Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела кассационную жалобу Ксендзова А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Ксендзова А.В. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент городского хозяйства города Севастополя, Управление строительного надзора и экспертизы города Севастополя, ООО "Архитектурная мастерская "Реновация" о признании незаконным уведомления, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Ксендзов А.В. обратился в Нахимовский районный суд города Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя N от 29 октября 2019 года о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанного в уведомлении, требованиям законодательства о градостроительной деятельности, возложить на Департамент обязанность рассмотреть уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, направленного 18 октября 2019 года, зарегистрированное 21 октября 2019 года под N
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 10 июня 2020 года административный иск Ксендзова А.В. удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 ноября 2020 года решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 10 июня 2020 года отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Ксендзов А.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 ноября 2020 года. Судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 20 января 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Как следует и материалов дела и установлено судом, Ксендзову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок N по ул. "данные изъяты" с кадастровым номером N площадью "данные изъяты", с видом разрешенного использования "для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)".
29 ноября 2017 года Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя выдан градостроительный план вышеуказанного земельного участка.
9 января 2018 года Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя выдано разрешение на строительство по ул. "адрес" трехэтажного индивидуального жилого дома общей площадью "данные изъяты" кв.м. Срок действия разрешения до 9 января 2028 года.
17 декабря 2018 года Ксендзов А.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с уведомлением, вх. N от 20 декабря 2018 года, о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, по результатам рассмотрения которого 20 февраля 2019 года Департаментом в адрес истца направлено уведомление N о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения на земельном участке.
18 октября 2019 года Ксендзовым А.В. подано заявление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
29 октября 2019 года Департаментом в адрес истца направлено оспариваемое уведомление N о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Указано, что согласно письма Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, вх. N от 19 августа 2019 года, установлено нарушение Ксендзовым А.В. требований п. 39 ст. 1 ГрК РФ - разделение индивидуального жилого дома на самостоятельные объекты недвижимости, он не может быть рассмотрен как объект индивидуального жилищного строительства в связи с несоответствием вида разрешенного использования построенного объекта капитального строительства, обладает признаками многоквартирного или гостевого дома.
Установив изложенное, удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что у Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя отсутствовали законные основания для принятия решения о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанного в уведомлении, требованиям законодательства о градостроительной деятельности, так как в оспариваемом уведомлении не содержатся основания для принятия оспариваемого решения, предусмотренные нормативными правовыми актами и формой уведомления.
При этом, суд первой инстанции принял во внимание заключение проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы, согласно выводам которой, целевое назначение строения, расположенного по адресу: "адрес" исходя из фактически возведенных помещений - индивидуальный жилой дом, который не обладает признаками многоквартирности и соответствует проекту индивидуального жилого дома, выполненного ООО "Архитектурная мастерская "Реновация".
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Частью 20 статьи 55 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда направляется уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1).
В силу части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с нормами градостроительного законодательства объект индивидуального жилищного строительства представляет собой отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Изолированная часть жилого дома - часть индивидуально-определенного здания, которая образована в результате раздела имущества, находящегося в долевой собственности, между ее участниками по соглашению между ними или на основании решения суда. Выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (ст. 252 ГК РФ, подп. "а" п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 1980 года N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом").
Понятие изолированности раскрывается в п. 3.2, 3.5 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные", Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001, утвержденного Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года N 725/пр.
К изолированной части жилого дома, подразумеваемой в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 1980 года N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом", следует относить такую часть дома, которая имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеет с соседними частями дома общих чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими частями дома.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Жилым домом блокированной застройки является жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).
Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками (п. 3.2 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные", Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001, утвержденного Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года N 725/пр).
Блокированный жилой дом (дом жилой блокированный застройки) - это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. Блокированный тип многоквартирного дома может иметь объемно-планировочные решения, когда один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры или когда автономные жилые блоки имеют общие входы, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, инженерные системы. К таким домам не относятся блокированные жилые дома, состоящие из автономных жилых блоков. (Приложение "Б" СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 24 декабря 2010 года N 778).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещение общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47).
При всем различии многоквартирных домов с точки зрения этажности, планировки, благоустроенности и т.п. их объединяют два признака, имеющие правовое значение: совокупность квартир (не менее двух) и наличие в доме общего имущества, предназначенного для обслуживания этих квартир (ст. 36 ЖК РФ).
Исходя из трактовки понятия индивидуальный жилой дом в Градостроительном кодексе РФ юридически значимым обстоятельством является то, предназначен либо нет дом для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Согласно имеющихся в материалах дела предварительных договоров купли-продажи Продавец (истец по делу) обязался осуществить строительство дома и работы по его черновой отделке; подключить дом к сетям газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и воотведения; зарегистрировать свое право на жилой дом; составить акт приема-передачи "Доли" в праве собственности на объекты недвижимости и передать их по акту приема-передачи Покупателю согласно приложения N 2, которое содержит характеристики приобретаемого жилого помещения, имеющего условный строительный номер и состоит из комнаты-студии, санузла и имеет входную дверь. Таким образом, характеристики, указанного выше жилого помещения говорят о его изолированности и обобщенности. Кроме того, в нем отображены расположение и планировка дома на поэтажном плане, который отличается от проекта, представленного на экспертизу, наличием обособленных жилых помещений, включающих в себя жилые комнаты, кухни и санузлы, что свидетельствует о наличии в спорном объекте капитального строительства обособленных жилых помещений и его предполагаемом разделе на отдельные объекты недвижимости. Кроме того, договорами предусмотрено, что после акта ввода жилого дома в эксплуатацию покупатель пользуется исключительно определенными в договоре помещениями. Продавец после ввода в эксплуатацию дома обязуется осуществить изменение вида разрешенного использования земельного участка на малоэтажную многоквартирную застройку.
Согласно выводам проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы, целевое назначение строения, расположенного по адресу: "адрес" исходя из фактически возведенных помещений - индивидуальный жилой дом, который не обладает признаками многоквартирности и соответствует проекту индивидуального жилого дома, выполненного ООО "Архитектурная мастерская "Реновация", безусловным доказательством того, что данный дом является индивидуальным жилым домом, не является, поскольку эксперту был поставлен вопрос и сделан вывод о том, что дом является отдельно стоящим зданием с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. При этом выводов о возможности (невозможности) раздела его на отдельные объекты недвижимости в заключении не содержится.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу, о том, что судом первой инстанции неверно были применены нормы материального права, а его выводы не соответствуют обстоятельствам дела, вследствие чего решение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Ксендзова А.В.
Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Суд апелляционной инстанций правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 марта 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.