Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Шамайляна Николая Александровича на апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2020 г. по административному делу N 2а-231/2020 об оспаривании "звание" Грудининым Ильей Анатольевичем решения федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) об отказе учесть денежные средства на его именном накопительном счете участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного истца Шамайляна Н.А. в обоснование доводов жалобы, установил:
вышеуказанным апелляционным определением отменено решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 23 июля 2020 г. об удовлетворении требований Грудинина и принято новое решение - об отказе в их удовлетворении.
В кассационной жалобе, поданной 21 декабря 2020 г, представитель административного истца просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение об удовлетворении требований его доверителя.
Он указывает на то, что судом апелляционной инстанции нарушены ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 4, 5, 7.1 Федерального закона от 20.08.2004 N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС), а также п. 12, 19-22 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 24.04.2017 N 245. Вывод об отказе в удовлетворении требований Грудинина противоречит сложившейся судебной практике, согласно которой существенное значение имеет не дата возникновения оснований для включения военнослужащего в реестр в связи с повторным поступлением на военную службу, а факт наличия у такого военнослужащего статуса участника НИС после вступления в законную силу изменений в действующем законодательстве, вследствие которых у него возникло право на учёт указанных накоплений, а у командования соответственно - обязанность обеспечить военнослужащему возможность это право реализовать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении административного дела судами в качестве юридически значимых обстоятельств установлено и сторонами не оспаривается, что Грудинин в июне 2006 г. заключил первый контракт о прохождении военной службы на период обучения и 5 лет службы после окончания ВУЗа.
11 июня 2009 г. он был включен в реестр участников НИС в связи с окончанием института и присвоением ему воинского звания " "звание"" по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона о НИС. В этом же месяце затем уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта - подпункт "6" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а с 15 сентября 2014 г. исключен из списков личного состава воинской части и с этого же дня - из реестра участников НИС.
Основание увольнения административного истца с военной службы на тот момент не давало ему права на использование накоплений, учтенных на его именном накопительном счете, в связи с чем соответствующие денежные средства были возвращены в федеральный бюджет.
7 апреля 2016 г. Грудинин добровольно поступил на военную службу из запаса и заключил новый контракт. С этого же дня он повторно включен в реестр участников НИС и на его имя открыт новый индивидуальный накопительный счет (далее - ИНС).
После обращения Грудинина в ноябре 2019 г. с рапортом к командиру войсковой части N. указанным должностным лицом 23 января 2020 г. направлены в Управление документы для внесения соответствующих изменений в целях восстановления истцу предыдущих накоплений, в чем сообщением от 14 мая 2020 г. за N "данные изъяты" было отказано, поскольку административный истец включен в реестр участников НИС до внесения изменений в Федеральный закон N 32-ФЗ, который обратной силы не имеет.
Вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требований Грудинина судом апелляционной инстанции был признан неверным со ссылкой на факт включения административного истца в реестр после заключения нового контракта о прохождении военной службы при повторном поступлении на нее.
Данный вывод суд кассационной инстанции находит ошибочным.
Так, после вступления в силу 18 марта 2017 г. Федерального закона от 07.03.2017 N 32-ФЗ, которым часть 7.1 статьи 5 ФЗ "О НИС" изложена в новой редакции, произошло расширение перечня оснований увольнения военнослужащих, дающих право на учёт ранее учтённых накоплений, вследствие чего такое право возникло у лиц, которые были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "в", "г" и "к" пункта 1, подпунктами "а", "б" и "ж" пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Приказом Минобороны России от 03.08.2017 N 474 утверждён перечень документов, необходимых для формирования и ведения реестра участников НИС. Приложением N 2 к данному приказу определены структура регистрационного номера участника НИС и признак категории участника НИС, состоящий из двух цифр.
Как установлено этим Приложением, военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 ФЗ "О НИС", и были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным частью 7.1 статьи 5 ФЗ "О НИС", или общая продолжительность военной службы которых на дату исключения из списков личного состава воинской части составляла 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении, присваивается признак категории "15", а военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в части 7.1 статьи 5 ФЗ "О НИС" основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками - "16".
В соответствии с пунктами 19-22 Порядка реализации НИС в Вооружённых Силах Российской Федерации, который утверждён приказом Минобороны России 24.04.2017 N 245, при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке и личном деле участника НИС, командир воинской части подписывает таблицу изменений, подлежащую направлению воинской частью в подразделение жилищного обеспечения, которое проверяет их на соответствие требованиям названного Порядка, формирует сводную таблицу и направляет её с заверенными копиями документов в регистрирующий орган согласно пункту 12 того же Порядка.
Таким образом существенное значение имеет не дата возникновения оснований для включения военнослужащего в реестр в связи с повторным поступлением на военную службу, а факт наличия у такого военнослужащего статуса участника НИС после вступления в законную силу изменений в действующем законодательстве, вследствие которых у него возникло право на учёт указанных накоплений, а у командования соответственно - обязанность обеспечить военнослужащему возможность это право реализовать.
При таких обстоятельствах требования Грудинина подлежат удовлетворению.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Поскольку при рассмотрении административного дела юридически значимые обстоятельства установлены верно, но при этом принято неправильное решение в связи с неправильным применением норм материального права, то суду кассационной инстанции следует принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Грудинина Ильи Анатольевича об оспаривании решения федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе учесть денежные средства на его именном накопительном счете участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих отменить и оставить в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 23 июля 2020 г.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.