Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2020 г. (дело N 12-352/2020) и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 29 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, установил:
постановлением начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенова Б.Ц. от 03 августа 2020 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2020 г, оставленным без изменения решением Верховного Суда Республики Бурятия от 29 октября 2020 г, постановление от 03 августа 2020г. отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В настоящей жалобе начальник Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенов Б.Ц. просит судебные решения отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче настоящей жалобы на указанный выше акт, в установленный срок возражений не представило.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в установленный судебным приставом-исполнителем срок - в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования, врученного 27 февраля 2020г, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера, а именно: не обеспечило ФИО8 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодным для проживания, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Улан-Удэ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия постановления о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Проверяя законность постановления должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства состава вмененного правонарушения, в связи с чем, принял решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Судья Верховного Суда Республики Бурятия согласился с выводами районного суда, оставив решение без изменения.
Вместе с тем такие выводы вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Делая выводы об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава вмененного правонарушения, судебные инстанции указали на то, что на момент исполнения судебного решения об обеспечении ФИО8 благоустроенным жилым помещением, не был сформирован специализированный жилищный фонд и отсутствовало достаточное финансирование, поэтому Министерство не имело реальной возможности исполнения требований неимущественного характера в установленный срок.
При этом суды сослались на то, что 18 декабря 2019 г. между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия в лице Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем 27 декабря 2019 г, 30 января 2020 г, 5 февраля 2020 г, 18 февраля 2020 г, 16 марта 2020 г, 3 июня 2020 г, 23 июня 2020г. Министерством социальной защиты в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "УКС ПРБ" были направлены письма о потребности в благоустроенных жилых помещениях специализированного фонда.
Вместе с тем, судами не учтено, что недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Кроме того, анализ доказательств, которые могли бы подтвердить, что неисполнение требований исполнительного документа было вызвано отсутствием специализированного жилищного фонда и соответствующего финансирования, в обжалуемых судебных актах не приведен; какие-либо объективные доказательства, которые могли бы бесспорно подтвердить доводы Министерства, судом не исследовались и в материалах дела отсутствуют.
Письма, направленные в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ "УКС ПРБ", на который ссылаются суды в своих решениях, не содержат отметок о их получении адресатом. Суды не выяснили, являлись ли указанные меры своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения судебного решения, вынесенного 13 мая 2019 г.
Своим правом обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения Министерство своевременно не воспользовалось.
Доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.
Изложенное выше свидетельствует о том, что при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица суды не выполнили в полном объеме требования статьи 24.1 КоАП РФ, что не позволило им всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2020 г. и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 29 октября 2020 г. нельзя признать законными и обоснованными, данные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенова Б.Ц. удовлетворить.
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2020 г. и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 29 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
Судья И.В. Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.