Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительным акта регистрации прав на земельный участок, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 3 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 об истребовании в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения ответчика земельного участка N-Б/55, площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", пгт. Кача, "адрес", кадастровый N, о признании недействительным государственного акта на право собственности на спорный земельный участок, выданный на имя ФИО1
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 3 августа 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации ФИО10 С.В, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории "адрес", до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 7 августа 2014 года N202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникающих прав, содержит ст. 6.1 Закона Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"".
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП военный городок N К-1 (единый имущественный комплекс) был передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации подписан акт приема-передачи имущества.
При оформлении правоустанавливающих документов на военный городок N К-1, выяснилось, что земельный участок, принадлежащий ответчику, фактически является частью земельного участка военного городка.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, ОК "Дачно-строительный кооператив "Благополучный" утвержден проект землеустройства по отведению земельных участков для строительства и обслуживания индивидуальных дачных домов в районе "адрес" в "адрес", ориентировочной общей площадью 5, 5900 га для передачи в собственность членам кооператива.
Пунктом 2 этого распоряжения определено передать в собственность гражданам - членам ОК ""Дачно-строительный кооператив "Благополучный" земельные участки общей площадью 5, 5900 га для индивидуального дачного строительства, с отнесением их к категории земель рекреационного назначения.
ФИО1 как член ОК "Дачно-строительный кооператив "Благополучный" получила в собственность земельный участок N-Б/55 площадью 0, 0500 га, расположенный по адресу: "адрес".
В 2010 году ФИО1 получила государственный акт на право собственности на земельный участок N-Б/55, расположенный в "адрес", Кача, "адрес"; целевое назначение которого для индивидуального дачного строительства, кадастровый N. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера N.
В 2016 году ФИО1 получила кадастровый паспорт на земельный участок.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от ДД.ММ.ГГГГ Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N и 3 и картах N и 2 к Соглашению.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины. В приложении N к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указаны "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138, 54 га.
Распоряжением Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок NК-1. ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Крымское ТУПО" МО РФ) подписан акт приема- передачи военного городка NК-1 в виде единого имущественного комплекса.
Из акта осмотра земельных участков военного городка NК-1, расположенных по адресу: "адрес", мыс Маргопуло, "адрес", 16, "адрес", составленному представителями ФГКУ "Крымское ТУПО", N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка NК-1.
Спорный земельный участок на момент его предоставления в собственность ответчику, входил в территорию поселка Кача в пределах землепользования ОК "ДСК "Благополучный".
Земельный участок предоставлен ФИО1 как члену ОК "ДСК "Благополучный" на основании решения органа местного самоуправления.
В соответствии сп.4 ст. 1 Гражданского Кодекса РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым в образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" при проверке законности распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ подлежат применению нормы законодательства Украины.
Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Право собственности ФИО1 на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, законность документа, явившегося основанием для совершения регистрирующих действий, сомнений у регистрирующего органа не вызвало.
Поскольку спорный земельный участок расположен в "адрес", в пределах ОК "ДСК "Благополучный", его целевое назначение определено для индивидуального дачного строительства, учитывая, что земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставлен на кадастровый учет без указаний каких - либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, следовательно в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не мог предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям военного городка NК-1, в связи с чем, оснований расценивать поведение ответчика как недобросовестное не имеется.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 301, 305 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 3, 6 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об основах управления государственным имуществом "адрес"", статьи 9 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"", учитывая разъяснения содержащиеся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом заявленные требования не доказаны.
Из материалов дела следует, что в 1994 году проведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского Флота, по результатам которой оформлено техническое дело N. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского Флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (N N). Земельный участок N площадью 1133, 06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.
На указанные земельные участки (N N) оформлено право временного землепользования сроком на три года.
Техническое дело N содержит координаты границ указанных земельных участков (N), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка NК-1. Информация о вхождении земельных участков N, указанных в Техническом деле N, в состав военного городка NК-1 отсутствует.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле N по инвентаризации земель войсковой части 49311 ЧФ РФ в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1, 2, К-4)" согласно Приложению N к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота, не имеется.
Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение N к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РП), в состав военного городка NК-1 вошли земельные участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0, 01 га), "адрес" (площадью 0, 13 га), "адрес" (0, 5588 га), "адрес" (площадью 0, 5531 и 0, 5243 га), "адрес", 16 (площадью 1137, 87 га). Количество зданий и сооружений военного городка NК-1 указано 229.
Таким образом, перечень имущества военного городка NК-1 согласно приложению N к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка NК-1, указанному в приложении N к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-РП.
Кроме того, согласно обоснованию занимаемой территории от ДД.ММ.ГГГГ в материалах технического дела N по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского Флота земельный участок N находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей. К аэродрому примыкает жилой городок. На участке N есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь-Евпатория.
ДД.ММ.ГГГГ решением Севастопольского городского Совета утвержден проект землеустройства относительно границ административно-территориального образования поселка Кача, границы данного поселка увеличились, включая в себя территорию ДСК "Благополучный".
ДД.ММ.ГГГГ решением командующего Черноморским флотом N "О сокращении площадей земельных участков, находящихся в пользовании войсковых частей флота" утверждены дополнительные предложения по сокращению площадей земельных участков, отведенных в постоянное пользование. В соответствии с приложением N к указанному решению земельный участок военного городка N К1, используемый войсковой частью 49311 в п. "адрес"ю 43, 8 га подлежит изъятию и передаче местным органам власти, в пользовании войсковой части остается земельный участок площадью 1089, 3 га.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что право собственности ФИО1 на спорный земельный участок возникло на основании решения уполномоченного органа, зарегистрировано в установленном законом порядке, земельный участок на момент предоставления к землям военного городка К-1 не относился, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, в момент приобретения земельного участка ответчик не мог предполагать, что приобретаемый земельный участок может относиться к землям военного городка К-1.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок за ФИО1 свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе повторяют доводы апелляционной жалобы, которым были исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
По существу доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 3 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.