Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванова Е.В. рассмотрела кассационную жалобу директора департамента правовой, законопроектной и международной деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ ФИО5 на частное определение судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 февраля 2020 года и апелляционное определение судьи Краснодарского краевого суда от 16 июня 2020 года по делу по иску ФИО2 к администрации муниципального образования город Армавир о признании права на обеспечение жилым помещением, установила:
Решением Армавирского городского суда от 16 августа 2019 года за ФИО2, 12 марта 1987 года рождения, признано право на обеспечение жилым помещением по категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет.
Решение суда участвующими в деле лицами не обжаловалось и вступило в законную силу 17 сентября 2019 года.
Данным решением суда на Администрацию муниципального образования город Армавир, иных должностных лиц управления по вопросам семьи и детства муниципального образования, а также чиновников министерства труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность включить ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае.
Однако заместитель министра министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО1 своим приказом N2140-жс от 24 декабря 2019 года, сославшись на положение статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, пункт 14 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения К делу N2-3893/19 родителей, достигших возраста 23 лет, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года N 397 и часть 10 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N1748-КЗ, с мотивировкой, что "... он (ФИО2), как лицо, достигшее возраста 23 лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации не имел права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма", отказала ФИО2 включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае.
В связи с чем, судьей Армавирского городского суда Краснодарского края 12 февраля 2020 года вынесено частное определением, которым обращено внимание министра труда и социального развития Российской Федерации Котякова Антона Олеговича на противоправные действия министерства труда и социального развития Краснодарского края в лице должностного лица - заместителя министра ФИО1, которая фактически отказалась исполнить вступившее в законную силу решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 16 августа 2019 года, указано на необходимость в месячный срок сообщить о принятых мерах реагирования в Армавирский городской суд.
Апелляционным определением судьи Краснодарского краевого суда от 16 июня 2020 года частное определение судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 февраля 2020 года оставлено без изменения.
Директором департамента правовой, законопроектной и международной деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ ФИО5 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду существенного нарушения судами норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 13, статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что, поскольку министерство труда и социального развития Краснодарского края в лице его чиновника - заместителя министра ФИО1, не исполнив вступившее в силу решение суда, незаконно отказало ФИО2 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необходимо вынести частное определение и направить его министру труда и социального развития Российской Федерации Котякову Антону Олеговичу с целью принятия соответствующих мер реагирования.
С подобным выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Согласно Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение для названной категории граждан устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
По смыслу пункта 10.17 названного положения, Министр вправе давать руководителю подведомственной Министерству федеральной службы обязательные для исполнения указания, приостанавливать в случае необходимости решения подведомственной Министерству федеральной службы (ее руководителя) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.
Вместе с тем, министерство труда и социального развития Краснодарского края не является подведомственным Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации учреждением.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края в соответствии с Положением о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденного постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 года N 1240, является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения на территории Краснодарского края, в сфере опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае. Согласно пунктов 1, 5.1 названного положения, Министерство возглавляет министр труда и социального развития Краснодарского края, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации (губернатором) Краснодарского края.
Однако, обращая внимание ФИО6 на противоправные действия министерства труда и социального развития Краснодарского края, возлагая на него обязанность в месячный срок сообщить о принятых мерах реагирования, суды не приняли во внимание, что в его полномочия принятие мер реагирования в отношении министерства труда и социального развития Краснодарского края и его должностных лиц не входит.
Таким образом, доводы кассационной жалобы, по мнению судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, заслуживают внимания.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, в связи с чем, частное и апелляционное определения подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
частное определение судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 12 февраля 2020 года и апелляционное определение судьи Краснодарского краевого суда от 16 июня 2020 года отменить.
Судья Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.