Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 марта 2021 г. по делу N 16-72/2021-
Постановлением Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N 56-АД21-9-К9 настоящее постановление оставлено без изменения
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу генерального директора АО "Находкинский морской торговый порт" Григорьева В.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 28 января 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда от 22 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - АО "Находкинский морской торговый порт", у с т а н о в и л:
постановлением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 28 января 2020 года АО "Находкинский морской торговый порт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статей 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Приморского краевого суда от 22 июня 2020 года постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 28 января 2020 года оставлено без изменения, жалоба защитника АО "Находкинский морской торговый порт" Васильевых Л.А. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор АО "Находкинский морской торговый порт" Григорьев В.С. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях АО "Находкинский морской торговый порт" состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 6.3 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО "Находкинский морской торговый порт" к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложены обязанности, в частности: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно положениям статьи 20 Федерального закона N 52-ФЗ, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из пункта 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" следует, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в частности, разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
В силу пункта 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0, 8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.
Материалами дела установлено, что в период с 23 января 2019 года по 19 февраля 2019 года на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Детковской Т.Н. от 17 января 2019 года N 69 специалистами территориального отдела с привлечением экспертов-специалистов филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском края" в г. Находке проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой г. Находки Приморского края (решение от 17 января 2019 года N 7-27-2019), в отношении юридического лица - АО "Находкинский морской торговый порт", расположенного по адресу: "адрес".
В ходе проведения указанной внеплановой выездной проверки, а также при рассмотрении 19 февраля 2019 года в 15 часов 00 минут экспертного заключения от 6 февраля 2019 года N 59/7.2, протокола лабораторных испытаний атмосферного воздуха от 4 февраля 2019 года N 146-А, выполненных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае", представленных юридическим лицом документов, были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пункта 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", выразившиеся в следующем.
Согласно протоколу осмотра второго грузового района АО "НМТП", расположенного по адресу: "адрес", от 30-31 января 2019 года в течение всего времени отбора проб (образцов) атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия по адресу: "адрес", юридическим лицом проводились следующие работы:
- с 13:30 часов до 14:00 часов 30 января 2019 года - отгрузка угля на судно "Min Xin", зачистка вагонов. При этом в постоянном режиме работали 3 стационарные орошающие пушки (NN 3, 4, 5), 2 мобильные орошающие пушки, а также поливомоечная машина на базе "Камаз";
- с 19:00 часов до 20:00 часов 30 января 2019 года - отгрузка угля на судно "Min Xin", зачистка вагонов. При этом в постоянном режиме работали 5 стационарных орошающих пушек, 3 мобильные орошающие пушки, а также 2 поливомоечных машины на базе "Камаз";
- с 00:30 часов до 02:00 часов 31 января 2019 года - отгрузка угля на судно "Min Xin", выгрузка угля из ж/д вагонов на склад, зачистка вагонов. При этом в постоянном режиме работали 5 стационарных орошающих пушек, 3 мобильные орошающие пушки, а также 2 поливомоечных машины на базе "Камаз";
- с 07:30 часов до 08:30 часов 31 января 2019 года - отгрузка угля на судно "Min Xin", выгрузка угля из ж/д вагонов на склад, зачистка вагонов. При этом в постоянном режиме работали 5 стационарных орошающих пушек, 3 мобильные орошающие пушки, а также 2 поливомоечных машины на базе "Камаз".
Между тем, несмотря на то, что в течение всего времени отбора проб (образцов) атмосферного воздуха юридическим лицом осуществлялся комплекс пылезащитных мероприятий, в зоне влияния предприятия по адресу: г. Находка, ул. Астафьева, д. 115 выявлено превышение ПДК загрязняющих веществ.
Согласно протоколу лабораторных испытаний атмосферного воздуха от 4 февраля 2019 года N 146-А среднесуточная концентрация пыли неорганической с содержанием диоксида кремния до 20% в пробе воздуха составила 0, 17 мг/м3, что превышает ПДК в 1, 13 раза.
Из экспертного заключения, выполненного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" от 6 февраля 2019 года N 59/7.2, следует, что качество атмосферного воздуха по ул. Астафьева, д. 115 не соответствует требованиям пункта 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест", ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений".
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении АО "Находкинский морской торговый порт" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 10 от 27 февраля 2019 года; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 17 января 2019 года N 69; решением прокурора г. Находки о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 17 января 2019 года N 7-27-2019; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30-31 января 2019 года; экспертным заключением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы от 6 февраля 2019 года N 59/7.2; протоколом лабораторных испытаний атмосферного воздуха от 4 февраля 2019 года N 146-А; протоколом взятия проб (образцов) атмосферного воздуха для проведения лабораторных испытаний (исследований), экспертизы от 30-31 января 2019 года с приложением видеозаписи; актом проверки от 19 февраля 2019 года N 29 и иными материалами дела, которым дана оценка нижестоящими судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что в действиях АО "Находкинский морской торговый порт" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, опровергаются вышеуказанными доказательствами по делу, в силу чего подлежат отклонению.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее действующие санитарные правила, что свидетельствует о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении АО "Находкинский морской торговый порт" административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО "Находкинский морской торговый порт" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушило требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечения общества к административной ответственности.
Доводы заявителя жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями необоснованно не учтена погрешность измерений, в связи с чем имеются неустранимые сомнения в виновности АО "Находкинский морской торговый порт", являются несостоятельными, поскольку результаты измерений в протоколе лабораторных исследований атмосферного воздуха от 4 февраля 2019 года N 146-А указаны в виде полученного значения с указанием на погрешность метода +/- 25 %, что соответствует требованиям, изложенным в РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы", при этом оценка измерения проводится только по фактическому результату, дополнительный учет погрешности не производится.
Аналогичные доводы являлись предметом проверки судьи Находкинского городского суда г. Находки Приморского края и судьи Приморского краевого суда в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Находкинский морской торговый порт" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении АО "Находкинский морской торговый порт" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание АО "Находкинский морской торговый порт" назначено в пределах санкции статьи 6.3 КоАП РФ по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 28 января 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда от 22 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - АО "Находкинский морской торговый порт" оставить без изменения, жалобу генерального директора АО "Находкинский морской торговый порт" Григорьева В.С. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.