Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N3а-471/2020) по административному исковому заявлению ПАО "Россети Сибирь" к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании нормативных правых актов недействующими в части, по апелляционной жалобе ПАО "Россети Сибирь" на решение Алтайского краевого суда от 27 ноября 2020 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя административного истца ПАО "Россети Сибирь" Третьяковой О.А, представителей управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Есиной Н.В, Шестакова Е.Б, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П, УСТАНОВИЛА:
решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление, Управление по тарифам) от 27 декабря 2018 года N 616 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и необходимая валовая выручка ПАО "МРСК Сибири" (филиал "Алтайэнерго") на территории Алтайского края на 2018-2022 годы.
Решением Управления по тарифам от 27 декабря 2019 года N 585 (далее - решение N 585) внесены изменения в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2018 года N 616, в пункте 1 приложения 2 объем необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на 2020 год установлен в размере 5 508 318, 15 тыс. рублей.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 589 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края, на 2020-2024 годы (далее - решение N 589).
Подпунктом 10 таблицы 2.1 приложения к решению N 589 установлен объем необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учитываемый при установлении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Алтайском крае для ПАО "МРСК Сибири" (филиал "Алтайэнерго") на 2020 год в размере 5 508 318, 15 тыс. рублей.
ПАО "Россети Сибирь" (далее - Общество) обратилось с административным исковым заявлением (с учетом дополнений) о признании недействующими со дня принятия решения N 585 в части пункта 1, устанавливающего объем необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь филиала "Алтайэнерго" на 2020 год, решения N 589 в части подпункта 10 таблицы 2.1 приложения, устанавливающего объем необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь филиала "Алтайэнерго" на 2020 год, учтенного при установлении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Алтайском крае в размере 5 508 318, 15 тыс. рублей, возложении обязанности принять заменяющие нормативные правовые акты.
Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемые решения противоречат части 3 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктам 2, 10, 32, 87 Основ ценообразования N 1178, пункту 11 Методических указаний N 98-э, пункту 48 Методических указаний N 20-э/2. Считают, что необходимая валовая выручка филиала "Алтайэнерго" должна быть установлена с учетом собираемости, в том числе, за счет дохода от транзита в Республику Алтай. Регулирующие органы Республики Алтай и Алтайского края при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии должны были урегулировать вопросы, связанные с транзитом, что сделано не было. Не согласны со снижением расходов на финансирование инвестиционной программы филиала "Алтайэнерго" на 2020 год и со снижением расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, это влечет недостаток финансирования и, как следствие, неисполнение филиалом "Алтайэнерго" инвестиционной программы на 2020 год. Считают, что оспариваемые решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и экономические интересы административного истца, поскольку влекут недополучение в 2020 году дохода вследствие необоснованного занижения необходимой валовой выручки.
Решением Алтайского краевого суда от 27 ноября 2020 года административные исковые требования ПАО "Россети Сибирь" оставлены без удовлетворения.
На указанное решение ПАО "Россети Сибирь" подана апелляционная жалоба, в которой просят решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, указывая, что суд первой инстанции не оценивал оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указывает, что административным ответчиком не соблюдена процедура согласования объема расходов на оплату транзита электрической энергии в рамках процедуры, установленной пунктом 10 Основ ценообразования.
В возражениях на жалобу представитель управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Колегова О.А, прокурор, участвующий в деле просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Комитетом по тарифам Республики Алтай представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагают, что имеются основания для отмены решения Алтайского краевого суда и удовлетворения административных исковых требований.
В суде апелляционной инстанции представитель ПАО "Россети Сибири" - "Алтайэнерго" Третьякова О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представители управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Есина Н.В, Шестаков Е.Б, считают, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Представители заинтересованных лиц Правительства Алтайского края, Комитета по тарифам Республики Алтай, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решение не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке иных нормативных правовых актов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее Методические указания N 20-э/2), иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 1 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года N 695, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги.
Из пункта 4.2 Положения следует, что Управление устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые решения приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуются.
ПАО "Россети Сибирь" (ранее ПАО "МРСК Сибири") осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. На территории Алтайского края регулируемую деятельность осуществляет филиал "Алтайэнерго", на территории Республики Алтай - филиал "Горно-Алтайские электрические сети".
Как указано выше, решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2018 года N 616 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" (филиал "Алтайэнерго") на территории Алтайского края на 2018-2022 годы.
29 апреля 2019 года ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" (ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Управление по тарифам с заявлением на корректировку необходимой валовой выручки на очередной расчетный период регулирования 2020 года для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго", с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Согласно экспертному заключению из необходимой валовой выручки филиала "Алтайэнерго" на 2020 год исключена сумма 171 014, 12 тыс. рублей - доходы 2018 года от предоставления транзита электрической энергии в другие субъекты, в том числе Республику Алтай в размере 158 267, 4 тыс. рублей, одновременно являющиеся расходами филиала "Горно-Алтайские электрические сети".
В соответствии с пунктом 48 Методических указаний N 20-э/2, передача электрической энергии из сетей территориальной сетевой организации, расположенной в одном субъекте Российской Федерации, в сеть территориальной сетевой организации, расположенной в другом субъекте Российской Федерации (далее - транзит), учитывается при установлении тарифов на передачу электрической энергии обеих сетевых организаций, если по итогам предыдущего периода регулирования из сетей одной из сетевых организаций (первая сетевая организация) в сеть другой (вторая сетевая организация) была передана электрическая энергия в большем объеме, чем было передано в ее сети. При этом вторая сетевая организация является плательщиком за транзит (организация-плательщик), а первая сетевая организация является получателем за транзит (организация-получатель).
Расходы территориальной сетевой организации-плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг. Доходы от предоставления транзита по сетям сетевой организации-получателя и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых ею иным потребителям, должны суммарно обеспечивать ее необходимую валовую выручку.
Расчет размера платы за указанную услугу производится в соответствии с пунктами 49-53 Методических указаний N 20-э/2. Из указанных пунктов следует, что величина заявленной мощности в отношении транзита определяется исходя из величины сальдированного перетока электроэнергии (мощности) по итогам предыдущего периода регулирования.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что по итогам 2018 года величина перетока электроэнергии из Алтайского края в Республику Алтай превысила величину перетока в обратном направлении.
Исключенная из необходимой валовой выручки плата за транзит в размере 158 267, 4 тыс. рублей определена исходя из величины сальдированного перетока, и на эту же сумму филиалом "Горно-Алтайские электрические сети" заявлены расходы на оплату транзита в заявке на корректировку необходимой валовой выручки на 2020 год. При этом под сальдированным перетоком понимается сумма перетоков электрической энергии по всем находящимся в работе линиям электропередачи всех классов напряжения за расчетный период.
Из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года N А40-8063/17, оставленного без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2018 года по делу по заявлению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов к Федеральной антимонопольной службе признании незаконным решения от 16 ноября 2016 года в части, следует, что суд, проанализировав положения пункта 81 Основ ценообразования, подпункта "в" пункта 41 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и показания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, пункта 48 Методических указаний N 20-э/2, сделал вывод, что затраты на содержание сетей, необходимые для снабжения электрической энергии потребителей Республики Алтай, не должны оплачиваться за счет средств потребителей Алтайского края; размер оплаты транзита электрической энергии из Алтайского края в Республику Алтай, рассчитанный в соответствии с пунктами 49-53 Методических указаний N 20-э/2, обоснованно исключен из необходимой валовой выручки филиала "Алтайэнерго".
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2018 года Федеральной антимонопольной службе отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Алтай от 09 июля 2020 года по административному иску ПАО "Россети Сибири" признан не действующим приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2019 года N34/2 об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Республики Алтай на 2020 год в части определения величины необходимой валовой выручки филиала "Горно-Алтайские электрические сети". Суд сделал вывод, что отказ Комитета по тарифам во включении расходов филиала на оплату транзита в размере 158 267, 4 тыс. рублей в необходимую валовую выручку противоречит федеральному законодательству.
Учитывая изложенное, оснований не согласиться с решением Управления по тарифам об исключении указанной суммы из состава необходимой валовой выручки филиала "Алтайэнерго" не имеется. Затраты на содержание сетей, необходимые для снабжения электрической энергией потребителей Республики Алтай, не должны оплачиваться за счет средств потребителей Алтайского края, поскольку это будет противоречить принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что включение одних и тех же затрат на оплату транзита электроэнергии в необходимую валовую выручку филиалов приведет к их двойному учету для ПАО "Россети Сибирь".
Доводы о несоблюдении процедуры согласования административным ответчиком размера платы за транзит с Комитетом по тарифам Республики Алтай краевым судом обосновано отклонены.
Пунктом 10 Основ ценообразования предусмотрено, что если деятельность организации регулируется органами 2 и более субъектов Российской Федерации, регулирующие органы обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры необходимой валовой выручки с тем, чтобы суммарный объем необходимой валовой выручки позволял возмещать экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную доходность инвестированного капитала этой организации в целом по регулируемой деятельности.
В случае если территориальная сетевая организация осуществляет деятельность на территории 2 и более смежных субъектов Российской Федерации, то для расчета и установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям по каждому из указанных субъектов Российской Федерации расходы на содержание электрических сетей и расходы на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства учитываются пропорционально объемам услуг по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям (исключая территориальные сетевые организации) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, определяемых в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения заявки Общества о корректировке необходимой валовой выручки Управлением 26 июня 2019 года в адрес Комитета по тарифам Республики Алтай направлено письмо об исключении платы за транзит через сети филиала "Алтайэнерго" в сети филиала "Горно-Алтайские электрические сети" с приложением расчета.
Данное письмо заинтересованным лицом получено, однако, какого-либо ответа об отказе в согласовании исключения платы за транзит из необходимой валовой выручки филиала "Алтайэнерго" не дано.
Доводы апелляционной жалобы о переоценке судом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами, подлежат отклонению.
Рассматривая в апелляционном порядке решение Верховного Суда Республики Алтай от 09 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ПАО "МРСК Сибири" о признании не действующим в части приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2019 года N 34/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2020 год" судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в своем апелляционном определении от 29 октября 2020 года пришла к выводу, что тарифным органом не соблюдена обязательная процедура согласования устанавливаемого размера необходимой валовой выручки организации.
Однако данный вывод сделан в отношении действий Комитета по тарифам Республики Алтай при принятии приказа от 30 декабря 2019 года N 34/2, действия управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов при принятии им оспариваемых решений не рассматривались и оценка им не давалась.
Сославшись на пункт 22.1 Методических указаний N 20-э/2, пункты 32, 37 Основ ценообразования суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами административного иска о незаконности отказа во включении расходов на технологическое присоединение на общую сумму 7 404, 72 тыс. рублей и незаконного снижения тарифным органом расходов на финансирование инвестиционной программы в составе необходимой валовой выручки.
Решение в данной части не обжалуется и оснований не согласиться с выводами краевого суда, у судебной коллегии не имеется.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 27 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.