Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курчевской С.В, судей Захаровой С.В, Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроновой Галины Ивановны к Департаменту городского имущества "адрес" о признании незаконным решения Департамента городского имущества "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора социального найма, обязании заключить с ФИО1 договора социального найма на жилое помещение
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2-2515/2019)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Чертановского районного суда города Москвы от 31 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Курчевской С.В, представителя заявителя кассационной жалобы адвоката ФИО4, поддержавшей жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения заместителя начальника Департамента городского имущества г. Москвы от 25 января 2019 года об отказе в заключении договора социального найма, обязании заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника Управления реализации жилищных программ Департамента городского имущества "адрес" письмом N ДГИ-гр-1770/19-1 отказал истцу в заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", указывая что спорное жилое помещение предоставлялось истцу в качестве служебного жилого помещения после введения в действие ЖК РФ, действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения договора социального найма на служебную площадь данной категории граждан. Полагает, что принятым ответчиком решением нарушаются права и интересы истца и членов ее семьи.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 31 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы от 25 января 2019 года об отказе в заключении договора социального найма, обязании заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
Истец, не согласившись с судебными актами, обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене, как постановленных с нарушением норм материального, процессуального права. Также ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых районным судом и судом апелляционной инстанции, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что спорная жилая площадь представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 61, 8 кв.м, жилой площадью 33, 4 кв.м, расположенную по адресу: "адрес".
Указанная квартира на основании распоряжения префекта ЮВАО г. Москвы N 4798 ЖК от 07 ноября 2007 года предоставлена ФИО1 и ее дочери ФИО6
21 ноября 2007 года между истцом и ГУП г. Москвы "Московский городской центр арендного жилья" заключен договор найма служебного жилого помещения N 5414038401 на спорную квартиру для временного проживания истца и ее дочери.
Действие указанного договора на основании дополнительных соглашений к нему впоследствии неоднократно пролонгировалось, последний срок продления до 02 января 2012 года и на период действия трудовых отношений истца с Психиатрической больницей N 13.
Истец с семьей фактически проживает в спорной квартире, оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Истец продолжает работать Психиатрической больнице N 13.
18 января 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора социального найма в отношении спорной квартиры.
Письмом от 25 января 2019 года N ДГИ-гр-1770/19-1 истцу отказано ввиду того, что спорное жилое помещение предоставлено после введения в действия Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 ЖК РФ, специализированный жилищный фонд совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV указанного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с п. ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В силу ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которым по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений" утверждено Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений.
Пунктом 1 указанного положения в редакции на время обращения истца с заявлением о заключении договора социального найма предусмотрено следующее:
С гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, либо с проживающими в таких жилых помещениях членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:
Договоры социального найма жилых помещений в случае, если занимаемое жилое помещение предоставлено гражданам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилых помещений приложения 1 к настоящему Положению (пункт 1.1).
Договоры купли-продажи жилых помещений или договоры найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования в случаях, если:
Занимаемое жилое помещение предоставлено гражданину после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и до вступления в силу постановления Правительства Москвы от 20 октября 2009 года N 1128-ПП "Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы" в порядке и на условиях, определенных постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 г. N 588-ПП "О порядке выкупа и найма жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров", независимо от срока работы в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы (пп. 1.2.1).
Довод кассационной жалобы о том, что право истца на заключение договора социального найма занимаемого помещения возникло в период действия первоначальной редакции Постановления N 711-ПП, отклоняется кассационным судом, исходя из следующего.
Пункт 1 Положения, утвержденного Постановлением N 711-ПП в первоначальной редакции (30.08.2008), не содержал указания на то, что постановление не распространяется на служебные жилые помещения, предоставленные после 01.03.2005 (п. 5 постановления введен редакцией от 26.04.2011 и утратил силу с редакцией 19.12.2018), однако устанавливал следующее:
1. Жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру гражданином, замещающим государственную должность города Москвы, должность государственной гражданской службы города Москвы либо состоящим в трудовых отношениях с органом государственной власти города Москвы, иным государственным органом города Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы (далее - работник органа государственной власти города Москвы или организации (предприятия), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы), проработавшим в этом органе государственной власти города Москвы или организации (предприятии) 10 и более лет и состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляется указанному работнику и членам его семьи по договору:
1) социального найма, купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, - для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства;
2) социального найма - для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства;
3) купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, - для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
ФИО1 в обоснование своих требований ссылается на нахождение ее на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Первоначальной редакцией Постановления N 711-ПП для граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не было предусмотрено безусловное предоставление занимаемого служебного помещения исключительно по договору социального найма (пп. 1) п. 1 Положения).
В соответствии с п. 8 Положения жилые помещения работникам или гражданам по договорам социального найма, найма, найма служебного жилого помещения, купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, предоставляются при наличии письменного ходатайства на это органа государственной власти или организации (предприятия), в связи с трудовыми отношениями с которым работнику или гражданину предоставлялось занимаемое им жилое помещение.
Данных о том, что в период действия первоначальной редакции Постановления жилищный вопрос ФИО1, в том числе и о способе его предоставления, разрешался с соблюдением установленного порядка, не имеется.
Заявительный порядок (на основании заявления от работника или гражданина) предоставления жилого помещения Постановлением предусмотрен в редакциях, ограничивших его действие служебными жилыми помещениями, предоставленными до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы судебных инстанций о правомерности отказа ответчика истцу в заключении договора социального найма на спорное жилое помещение являются законными и обоснованными.
Нарушений либо неправильного применения районным судом и судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, повлекшими принятие неверных судебных постановлений, а также предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чертановского районного суда города Москвы от 31 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.