Судья Московского городского суда Моргасов М.М., с участием прокурора Оглио Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО "Моспромстрой" Кирьянова А.С. на постановление заместителя государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 21 января 2020 г. N ***, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО "Моспромстрой"
УСТАНОВИЛ:
05 декабря 2019 г. заместителем прокурора ЗАО г. Москвы возбуждено дело об д административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении АО "Моспромстрой".
Постановлением заместителя государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 21 января 2020 г. N *** ПАО "Моспромстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ПАО "Моспромстрой" обжаловал его в Никулинский районный суд г. Москвы, решением которого от 01 сентября 2020 г. оспариваемое постановление оставлено без изменения, защитник ПАО "Моспромстрой" подал на него жалобу в Московский городской суд, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в жалобе, ссылаясь на то, что в решении судьи ошибочно указано на то, что "Моспромстрой" является ООО вместо АО, в суде первой инстанции принимал участие защитник Кирьянов А.С. вместо Кошелева Д.В, вина юридического лица не доказана должным образом.
В судебном заседании защитник ПАО "Моспромстрой" Кирьянов А.С. жалобу поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ПАО "Моспромстрой", заключение прокурора Оглио Е.Ф, полагавшей постановление должностного лица и решение суда законными и обоснованными, описки в решении суда подлежащими исправлению в установленном порядке, что не повлияло на правильность вводов по делу, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления суда.
Согласно ч.1 ст.8.2 КоАП РФ н есоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п.1 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" н а территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" о тходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
По правилам ст. 11 Федерального закона от 24 нюня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов (п.1).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (п.2).
Как установлено ст. 7, 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны:
1) соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
2) использовать малоотходные технологии на основе современных научно-технических достижений;
3) обеспечивать в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы раздельное накопление отходов;
4) выполнять мероприятия по складированию, консервации и сохранению отходов, которые временно не используются;
5) обеспечивать в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы раздельное накопление, временное хранение вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов);
6) не допускать смешивание отходов, передаваемых на переработку, если такое смешивание запрещено применяемыми технологиями переработки отходов;
7) при ввозе на территорию города Москвы вторичных материальных ресурсов для переработки (обработки) во вторичное сырье иметь договор на переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье с организацией, осуществляющей переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, расположенной на территории города Москвы, и предварительно уведомлять о нем уполномоченный орган;
8) вести учет образуемых, накапливаемых, перерабатываемых, обезвреживаемых, уничтожаемых и вывозимых для захоронения отходов;
9) предоставлять уполномоченному органу и органу исполнительной власти города Москвы, осуществляющему государственное управление в области охраны окружающей среды, информацию об обращении с отходами;
10) возмещать в установленном порядке вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу человека в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами, норм и правил обращения с отходами.
Деятельность по накоплению, сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, инструктивных и методических документов, стандартов, нормативов и правил, утвержденных в установленном порядке.
Сбор отходов должен осуществляться раздельным способом в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в составе отходов летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла отходов и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.
Временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
Обезвреживание и уничтожение отходов должно осуществляться специализированными организациями в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
В целях уменьшения количества образующихся отходов вторичные материальные ресурсы в объемах, установленных Правительством Москвы, должны направляться на переработку (обработку) во вторичное сырье.
Как следует из материалов дела, П АО "Моспромстрой" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: г. Москва, ***, на основании договора аренды земельного участка от 16.10.1997 N ***.
В ходе проверки установлено при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером ***, находящемся в аренде выполнено несанкционированное накопление и размещение на почве строительных (бой ж/б конструкций, кирп ича, и др.) и бытовых отходов (бумага, пластик и т.д.), автомобильных шин б/у, вне площадок ременного хранения отходов производства и потребления.
Таким образом, 24 сентября 2019 года в 30 часов 30 минут по адресу: г. Москва, ***, ПАО "Моспромстрой" не соблюдены требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, что является нарушением ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11 Федерального закона от 24 нюня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7. 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве".
Указанные обстоятельства и вина ПАО "Моспромстрой" в совершении административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно : постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; решением о проведении проверки соблюдения законодательства; уведомлением, результатами проверки, фототаблицей, договором аренды земельного участка с дополнениями, сведениями государственного кадастра недвижимости, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ПАО "Моспромстрой", иными материалами дела, которые получены в строгом соответствии с действующим законодательством, отвечают требования относимости и допустимости доказательств, в связи с чем, не доверять этим доказательствам у суда оснований не имеется.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, должностное лицо обоснованно признало их допустимыми доказательствами и положило в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у П АО "Моспромстрой", являющегося юридическим лицом, имелась возможность для соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, за нарушение которого ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, П АО "Моспромстрой" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия П АО "Моспромстрой" по ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности П АО "Моспромстрой" в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведенных выше Федеральных законах и подзаконных актах, и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Доводы жалобы о том, что в решении судьи ошибочно указано на то, что "Моспромстрой" является ООО вместо ПАО, в суде первой инстанции принимал участие защитник Кирьянов А.С. вместо Кошелева Д.В, не влекут отмены решения суда, поскольку на правильность выводов не повлияли. Указанная описка, как и неуказание в решении суда о рассмотрении дела по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ могут быть исправлены судом первой инстанции в установленном законом порядке.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
постановление заместителя государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 21 января 2020 г. N ***, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО "Моспромстрой" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.