - 8 504 руб.
В 2015-2017 годах будет продолжена работа в рамках реализации майских (2013 г.) указов Президента РФ распоряжения Правительства РСО-Алания от 21.12.2012 г. N 364-р "Об оплате труда педагогических работников образовательных учреждений общего образования РСО-Алания. При этом планируется дальнейшее увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе в дошкольных учреждениях до 14,5 тыс. рублей" в общеобразовательных учреждениях до 20,3 тыс. руб. (учителей - до 27,3 тыс. руб.); в сфере культуры - до 22,5 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.