Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ФИО5 на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 30 ноября 2020 года, решение судьи Воронежского областного суда от 19 января 2021 года, вынесенные в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Воронежского областного суда от 19 января 2021 года, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" (далее- ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Учреждения ФИО4 просит отменить указанные судебные акты, считая их незаконными, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В силу подпунктов 1, 7 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Из статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 этой статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 названной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: "адрес" является объектом культурного наследия регионального значения, представляющее собой историко-культурную ценность "Среднетехническое училище им. Петра 1", принятым под государственную охрану постановлением администрации Воронежской области от 18 апреля 1994 года N 510 "О мерах по сохранению историко-культурного наследия Воронежской области".
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним нежилое здание, площадью 10248, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", передано в оперативное управление ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в отношении данного имущества установлено ограничение, связанное с соблюдением порядка и правил охраны, использования и реставрации объектов культурного наследия, предусмотренных Федеральным законом 25 июня 2002 года N 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
16 сентября 2020 года в ходе проводимых мероприятий по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Среднетехническое училище им. Петра 1" управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области установлен факт проведения ремонтных работ - замена оконного заполнения второго этажа главного фасада объекта: демонтировано оконное заполнение, место проведения работ ограждено сигнальной лентой, установлены строительные леса. Вместе с тем, научно-проектная документация на согласование в управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области не поступала; задание и разрешение на производство данных работ управлением также не выдавалось.
22 сентября 2020 года при проведении мероприятий по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении данного объекта культурного наследия регионального значения установлен факт продолжения ремонтных работ объекта культурного наследия, а именно: демонтаж оконных заполнений второго этажа главного фасада объекта и установка новых оконных заполнений с изменением исторической расстекловки. Однако научно-проектная документация на согласование в управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области не поступала, задание и разрешение на производство данных работ управлением также не выдавалось.
Выявленные проверкой нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при содержании и использования объекта культурного наследия регионального значения "Среднетехническое училище им. Петра 1" отражены в актах проверки от 16 сентября 2020 года N 19-Н, от 22 сентября 2020 года N 21-Н явились основанием для составления в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России протокола об административном правонарушении от 1 октября 2020 года N 7, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения учреждения к административной ответственности по вменяемой норме.
Факт несоблюдения требований Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что Учреждение имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы заявителя о том, что учреждение является ненадлежащим субъектом привлечения к административной ответственности, несостоятельны.
В силу вышеприведенных норм и устава учреждение обязано осуществлять надлежащим образом права владения и пользования предоставленным имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
Приведенные заявителем в поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, сводятся к несогласию с принятыми по делу судебными актами, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 30 ноября 2020 года, решение судьи Воронежского областного суда от 19 января 2021 года, вынесенные в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ФИО6 - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.