Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Плещенко В.Ф. и Масютина В.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Фермер".
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Фермер".
Решением Октябрьского районного суда Волгоградской области от 30 июля 2020 года ликвидирован сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Фермер". На Солодунова А.Э. возложена обязанность по ликвидации кооператива, установлен Солодунову А.Э. шестимесячный срок на осуществление связанных с ликвидацией действий со дня вступления решения суда в законную силу.
В части исковых требований к Плещенко В.Ф, Ромашкину В.Ф. м Масютину В.И. о возложении обязанности по ликвидации кооператива в шестимесячный срок отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований к Плещенко В.Ф, Ромашкину В.Ф. и Масютину В.И. о возложении обязанности по ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Фермер" в шестимесячный срок. В указанной части принято новое решение, которым на Плещенко В.Ф, Ромашкина В.Ф. и Масютина В.И. возложена обязанность по ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Фермер", им установлен шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для осуществления мер, связанных с ликвидационными действиями. В остальной части судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Плещенко В.Ф. и Масютиным В.И. в суд кассационной инстанции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконностью и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 14 декабря 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 26 января 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, растениеводческие, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц СКПК "Фермер" зарегистрирован в качестве юридического лица 4 ноября 2002 года, его основным видом деятельности является деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, а дополнительными видами деятельности выступают предоставление потребительских кредитов, а также деятельность по предоставлению денежных ссуд под залог недвижимого имущества.
В соответствии с уставом кооператив является некоммерческой организацией и основной целью кооператива является выдача займов членам кооператива, взаимное кредитование членов и сбережение денежных средств членов и ассоциированных членов кооператива на основе аккумулирования их паевых и иных взносов, а также других собственных средств кооператива и привлечения в кооператив кредитов от кредитных организаций.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 40.1 указанного Федерального закона регулирование деятельности кредитных кооперативов, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных кооперативов осуществляется Банком России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40.2 данного Федерального закона в отношении кредитных кооперативов Банк России издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов, а также осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В силу статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие определенные виды деятельности, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 40.2 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае нарушения кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".
В ходе анализа сведений Государственного реестра сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и реестров членов саморегулируемых организаций, СКПК "Фермер" по состоянию на 17 января 2020 года не являлось членом ни одной из саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
Ликвидация кооператива осуществляется по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, регламентирующим ликвидацию юридического лица.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 42 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" кооператив может-быть ликвидирован по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов.
В соответствии пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", статьи 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России, в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О кредитной кооперации".
Согласно части 1 статьи 35 названного Федерального закона саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.
Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом "О кредитной кооперации", прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (часть 3 статьи 35 Федерального закона "О кредитной кооперации").
Согласно части 4 статьи 35 данного Федерального закона кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с названным Федеральным законом "О кредитной кооперации", подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 стать 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
Учитывая выявленные нарушения со стороны СКПК "Фермер", выразившиеся в отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации, обоснованным является вывод о ликвидации СКПК "Фермер".
Между тем из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц СКПК "Фермер" в качестве учредителей указаны Масютин В.И, Плещенко В.Ф. и Ромашкин В.Ф, указанные сведения внесены в реестр 4 ноября 2002 года.
Однако, как указал суд первой инстанции, Масютин В.И. не является членом СКПК "Фермер" с 2004 года, с того же года не является членом СКПК Ромашкин В.Ф, а Плещенко В.Ф. не является членом СКПК "Фермер" с 2017 года, а потому на них не может быть возложена обязанность ликвидировать юридическое лицо.
В силу части 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
По состоянию на 31 декабря 2019 года реестр членов кооператива не содержал сведения о Масютине В.И, Плещенко В.Ф. и Ромашкине В.Ф. Однако сведения об исключении указанных лиц из числа учредителей не были представлены в установленном порядке для регистрации в налоговый орган, о чем свидетельствует наличие сведений об указанных лицах, как об учредителях СКПК "Фермер", в Едином государственном реестре юридических лиц.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отмене решения суда в части и возложении обязанности по ликвидации кооператива не только на Солодунова А.Э, но и на Масютина В.И, Ромашкина В.Ф. и Плещенко В.Ф.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 марта 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.