Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 г. по делу N 16-444/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу защитника Беляева В.К., действующего на основании доверенности в интересах Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятия N 03-013/2020 от 25 февраля 2020 г., решение судьи Черновского районного суда г. Читы Забайкальского края от 7 мая 2020 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 10 августа 2020 г., вынесенные в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятия N 03-013/2020 от 25 февраля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Черновского районного суда г. Читы Забайкальского края от 7 мая 2020 г. и решением судьи Забайкальского краевого суда от 10 августа 2020 г, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе защитник Беляев В.К. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что: при привлечении к административной ответственности не было учтено, что учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем - МО РФ, в соответствии с предусмотренным Уставом основными видами деятельности, однако согласно приказа Министра обороны РФ от 14.09.2017 г. N 530 учреждению не вменялась обязанность по осуществлению мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработке норматива допустимого воздействия, то есть учреждение не является субъектом ответственности по данному правонарушению; судом не исследовался вопрос о возможности снижения штрафа, замены назначенного наказания на предупреждение.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха; источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 N 899 (далее - Порядок)
Согласно п. 3 Порядка предоставление информации о неблагоприятных метеорологических условиях (далее - НМУ) осуществляют территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Органом исполнительной власти Забайкальского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора является Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой Читинского гарнизона совместно со специалистами Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что с 1 апреля 2017 г. содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, созданное на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 г. N 155.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12.04.2017 N 1141, а также передаточного акта N 3/1141/ТХ, для осуществления основных видов деятельности за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущества, в том числе производственная площадка котельной N, расположенная по адресу: "адрес", ул. "адрес", 2г.
Таким образом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, при проверке было установлено, что мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления НМУ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не проводились и не согласовывались в установленном порядке в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, что является нарушением п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, актом осмотра, протоколом испытаний промышленных выбросов.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностное лицо дало верную оценку и обоснованно установило вину ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены районным и краевым судом в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными.
В ходе рассмотрения данного дела, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Собранные по делу доказательства получили верную оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не возложена обязанность по осуществлению мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, учреждение не является субъектом предъявленного правонарушения, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных решениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Исходя из положений п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", обязанность по осуществлению соответствующих мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух возложена на лиц, владеющих, осуществляющих эксплуатацию источников загрязнения атмосферного воздуха.
Поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России владеет на праве оперативного управления, осуществляет эксплуатацию котельной N, являющейся источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то в силу закона на него возложена обязанность по выполнению соответствующих требований.
Таким образом, вывод должностного лица и судов о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ подтверждается фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Наказание ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках санкции, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, является соразмерным и справедливым. Оснований для снижения назначенного наказания, назначения наказания в виде предупреждения, не нахожу.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления и решений, не установлено, неустранимые сомнения в виновности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении предъявленного правонарушения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения вынесенных по делу актов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятия N 03-013/2020 от 25 февраля 2020 г, решение судьи Черновского районного суда г. Читы Забайкальского края от 7 мая 2020 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 10 августа 2020 г, вынесенные в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Беляева В.К. - без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.