Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Низаметдиновой Резили Равильевны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 220 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N2718-р, пункта 280 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N3972-р, пункта 281 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N3711-р, по апелляционной жалобе Низаметдиновой Резили Равильевны на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год. Впоследствии в Перечень на 2018 год вносились изменения распоряжениями от 29 ноября 2017 года N2718-р, 27 декабря 2017 года N3077-р, 22 июня 2018 года N1707-р, 14 ноября 2018 года N3816-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Впоследствии в Перечень на 2019 год вносились изменения распоряжениями от 19 декабря 2018 года N4424-р, 28 декабря 2018 года N4696-р, 6 мая 2019 года N1394-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. В настоящее время Перечень действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжениями от 27 декабря 2019 года N4168-р, 11 ноября 2020 года N4330-р.
В пункт 220 Перечня на 2018 год, пункт 280 Перечня на 2019 год, пункт 281 Перечня на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Низаметдинова Р.Р, являющаяся собственником помещений в здании с кадастровым номером N, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 220 Перечня на 2018 год, пункта 280 Перечня на 2019 год, пункта 281 Перечня на 2020 год.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что включение объекта в Перечни нарушает ее права как налогоплательщика, поскольку право собственности на здание прекращено, следовательно, оно не может являться объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, считает неправомерным начисление налога на имущество физических лиц, поскольку обладает правом собственности лишь на расположенные в здании помещения, которые в Перечне не значатся.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Низаметдиновой Р.Р. - отказано.
В апелляционной жалобе Низаметдинова Р.Р. просит решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года отменить, принять новое решение, которым ее административные исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что отсутствие зарегистрированного права собственности на здание с кадастровым номером N, не является основанием для исключения объекта из Перечня, ссылаясь на п.п. 1 п.1 ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, судом не приняты во внимание, что в Перечень за 2020 год, неправомерно включены объекты с кадастровыми номерами N, поскольку указанные объекты недвижимости сняты с государственного кадастрового учета в 2011 году. Суд при вынесении решения ограничился сведениями ЕГРН и технической документацией. Между тем, административным ответчиком не представлены доказательства опровергающие доводы административного истца о неиспользовании части помещений под торговлю.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит отклонению, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статьи 72 и 76 Конституции РФ).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены: иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяются статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которой, налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, основываясь на материалах административного дела, сделал вывод о том, что спорное здание включено в Перечни на законных основаниях, поскольку оно находится на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение торгового объекта - оптово-розничного рынка, более 20 % общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером N, площадью 2 470 кв.м, имеет наименование - "Оптово-розничный рынок " "данные изъяты"", назначение - нежилое.
Низаметдинова Р.Р. является собственником помещений с кадастровыми номерами N, которые расположены в спорном здании.
Здание с кадастровым номером N расположено на земельных участках с кадастровыми номерами N, с видом разрешенного использования: под оптово-розничный рынок "Фламинго", для иных видов жилой застройки.
Кроме того, технический паспорт, подготовленный Республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о наличии в здании основной торговой площади, в сумме составляющей 693, 2 кв.м, а также основной площади предприятий общественного питания в сумме 47, 7 кв.м. Общая сумма площади, предназначенной для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, составляет 29, 98 % площади здания, указанной в ЕГРН.
Поскольку на момент принятия оспариваемых распоряжений назначение помещений общей площадью более 20 % общей площади спорного здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривало размещение торговых объектов, отнесение спорного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, следует считать обоснованным, а оспариваемые пункты Перечня - соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела своей позиции, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене или изменении решения суда, поскольку, согласно положениям ст.ст.60 - 62, 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Низаметдиновой Резили Равильевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 марта 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.