Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Бушминой А.Е.
при секретаре Горине А.Е.
с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Типанова Б.Б. о признании недействующим пункта 8262 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 2 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения административного истца Типанова Б.Б, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции отменить, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
12 ноября 2018 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ NСл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также Перечень на 2019 год), который размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 8262 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"
Типанов Б.Б. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в указанной части.
Административный истец является собственником указанного нежилого помещения, считает, что рассматриваемый объект недвижимости на момент его включения в Перечень на 2019 год не отвечал признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение спорного объекта в указанный Перечень затрагивает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.
В судебном заседании Типанов Б.Б. поддержал доводы административного искового заявления в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в судебное заседание не явился.
Решением Нижегородского областного суда от 2 декабря 2020 года административное исковое заявление Типанова Б.Б. удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия пункт 8262 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области NСл-326-25615/18 от 12 ноября 2018 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение Нижегородского областного суда от 2 декабря 2020 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов жалобы указывает, что включение спорного объекта недвижимости в Перечень на 2019 год соответствует установленным требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно сведениям технической документации (инвентаризации) указанное нежилое помещение включает в себя торговый зал площадью "данные изъяты" кв.м, что составляет 89, 8% от общей площади нежилого помещения.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и административным истцом представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Типанов Б.Б. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение Нижегородского областного суда от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения административного истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым отменить решение Нижегородского областного суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия пришла к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 1, 2).
Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года N 169 на территории города Нижнего Новгорода установлен налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения. При этом для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, установлена ставка налога - 2 процента.
12 ноября 2018 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановление Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" принят в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства о его принятии и введении в действие.
По указанным основаниям решение суда первой инстанции не оспаривается и судебной коллегией не проверяется.
Рассматривая административное исковое заявление по существу, судом первой инстанции установлено, что Типанов Б.Б. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" который включен в пункт 8262 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком, на которого частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2019 год, доказательств, достоверно подтверждающих, что на момент включения помещения в Перечень на 2019 год в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости назначение, разрешенное использование и наименование помещений здания общей площадью не менее 20 процентов его общей площади предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия не может согласится с указанным выводом в силу следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером: N имеет назначение - "нежилое", наименование - "помещение", расположено здании с кадастровым номером N, наименование и назначение указано - "многоквартирный дом", указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "под многоквартирный дом, для объектов жилой застройки".
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к имуществу, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость имущества осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и (или) его (здания, строения, сооружения) предназначения и (или) вида его фактического использования.
Каждое из указанных критериев является самостоятельным основанием для включения спорного объекта недвижимости в соответствующий Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции правильно констатировал, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка на котором располагается здание, включающее в себя спорное нежилое помещение, спорный объект недвижимости включению в Перечень на 2019 год не подлежало.
Однако критерий предназначения использования объекта недвижимости согласно документам технического учета (инвентаризации) в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания является достаточным основанием для включения объекта в Перечень на 2019 год.
Так, в соответствии с документами технического учета (инвентаризации), техническим паспортом жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", составленного "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в помещение "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м расположены помещения следующего назначения: "торговый зал" площадью "данные изъяты" кв.м, "кабинет", "туалет", "умывальник".
Учитывая, что общая площадь спорного объекта недвижимости составляет "данные изъяты" кв.м, а общая площадь помещения с назначением, предусматривающим размещение торговых объектов, а именно "торговый зал" - "данные изъяты" кв.м, что составляет 89, 8% от общей площади помещения, вывод суда о признании недействующим пункта 8262 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год не может быть признан обоснованным.
По делу достоверно установлено, что до принятия оспариваемого нормативного правового акта мероприятия по обследованию спорного помещения с целью определения вида его фактического использования на предмет включения в Перечень на 2019 год административным ответчиком не проводились.
При этом вывод суда первой инстанции о неправомерности включения спорного помещения в Перечень на 2019 год по причине неустановления его фактического использования правового значения для разрешения настоящего дела не имеет, поскольку каждый из приведенных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев является самостоятельным для признания нежилого помещения торговым объектом.
Учитывая изложенные обстоятельства включение нежилого помещения с кадастровым номером: N в оспариваемый пункт Перечня на 2019 год является правомерным, исходя из сведений содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) спорного объекта недвижимости.
Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены судебного акта и принятия нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Типанова Б.Б.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельный отношений Нижегородской области удовлетворить, решение Нижегородского областного суда от 2 декабря 2020 года - отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Типанова Б.Б. о признании недействующим пункта 8262 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" - отказать в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.