Дело N 2а-3701/2019
г. Краснодар 15.12.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по "адрес" УФССП России по "адрес" ФИО5 на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску Гвардейского сельского совета "адрес" к судебному приставу - исполнителю Отдела судебных приставов по "адрес" Управления Федеральной службы судебных приставов по "адрес" ФИО5, Отделу судебных приставов по "адрес" УФССП России по "адрес", УФССП России по "адрес" о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи ФИО2, представителя Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым по доверенности ФИО8, просившего об оставлении судебных актов без изменения, ФИО1 кассационный суд общей юрисдикции, установил:
Гвардейский сельский совет "адрес" Республики Крым (Гвардейский сельсовет, сельский совет) обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором просил признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по "адрес" УФССП России по "адрес" (ОСП по "адрес") ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Гвардейского сельского совета исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по "адрес" ФИО5 в отношении должника - Гвардейского сельского совета, возбуждено исполнительное производство N-ИП, предмет исполнения: возложение обязанности на Гвардейский сельский совет принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым - главы Администрации Гвардейского сельского поселения "адрес" ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Гвардейского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ за N прекращены полномочия главы муниципального образования Гвардейского сельского поселения "адрес" Республики Крым - председателя Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения "адрес" ФИО7
Однако ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав - исполнитель ФИО5 вынесла постановление о взыскании с Гвардейского сельского совета исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Административный истец считает постановление незаконным, так как требования исполнительного документа фактически исполнены, ввиду чего полагает, что основания для взыскания исполнительского сбора отсутствовали.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск удовлетворен. Судами признано незаконным постановление о взыскании с Гвардейского сельского совета исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе судебный пристав - исполнитель ОСП по "адрес" ФИО5 просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Также заявитель жалобы указывает на то, что административным истцом без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд с данным административным иском.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания кассационного суда. Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По результатам изучения материалов дела и кассационной жалобы усматриваются определенные статьей 328 КАС РФ основания для отмены судебных актов.
Право обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов предусмотрено положениями статьи 218 КАС РФ, части 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве).
Из содержания статей 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц (публичного органа) могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые интересы граждан либо иных лиц.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 11 статьи 30 указанного федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего федерального закона. Исполнительский сбор, в силу части 1 статьи 112 названного закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Согласно части 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 6 той же статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с частью 7 того же законоположения суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 стать 401 ГК РФ).
Анализ приведенных выше норм приводит к выводу о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный законом для добровольного исполнения срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности исполнения вследствие обстоятельств непреодолимой силы - чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворено исковое заявление прокурора "адрес" Республики Крым. Признано незаконным решение 69 сессии 1 созыва Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N о рассмотрении заявления Главы Республики Крым ФИО6 "О досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения "адрес" ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N/ДСП".
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении требований прокурора отменено. В указанной части принято новое решение об удовлетворении требований прокурора. На Гвардейский сельский совет возложена обязанность принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения "адрес" ФИО7
В мотивировочной части апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ была установлена единственная мера дисциплинарной ответственности, подлежащая применению в отношении председателя Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения "адрес" ФИО7 - увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия.
ДД.ММ.ГГГГ ОСП по "адрес" в соответствии с исполнительным документом, выданным на основании вышеназванных судебных решений, возбуждено исполнительное производство N-ИП. Предмет исполнения: возложение на Гвардейский сельский совет обязанности принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым - главы Администрации Гвардейского сельского поселения "адрес" ФИО7
В постановлении наряду с иным разъяснено, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения - 5 дней, с должника-организации будет взыскан исполнительский сбор 50 000 руб.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Гвардейским сельским советом ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суды установили, что на момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства полномочия председателя Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения "адрес" ФИО7 были прекращены распоряжением Гвардейского сельского совета ДД.ММ.ГГГГ, что, по мнению судов, свидетельствует о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
С выводами судов обеих инстанций согласиться нельзя.
В силу части 3 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
На основании распоряжения Гвардейского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ за N, утвержденного председателем Гвардейского сельского совета - главой администрации Гвардейского сельского поселения ФИО7, с ДД.ММ.ГГГГ его полномочия прекращены в связи с вступлением ФИО7 в должность вновь избранного главы администрации Гвардейского сельского поселения "адрес".
Распоряжением председателя Гвардейского сельского совета - главы администрации Гвардейского сельского поселения ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N последний прекратил исполнение полномочий главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение "адрес" Республики Крым - председателя Гвардейского сельского совета - главы администрации Гвардейского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть в связи с началом работы выборного органа местного самоуправления нового (Второго) созыва.
В соответствии с решением Гвардейского сельского совета Второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО7 был избран председателем Гвардейского сельского совета - главой администрации Гвардейского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава - исполнителя ФИО5 административный истец направил письмо, в котором указал на то, что требования исполнительного документа фактически исполнены, в связи с чем просил прекратить исполнительное производство N-ИП. Таким образом, из материалов дела следует, что досрочное прекращение полномочий ФИО7 произведено не во исполнение требований исполнительного документа, а в связи с участием последнего в выборах в депутаты Гвардейского сельского совета Второго созыва.
При таких обстоятельствах у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, поскольку требования исполнительного документа о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета "адрес" Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения "адрес" ФИО7 в связи с нарушением им антикоррупционного законодательства должником исполнены не были.
Выводы судов обеих инстанций об обратном противоречат материалам дела и постановлены при неправильном применении материального закона, регулирующего вопросы принудительного исполнения судебных актов.
При изложенных обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания незаконным оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, в связи с чем судебные акты обеих инстанций подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в административном иске.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать Гвардейскому сельскому совету "адрес" в административном иске к судебному приставу - исполнителю Отдела судебных приставов по "адрес" УФССП России по "адрес" ФИО5, Отделу судебных приставов по "адрес" УФССП России по "адрес", УФССП России по "адрес" о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.