Постановлением Верховного Суда РФ от 13 августа 2021 г. N 31-АД21-6-К6 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 22 октября 2020 года N 481, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 8 декабря 2020 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 января 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 22 октября 2020 года N, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 8 декабря 2020 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 января 2021 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона 2 октября 2007 года N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 3 указанной статьи невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать перечисленные в указанной норме исполнительные действия, в том числе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки, давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, а также совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 10 сентября 2020 года судебным приставом - исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по "адрес" УФССП России по Чувашской Республике в адрес ФИО1, являвшегося должником по исполнительному производству N-ИП от 13 января 2020 года, предъявлено требование, согласно которому в срок до 10 часов 00 минут 1 октября 2020 года на ФИО1 возложена обязанность представить: сведения о наличии имущества в собственности (движимое и недвижимое); сведения (с приложением подтверждающих документов) о месте работы (получении пенсии иных доходов, в том числе неофициальных); сведения о семейном положении и составе семьи; выписку с лицевого счета управляющей компании; список расчетных, валютных и иных счетов в банках, с указанием даты открытия, адресов и реквизитов кредитных организаций; сведения о владении акциями и долями в уставных капиталах других предприятий; предложения по погашению имеющейся задолженности.
Данное требование получено ФИО1 18 сентября 2020 года.
6 октября 2020 года в адрес судебного пристава запрашиваемые документы поступили не в полном объеме, свидетельство о заключении брака, справка с места работы, сведения об удержанных и перечисленных алиментных платежах представлены 15 октября 2020 года, предложение ФИО1 по погашению задолженности - 22 октября 2020 года.
По данному факту в отношении ФИО1 7 октября 2020 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства (протокол об административном правонарушении от 7 октября 2020 года, требование судебного пристава-исполнителя от 10 сентября 2020 года и другие) в их совокупности подтверждают тот факт, что ФИО1, являясь должником по исполнительному производству, не исполнил законное требование судебного пристава-исполнителя и не предоставил в срок до 10 часов 00 минут 1 октября 2020 года запрашиваю информацию и сведения в полном объеме.
Доказательства оценены должностным лицом и судьями по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее нарушение требований законодательства об исполнительном производстве; виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении факт невыполнения в установленный срок законного требования судебного пристава.
В рамках дел этой категории подлежит выяснению законность выданного требования, которое должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, оно должно содержать конкретные требования о предоставлении информации; объектом правонарушения является установленный законом порядок исполнительного производства, а само административное правонарушение посягает на деятельность институтов государственной власти.
Требование судебного пристава - исполнителя о предоставлении сведений и информации в рамках возбужденного исполнительного производства в пределах его компетенции с соблюдением установленного статьями 79 - 80 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ порядка. Выданное требование в установленном порядке отменено не было, следовательно, являлось обязательным к исполнению.
Содержание требования должностного лица достаточно ясно изложено, в требовании четко указаны необходимые истребуемые документы, указан конкретный срок предоставления сведений, разъяснена ответственность за неисполнение требований, поводов, которые давали бы основания полагать, что заявитель не осознавал содержание и суть требования, не имеется.
Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что судебным приставом - исполнителем не были указаны конкретные организации, у которых необходимо получить документы, не уточнены форма предоставления сведений и иные требования, которым должны соответствовать предоставляемые документы, подлежат отклонению.
Подача 9 октября 2020 года (после истечения срока исполнения требования) заявителем административного иска об оспаривании действий должностного лица службы судебного пристава - исполнителя, в том числе о признании требования от 10 сентября 2020 года незаконным, не свидетельствуют о незаконности составления протокола об административном правонарушении от 7 октября 2020 года и последующего привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки заявителя на то, что от исполнения в рамках исполнительного производства N-ИП от 13 января 2020 года он не уклоняется, исполнительный лист находится на исполнении по месту трудоустройства, не свидетельствуют о незаконности требований о предоставлении запрашиваемой информации и сведений, возможность осуществления таких действий в раках исполнительного производства предусмотрена частью 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
Доводы жалобы заявителя, в том числе о том, что все необходимые документы и сведения им направлены по почте в административный орган до истечения установленного в требовании срока; установленный для исполнения требования срок был недостаточным; объем запрашиваемой информации не соответствует необходимому объему в рамках исполнения судебного акта о взыскании алиментов; судебный пристав исполнитель имел возможность запросить самостоятельно необходимые сведения в организациях, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судей предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем иная оценка лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств дела не свидетельствует об ошибочности выводов судебных инстанций и незаконности вынесенных по делу решений.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Административное наказание в виде штрафа ФИО1 назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, ответ заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары от 1 февраля 2021 года не свидетельствует об обратном.
Постановление о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления и решений судебных инстанций, не имеется, они являются законными и обоснованными.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену постановления административного органа и обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от 22 октября 2020 года N 481, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 8 декабря 2020 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 января 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.