Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Думушкиной В.М, судей Кудрявцевой Е.Н, Лозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования "Энемское городское поселение" об обязании предоставить во внеочередном порядке на праве собственности благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в границах населенного пункта поселка "адрес" Республики Адыгея, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее 75, 4 кв.м, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Энемское городское поселение" об обязании предоставить ФИО1 с составом семьи 4 человека во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в границах населенного пункта "адрес" Республики Адыгея, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее 75, 4 кв.м.
Заявленные исковые требования мотивированы ФИО1 тем, что на является собственником жилого дома общей площадью 75, 4 кв.м. и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес".
Исковые требования мотивированы ФИО1 тем, что в жилом доме совместно с истицей ФИО1 проживают члены семьи собственника: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруг); ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождении (сын-инвалид) - в 2019 году снят с учета реестра получателей социальной поддержки, получивший единовременную денежную выплату на приобретение жилья; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын); ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын); ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь). Распоряжением N главы администрации МО "Энемское городское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 30, 31 ЖК РФ. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы МО "Энемское городское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N произвела обследование жилого помещения - "адрес", принадлежащего истцу ФИО1 на праве собственности и составила акт обследования помещения N. По результатам проведенного обследования домовладения межведомственная комиссия установила, что техническое состояние жилого "адрес" в "адрес" Республики Адыгея неудовлетворительное; техническое состояние конструктивных элементов здания не удовлетворительное; дальнейшая эксплуатация дома представляет непосредственную опасность для жизни, так как дом является непригодным для проживания. Комиссией дано заключение N от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии домовладения установленным нормам и требованиям, которым должен отвечать жилой дом, и признала его непригодным для проживания. Частный жилой дом истицы ФИО1 стал непригодным для проживания, поскольку подвергся естественному подтоплению ливневыми и грунтовыми водами в результате атмосферных осадков (обильного таяния снега и выпадения дождевых осадков). На протяжении восьми лет из-за проявления природных процессов, жилой дом подтапливается, что нарушает нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.
Последствиями подтопления стало ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, появление сырости, комаров и грибка на стенах, деформация, набухание и просадка жилого дома. Фундамент и стены жилого дома находятся в постоянной сырости, ввиду чего на несущих и наружных стенах жилого дома, местами от пола и до потолка появились глубокие трещины, в отдельных местах трещины сквозные. Потолок провис, полы местами просели от гнили, в помещениях жилого дома поднимается до 30 см. Дальнейшее проживание в жилом доме создает угрозу жизни и здоровью членов семьи истца, состоящей из 4 человек. Администрация МО "Энемское городское поселение" оказывает истцу ФИО1 помощь в выделении автомобиля для откачки воды с территории жилого домовладения, но бездействует на протяжении 8 лет в части предоставления истцу жилого помещения взамен аварийного. На обращение истца о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, администрация МО "Энемское городское поселение" ответила отказом, сославшись на отсутствие свободного муниципального жилищного фонда и средств финансирования на его строительство, а также на отсутствие в бюджете денежных средств на указанные цели в 2019 г..
Впоследствии истец ФИО1 уточнила заявленные ею исковые требования и просила суд обязать администрацию МО "Энемское городское поселение" предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членам ее семьи ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке на праве собственности благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в границах населенного пункта "адрес" Республики Адыгея отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее 75, 4 кв.м.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации МО "Энемское городское поселение" было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ФИО1 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение, ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы ФИО1 указывается на несогласие с произведенной судами оценкой доказательств.
В представленных администрацией МО "Энемское городское поселение" возражениях на кассационную жалобу указывается на законность и обоснованность принятых судами по делу судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Представленная истцом ФИО1 справка о нахождении на амбулаторном лечении не является безусловным основанием для отложения судебного заседания.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 75, 4 кв.м. и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес". В жилом доме совместно с истицей проживают члены семьи собственника: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруг); ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын-инвалид) - в 2019 г. снят с учета реестра получателей социальной поддержки, получивший единовременную денежную выплату на приобретение жилья; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын); ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын); ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь).
Распоряжением главы МО Энемское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ N гр. ФИО1 с семьей была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включена в льготную очередь, как имеющая ребенка инвалида - ФИО5
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Энемское городское поселение принято распоряжение N-р, согласно которому в учетное дело ФИО1 были внесены изменения, путем включения ее сына - ФИО5 в список инвалидов, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
В связи с предоставлением единовременной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета ФИО5 в соответствии постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в форме единовременной выплаты на приобретение жилого помещения", ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Энемское городское поселение было принято распоряжение N-р, согласно которому ФИО5 был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам ст. 55, 59-61, 67, 195 ГПК РФ, руководствуясь ст. 14, 51, 57 ЖК РФ, положениями, содержащимися постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация МО Энемское городское поселение не имеет законодательно установленных полномочий по предоставлению во внеочередном порядке на праве собственности жилого помещения из муниципального жилищного фонда, следовательно, истцом ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции, сделанными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Судебная коллегия ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
В силу ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в ЖК РФ, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2); жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (ч. 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан. Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта РФ о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Положениями ч. 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, малоимущей семья ФИО1 в установленном законом порядке не признана.
Кроме того, в соответствии с требованиями действующего законодательства только ФИО5, являясь получателем жилищной льготы, вправе был претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи ФИО1 таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с признанием жилого помещения не пригодным для проживания носит компенсационный характер и возникает у всех лиц, обладающих правом пользования непригодным жилым помещением.
При этом постановка на учет семьи ФИО1 не влечет безусловного внеочередного предоставления жилого помещения взамен признанного непригодным именно этой семье.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 сводятся к изложению своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену судебного постановления в кассационном порядке.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ст. 123, ч. 3 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были. Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.
Нарушений правил оценки доказательств судебной коллегий по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции не установлено. Выводы суда, содержащиеся в постановленных по едлу судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд (абз. 1 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Соответствующие положения содержатся также в ст. 56, 67 и 148 названного Кодекса.
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61 и 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно, и в противоречии с законом.
Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими.
Судом установлены все обстоятельства дела, которые получили правовую оценку во взаимосвязи, в решении отражены все значимые и важные обстоятельства, приведены мотивы, по которым суд пришел к тем или иным выводам и постановилобжалуемое решение.
Судебные акты отвечают требованиям ст. 195, 196 ГПК РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на допущение процессуальных нарушений или неверное применение норм материального права, являющиеся основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО6
Судьи ФИО7
ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.