Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Курдюковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-958/2020 по иску Трунтаева Михаила Владимировича к администрации г. Арзамаса Нижегородской области о признании отказа незаконным, понуждении включить в список и предоставить жилое помещение
по кассационной жалобе Трунтаева Михаила Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 ноября 2020 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
установила:
Трунтаев М.В. обратился в суд с иском к администрации г..Арзамаса Нижегородской области, в котором просил признать незаконным отказ во включении Трунтаева М.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, содержащийся в постановлении администрации г..Арзамаса от ДД.ММ.ГГГГ N; обязать администрацию г..Арзамаса включить его указанный список, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Арзамаса Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме представления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м.). Указал, что родители истца лишены родительских прав, в связи с чем, он относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее он был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес". В настоящее время Трунтаеву М.В. стало известно, что каких-либо прав на данное жилое помещение у него не имеется. Собственником и нанимателем по договору социального найма данного жилого помещения он не является и не являлся. Приходящаяся на него площадь жилого помещения менее учетной нормы. Какого-либо жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности у него нет. ДД.ММ.ГГГГ им подано заявление в администрацию г..Арзамаса о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации г..Арзамаса от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано во включении в указанный список на том основании, что на момент достижения возраста 23 лет отсутствовали основания для предоставления жилого помещения.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2020 г. исковые требования Трунтаева М.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 ноября 2020 г. решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2020 года отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Трунтаеву М.В. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанций, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права. Считает, что судом апелляционной инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Трунтаев М.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, достигшим возраста 23 лет, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав на основании решения "адрес" суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлениями администрации Арзамасского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N несовершеннолетние Трунтаев М. и ФИО8 направлены в детское государственное учреждение, за ними сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес".
Трунтаев М.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации г. Арзамаса не принимался, не состоял, на учете в качестве оставшегося без попечения родителей на территории городского округа г. Арзамас не находился.
Согласно справке администрации Слизневского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ за Трунтаевым М.В. и ФИО8 закреплена жилплощадь по адресу: "адрес", площадью 60 кв.м, дом принадлежит "данные изъяты"", квартира не приватизирована.
Указанная квартира в реестре муниципальной собственности не числится.
Постановлением администрации г. Арзамаса Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N Трунтаеву В.М. отказано во включении в список детей-сирот, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", в связи с чем на момент достижения им возраста 23 лет отсутствовали основания для предоставления жилого помещения в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ на территории г. Арзамаса Нижегородской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 51, 57, 69, 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст. ст. 4, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", Постановлением Правительства РФ от 04.04.2009 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", исходил из того, что жилое помещение истцу в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ не предоставлялось, при этом собственником жилых помещений он не является, с родителями, которые лишены в отношении него родительских прав он не проживал, и в жилое помещение по адресу: "адрес", не вселялся, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Трунтаева М.В.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, и отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Трунтаева М.В. При этом исходил из того, что Трунтаев М.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигший возраста 32 лет, в настоящее время не относится к категории лиц, подпадающих под действие Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жильем после достижения им возраста 23 лет утрачено, на учете он не состоял, доказательств того, что Трунтаев М.В. в предусмотренный законом срок обращался в уполномоченные государственные органы с заявлением о предоставлении жилого помещения по указанным основаниям, не имеется.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону.
Как следует из материалов дела, Трунтаев М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Соответственно 23 года ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, доводы жалобы заявителя о том, что он имеет право получить жилое помещение и по достижении 23 лет в рамках Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при конкретных обстоятельствах по делу, судебной коллегией кассационного суда отклоняются. Обеспечение жильем является дополнительной социальной гарантией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия. В данном случае истец обратился с заявлением о включении в список по прошествии времени с момента достижения 23-летнего возраста.
С учетом приведенных правовых норм суд сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. При этом каких-либо доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возраста 23 лет суду истцом не представлено.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Трунтаева М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.