Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В.
при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области об оспаривании в части постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52/14 "Об установлении тарифа на тепловую энергию потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы" в редакции постановления Комитета государственного регулирования тарифов по Саратовской области от 15 ноября 2019 года N 37/43 "О внесения изменений в постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52/14 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы" по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 19 октября 2020 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52/14 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы" (далее также - Постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52/14) в редакции постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 15 ноября 2019 года N 37/43 "О внесении изменений в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52/14 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы" (далее также - постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 15 ноября 2019 года N 37/43) установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1153, 18 руб./ Гкал без учета НДС (1383, 82 руб./ Гкал с учетом НДС); с 1 июля 2020 года по 31 декабря года в размере 1228, 14 руб./Гкал без учета НДС (1473, 77 руб./Гкал с учетом НДС).
Административный истец муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области обратилось в Саратовский областной суда с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого с учетом изменения оснований заявленных требований указал, что он с 13 июня 2017 года имеет статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования города Шиханы Саратовской области, полагает, что установленные тарифы на тепловую энергию являются экономически необоснованными, поскольку при их расчете орган регулирования необоснованно отклонил часть заявленных административным истцом операционных и неподконтрольных расходов.
Кроме того, по мнению административного истца, административным ответчиком не соблюден порядок принятия нормативного правового акта, так как в нарушение подпункта "л" пункта 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в протоколе не указаны основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных заявителем.
Административный истец просил суд признать недействующим постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07 декабря 2018 года N 52/14 в редакции постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 15 ноября 2019 года N 37/43 в части установления тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1153, 18 руб./ Гкал без учета НДС (1383, 82 руб./Гкал с учетом НДС); с 1 июля 2020 года по 31 декабря года в размере 1228, 14 руб. /Гкал без учета НДС (1473, 77 руб. /Гкал с учетом НДС).
Решением Саратовского областного суда от 19 октября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области к комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области об оспаривании постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52/14 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы" в редакции постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 15 ноября 2019 года N 37/43 "О внесении изменений в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52/14 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы" в части установления тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы" с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1153, 18 руб./Гкал без учета НДС (1383, 82 руб./Гкал с учетом НДС); с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 1228, 14 руб./Гкал. без учета НДС (1473, 77 руб./Гкал с учетом НДС) отказано.
В апелляционной жалобе административный истец муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области просило решение Саратовского областного суда от 19 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Прокуратура Саратовской области представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение Саратовского областного суда от 19 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. в заключении полагал решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 19 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также - орган регулирования) - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесена, в частности, реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливание тарифов, перечень которых приведен в статье 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов) (часть 2 статьи 5, подпункты 1, 3 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
К общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, помимо соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ), и принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
Согласно пункту 13 Правил регулирования цен регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.
На основании пунктов 30, 31 Правил регулирования цен решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены тарифы); решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: величину или формулу цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.
Согласно пунктам 28, 29 Правил регулирования цен орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение. Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не остановлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года (пункт 7 Правил регулирования цен).
В соответствии с пунктами 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Пунктом 73 Основ ценообразования предусмотрено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных данным пунктом.
Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 Основ ценообразования и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации.
Величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяется в соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования.
Величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 Основ ценообразования.
Величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
Величина нормативной прибыли регулируемой организации определяется в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования.
Согласно пункту 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
В силу пункта 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
Статьей 51 Устава (Основного закона) Саратовской области установлено, что систему органов исполнительной власти области составляют Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области; министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области.
В соответствии с подпунктом "г" статьи 61 Устава (Основного закона) Саратовской области в целях управления отраслями и сферами, указанными в статье 60 Устава, Правительство области в соответствии с федеральным законодательством формирует иные органы исполнительной власти области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года N 169-П "Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области" утверждены Положение о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Положение о комитете).
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен), в том числе на тепловую энергию (мощность), государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством (пункт 1 Положения о комитете).
Основными функциями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области является государственное регулирование в пределах компетенции, в том числе тарифов на тепловую энергию (пункт 8 Положения о комитете). В соответствии с возложенными на него функциями комитет выполняет следующие задачи: устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 9 Положения о комитете).
В соответствии со статьей 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года N 64-ЗСО (в редакции Закона Саратовской области от 02 июня 2015 года N 59-ЗСО) "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская областная газета "Регион 64", в "Собрании законодательства Саратовской области", первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.G-64.RU).
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52/14 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы" установлены тарифы: с 1 января 2019 года без учета НДС - 1130, 60 руб./Гкал; с учетом НДС - 1356, 72 руб./Гкал; с 1 июля 2019 года без учета НДС - 1153, 18 руб./ Гкал, с учетом НДС - 1383, 82руб./Гкал; с 1 января 2020 года без учета НДС - 1153, 18 руб./Гкал; с учетом НДС - 1383, 82 руб./Гкал; с 1 июля 2020 года без учета НДС - 1183, 90 руб./Гкал, с учетом НДС - 1420, 68 руб./Г кал. Текст постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 15 ноября 2019 года N 37/43 размещен на официальном сайте Комитета в информационной сети "Интернет", а также на официальном публикаторе сетевого издания "Новости Саратовской губернии (WWW.G-64.RU) 10 декабря 2018 года.
15 ноября 2019 года комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области принято постановление N 37/43 "О внесении изменений в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07 декабря 2018 года N 52/14 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы", текст которого размещен на официальном сайте Комитета в информационной сети "Интернет", а также на официальном публикаторе сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.G-64.RU) 19 ноября 2019 года.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что постановление от 7 декабря 2018 года N 52/14 и постановление от 15 ноября 2019 года N 37/43 приняты Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области в пределах предоставленных ему указанными правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данных нормативных правовых актов, введения их в действие, в том числе правил опубликования.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области (до 1 августа 2019 года - муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области) осуществляет производственную деятельность по производству и отпуску тепловой энергии, передаче пара и горячей воды на территории города Шиханы с 15 июня 2015 года и является единственной ресурсоснабжающей организацией, поставщиком коммунальных ресурсов и услуг для организаций, граждан-потребителей. 13 июня 2017 года муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области постановлением администрации ЗАТО Шиханы Саратовской области N 314 присвоен статус единой теплоснабжающей организацией на территории ЗАТО Шиханы.
23 апреля 2018 муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области обратилось в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с заявлениями о согласовании метода регулирования тарифов на 2019-2023 года методом индексации установленных тарифов и о направлении расчетных материалов за 2017 год для установления тарифов на тепловую энергию на 2019- 2023 годы.
Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области заведено тарифное дело, определено применение метода индексации установленных тарифов, проведена экспертиза представленных административным истцом документов.
3 декабря 2018 года комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области направил директору муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области результаты проведенной экспертизы по представленным материалам, а также разъяснил, что с проектом постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области об утверждении тарифов на тепловую энергию для муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы можно ознакомиться не позднее, чем за один день до заседания Правления на официальном сайте комитета по адресу: htt://saratov.gov.ru/auth/komregul/.
5 декабря 2018 года муниципальное унитарное предприятия "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области направило в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области заявление N 508, в котором указало, что рассмотрев экспертное заключение комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по установлению тарифа на тепловую энергию, с размером тарифа без учета НДС с 1 января 2019 года в размере 1 130, 60 руб, с 1 июля 2019 года - 1 153, 18 руб, с учетом НДС с 1 января 2019 года в размере 1 356, 72 руб, с 1 июля 2019 года - 1 383, 82 руб, согласно, просило провести заседание правления без их присутствия.
7 декабря 2018 года на заседании правления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области на основании заключения об обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области, принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019-2023 годы с использованием метода индексации.
15 апреля 2019 года муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области направило в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области заявление N 107 о проведении корректировки тарифа на 2020 год по инициативе органа регулирования, исходя из показателей, учтенных на базовый 2019 год, с учетом уточненных основных параметров актуальных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год, указало, что изменение имущественного комплекса не ожидается. К заявлению приложило отчет по форме "Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности за 2018 год"; информацию об имуществе, используемом для осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения; сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей.
Иные документы, позволяющие дать оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе провести оценку фактически произведенных экономически обоснованных расходов, не учтенных при тарифном регулировании и подлежащих учету в последующие периоды, муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области не представило.
На основании пунктов 12 и 14 Правил регулирования цен комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области открыл по собственной инициативе тарифное дело N 33 (приказ от 20 мая 2019 года N 105-П) по корректировке тарифов на тепловую энергию МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области и подготовил экспертное заключение.
15 ноября 2019 года на заседании правления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области на основании заключения об обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области, принято решение о внесения изменений в постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52/14.
При принятии данного решения, административный ответчик исходил из того, что предложение МУП "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области представлено в виде обращения о корректировке установленных тарифов на 2020 год в рамках уточненных основных параметров прогноза социально-экономического развития на 2020 год по инициативе органа регулирования и не содержит расчетные материалы согласно Методическим указаниям и обосновывающие документы к ним, в связи с чем административный ответчик произвел корректировку тарифа по следующим основаниям: - отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов; - отклонение фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.
Обращаясь в суд с административным иском административный истец указал, что органом регулирования необоснованно отклонены операционные расходы в сумме 4 958 тыс. руб, а именно: в части расходов на приобретение сырья и материалов административным истцом заявлено 1 012, 00 тыс. руб, установлено административным ответчиком - 232, 18 тыс. руб, отклонено - 779, 82 тыс. руб.; в части расходов на оплату труда заявлено 7 789, 00 тыс. руб, установлено административным ответчиком - 4 127, 32 тыс. руб, отклонено - 3 661, 68 тыс. руб.; в части расходов на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями заявлено 400 тыс. руб, установлено - 287, 79 тыс. руб, отклонено - 112, 21 тыс. руб.; в части расходов на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, других работ и услуг заявлено 462, 00 тыс. руб, установлено 89, 57 тыс. руб, отклонено комитетом - 372, 43 тыс. руб.; в части расходов на обучение персонала заявлено 54, 00 тыс. руб, установлено - 22, 14 тыс. руб, отклонено - 31, 86 тыс. руб.
Отклоняя указанные доводы административного истца, суд первой инстанции установил, что орган регулирования, определяя базовый уровень операционных расходов, руководствовался пунктом 37 Методических указаний и пунктом 40 Основ ценообразования, которыми установлено, что расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями. Административный ответчик проанализировав представленные в материалы тарифного дела, исходя из требований пункта 40 Основ ценообразования, обоснованно не принял во внимание представленные административным истцом договоры, в которых не содержались информация о наименовании, количестве, цене приобретаемого сырья, затратах, которые были рассчитаны в отношении регулируемых котельных, а также индексов роста цен на 2018-2019 годы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Также суд первой инстанции установил, что затраты на оплату труда рассчитаны в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования, при этом учтены результаты анализа фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденные данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, прогнозного индекса потребительских цен, среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью, нормативной численности, штатного расписания.
Административным истцом на 2019 год заявлена численность в количестве 52 человек промышленно-производственного персонала, средняя заработная плата - 12, 5 тыс. руб, заявка по численности и заработной плате административно-управленческого персонала отсутствует. Экспертом органа регулирования нормативная численность промышленно-производственного персонала рассчитана в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 22 марта 1999 года N 65, при этом эксперт исходил из имеющихся в тарифном деле сведений о количестве, мощностях и других параметрах, необходимых при расчете численности, а также из утвержденной штатным расписанием численности персонала в разрезе должностей.
Согласно пункту 1.6 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 22 марта 1999 года N 65, предусмотрена явочная численность рабочих в сутки или смену при продолжительности рабочей недели 40 часов с учетом наиболее полного и рационального использования рабочего времени. Продолжительность одной смены рабочих, обслуживающих отопительные котельные и тепловые сети, составляет 8 часов.
Комитет государственного регулирования тарифов, учитывая, что предприятием не предоставлен коэффициент невыходов, принял в расчет значение невыходов по причине ежегодных обязательных отпусков в размере 28 календарных дней (7, 7% от количества календарных дней в году), коэффициент невыходов равен 1, 077. С учетом представленной в тарифное дело информации, численность промышленно-производственного персонала (включая операторов котельной, лаборанта, персонала по обслуживанию и ремонту тепловых сетей и оборудования котельных) рассчитана в количестве 15, 92 единицы. Среднесписочная численность персонала на регулируемые объекты принята органом регулирования на уровне 22, 57 единиц. Средняя заработная плата учтена на уровне фактически сложившейся за 2017 год согласно расчету по страховым взноса с учетом индексов роста цен на 2018 и 2019 годы в сумме 15 241, 06 руб, в связи с чем, суд первой инстанции проверив представленные расчеты, пришел к выводу, что затраты на оплату труда в размере 4 127, 32 тыс. руб. рассчитаны административным ответчиком обоснованно.
Отклоняя доводы административного истца о необоснованности исключения части расходов на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, суд первой инстанции применил пункт 44 Основ ценообразования, подпунктом "а" которого установлено, что расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями, и пришел к выводу, что что орган регулирования исходил из того, что обязательные виды работ на тепловых сетях имеют разную периодичность, а поэтому в целях исключения повторного учета одних и тех же расходов учет затрат, в том числе экспертизы промышленной безопасности котлов, услуги по техническому и аварийному обслуживанию сетей газораспределения и газопотребления, режимно-наладочные испытания котлов, метрологические услуги, замена деталей, устройств, расчет производился с учетом периодичности их проведения. Сумма затрат, подлежащая учету в составе необходимой валовой выручки в рамках рассматриваемой статьи, формировалась с учетом исключения затрат на нерегулируемую котельную, договоров, не подтвержденных проведением конкурсных процедур. Расчет производился с учетом индексов роста цен на 2018-2019 года и составил 287, 79 тыс. руб. Оценку представленных документов за 2017 год на предмет их экономической обоснованности и целесообразности, в связи с чем обоснованно исключались договоры, в которых отсутствовала информация о перечне, объемах услуг, работ и материалов. По результатам анализа представленных материалов произведена индексация фактически подтвержденных затрат на индекс-дефлятор, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, затраты на услуги связи, канцтовары, вневедомственную охрану и пожарную сигнализацию определены в размере 74, 64 тыс. руб.
Не соглашаясь с доводами административного истца о необоснованности отклонения в части расходов на обучение персонала, суд первой инстанции согласился с расчетом затрат по данной статье административного ответчика, который соответствует пункту 44 Основ ценообразования, и произведен исходя из среднесписочной численности производственного персонала и данных о рыночной стоимости аналогичных образовательных услуг с применением индекса роста цен на 2018-2019 годы, что составило 22, 14 тыс. руб.
Кроме того, административный истец полагал, что административным ответчиком необоснованно отклонены неподконтрольные расходы в сумме 1 105, 55 тыс. руб, а именно в части отчислений на социальные нужды заявлено 2 352, 00 тыс. руб, установлено 1 246, 45 тыс. руб, отклонено - 1 105, 55 руб.
Суд первой инстанции с доводами административного истца о необоснованности отклонения неподконтрольных расходов в сумме 1 105, 55 тыс. руб, а именно в части отчислений на социальные нужды, не согласился, поскольку пришел к выводу, что административный ответчик при расчете величины страховых взносов руководствовался статьей 426 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из размера страховых взносов во внебюджетные фонды в размере 30, 0 %, а также размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно расчету ФСС Российской Федерации, представленному административным истцом в размере - 0, 2 % от учтенного административным ответчиком фонда оплаты труда, рассчитанного в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования.
Оценив представленные доказательства, материалы тарифного дела, заключение экспертизы по рассмотрению предложений муниципального унитарного предприятия " Тепловые сети" ЗАТО Шиханы об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019-2023 годы, показания свидетеля Чирковой С.С, подтвердившей выводы заключения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что органом регулирования проведен экономический анализ, правомерно произведено исключение части операционных и неподконтрольных расходов, что свидетельствует об установлении экономически обоснованных тарифов.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что по результатам обращения 15 апреля 2019 года муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области проведена корректировка в соответствии с пунктом 51 Методических указаний исходя из показателей, учтенных на базовый период 2019 года, в рамках уточненных значений основных параметров актуальных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на период регулирования (до 2024 года, принятый к расчету при корректировке тарифов на долгосрочный период): на 2020 год индекс потребительских цен составляет 103, 0 %; газ 103, 03 %; электрическая энергия 102, 41 %; водоснабжение 103, 6 %; скорректированная величина необходимой валовой выручки административного истца на 2020 год составила: операционные расходы - утверждено на 2019 год - 4759, 00, скорректировано - 4852, 75, отклонения +93, 75. Расчет произведен в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования по формуле (пункт 36 Методических указаний) с применением уточненных значений индексов потребительских цен (103, 00 %); неподконтрольные расходы - утверждено на 2019 год - 1254, 98, скорректировано - 1350, 42, отклонения +95, 44. Расчет произведен в соответствии с пунктом 39 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов; расходы на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) утверждено на 2019 год в размере 32528, 74, скорректировано - 33515, 38, отклонения +986, 64. Расчет произведен в соответствии с пунктом 50 Методических указаний с применением значений индексов роста исключительно по ценам на ТЭРы: газ (103, 0 %), электроэнергия (102, 41 %), водоснабжение (103, 6 %).
Объемные показатели ТЭР сохранены без изменений к уровню, учтенному на 2019 год; корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов: утверждено на 2019 год - 0, скорректировано - 290, 50, отклонения +290, 50. Расчет произведен по формуле в соответствии с пунктом 52 Методических указаний; размер необходимой валовой выручки - утверждено на 2019 год: 38542, 72, скорректировано - 40009, 05, отклонения +1466, 33; расчетный объем полезного отпуска Гкал - утверждено на 2019 год: 33807, 00, скорректировано - 33807, 00, отклонения - 0, 00; размер тарифа без учета НДС, руб./Гкал в том числе первое полугодие - утверждено на 2019 год - 1130, 00, скорректировано - 1153, 18, второе полугодие - утверждено на 2019 год: - 1153, 18, скорректировано - 1228, 14; размер тарифа с учетом НДС, руб./Гкал в том числе первое полугодие: утверждено на 2019 год - 1356, 72, скорректировано - 1383, 82, второе полугодие: утверждено на 2019 год - 1383, 82, скорректировано - 1473, 77, таким образом, с учетом проведенной оценки показателей в рамках корректировки, рост тарифа на тепловую энергию с 1 июля 2020 года составил 106, 5% по отношению к декабря 2019 года.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требования суд первой инстанции исходил из того, что в связи с не предоставлением административным истцом административному ответчику документов, позволяющих дать оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе провести оценку фактически произведенных экономически обоснованных расходов, не учтенных при тарифном регулировании и подлежащих учету в последующие периоды, не направлением в установленные сроки возражений относительно корректировки долгосрочных тарифов, установленные постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 15 ноября 2019 года N 37/43 тарифы на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы по имущественному комплексу, расположенному на территории ЗАТО Шиханы с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1153, 18 руб. /Гкал без учета НДС (1383, 82 руб./Гкал с учетом НДС); с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 1228, 14 руб./Гкал. без учета НДС (1473, 77 руб./Гкал с учетом НДС), являются экономически обоснованными.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экономической экспертизы по делу, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку указанное ходатайство ставилось судом первой инстанции на обсуждение, по нему выяснялось мнение участников процесса, после чего председательствующий мотивированно его отклонил, поскольку в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу (часть 1 статьи 77 КАС РФ), при этом в соответствии с частью 2 статьи 77 КАС РФ удовлетворение данного ходатайства является правом, а не обязанностью суда, однако судом первой инстанции таких обстоятельств не установлено.
Согласно части 3 статьи 84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности оценивается судом. Всем доказательствам по делу судом первой инстанции дана оценка в порядке статьи 84 КАС РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения судебной экономической экспертизы и полагает их мотивированными, и по этим же основаниям отказывает в удовлетворении указанного ходатайства, заявленного повторно в суде апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе административный истец указа, что отказывая в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экономической экспертизы, судом была исключена возможность представления административным истцом доказательств, подтверждающих факт необоснованного исключения административным ответчиком из статей расходов "Операционные расходы" в сумме 4 958 тыс. руб, "Неподконтрольные расходы" в сумме 1 105, 55 тыс. руб, факт допущенных со стороны административного ответчика ошибок при расчете тарифа.
Судебная коллегия не может согласиться с такими доводами апелляционной жалобы, поскольку административный истец не привел никаких доказательства и конкретных доводов в подтверждение своих утверждений о необоснованности исключения указанных им сумм из операционных расходов и неподконтрольных расходов, а также в подтверждении ошибок административного ответчика при расчете тарифа.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что по утвержденным административным ответчиком тарифам он обязан поставлять коммунальный ресурс по тепловой энергии по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей по возмещению затрат на его производство, что нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность выводов суда, поскольку в силу пункта 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на третий расчетный период регулирования, в полном объеме.
С доводами апелляционной жалобы административного истца о том, что в нарушения подпункта "л" пункта 32 Правил регулирования цен в протоколе заседания правления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 52 не указаны основания, по которым отказано во включение в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией с указанием таких расходов и их величин, судебная коллегия согласиться не может, поскольку вопреки указанным доводам в протоколе заседания правления от 7 декабря 2018 года эти данные отражены (т.1 л.д. 62-68), а также приведены в выводах экспертизы по рассмотрению предложению МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019-2023 годы (т.1 л.д.235-241).
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саратовского областного суда от 19 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" города Шиханы Саратовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 марта 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.