Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Грибовой Е.Н, Кочергиной Т.В, при помощнике Астаховой Е.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе истцов Теванян Г, Теванян Л.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 октября 2020г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Теванян Г***, Теванян Л*** В*** к АО "ДОМ.РФ", Министерству Финансов РФ о признании решения незаконным, обязании удовлетворить заявление и предоставить меры государственной поддержки - отказать, УСТАНОВИЛА:
Теванян Г, Теванян Л.В. обратились в суд с иском к АО "ДОМ.РФ", Министерству Финансов РФ о признании решения незаконным, обязании удовлетворить заявление и предоставить меры государственной поддержки, указывая на то, что истцам на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение, квартира, расположенная по адресу: ***, квартира приобретена по договору купли-продажи жилого помещения от 14.03.2018 г.
14.03.2018 г. между ПАО "Сбербанк России" и Теваняном Г, Теванян Л.В. был заключен кредитный договор N. В соответствии с пунктом 11 кредитного договора, целью использования заемщиком потребительского кредита является приобретение и оплата иных неотделимых улучшений объекта недвижимости: жилого помещения, назначение: жилое помещение площадью 42, 9 кв.м, по адресу: ***, из которых 2 220 000 руб. - на приобретение объекта недвижимости, 403 000 - на оплату иных неотделимых улучшений. 28.08.2019 г. в семье истцов родился третий ребенок Теванян Э.Г. 25.09.2019 г. истцы обратились с заявлением о погашении кредита в соответствии с ФЗ от 03.07.2019 N 157-ФЗ.
24.10.2019 г. в адрес ответчика поступил ответ из ПАО "Сбербанк России", согласно которому было отказано в предоставлении мер государственной поддержки в связи с несоответствиям требованиям п.п. б п. 7 Положения, утвержденного Постановлением, в части целевого использования кредитных средств по кредитному договору, заключенному до 01.07.2023 г.
В связи с некорректным указанием цели кредита в кредитном Договоре N от 14.03.2018 г. истцы обратились в ПАО "Сбербанк России" для внесения изменений в пункт 11 кредитного договора.
14.11.2019 г. между ПАО "Сбербанк России" и Теваняном Г, Теванян Л.В. было заключено дополнительное соглашение N 1 к кредитному договору N от 14.03.2018 г, согласно которого пункт 11 кредитного договора был изложен в новой редакции, а именно целью использования заемщиком кредита является приобретение объекта недвижимости и оплата иных неотделимых улучшений выше указанного объекта недвижимости.
14.11.2019 г. истцы повторно обратились с заявлением о погашении кредита, однако 04.12.2019 г. поступил аналогичный вышеуказанному ответ об отказе.
Истцы считают, что ответчиком не должным образом изучены все представленные для назначения мер государственной поддержки документы, а отказ вынесен по формальным основаниям, в связи с чем, они вынуждены обратиться с настоящим иском в суд.
Истцы с учетом уточнений иска просили: обязать Министерство Финансов РФ, АО "ДОМ.РФ" удовлетворить заявление Теваняна Г. от 14.11.2019 г. о погашении кредита в соответствии с ФЗ от 03.07.2019 N 157-ФЗ, обязать Министерство Финансов РФ, АО "ДОМ.РФ" предоставить Теваняну Г, Теванян Л.В. меры социальной поддержки предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2019 N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и Положением о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2019 г. N1170, путем полного или частичного погашения обязательств по кредитному договору N от 14.03.2018 г, дополнительному соглашению N 1 от 14.11.2019 к кредитному договору N от 14.03.2018 г. в размере имеющейся задолженности, но не более 450 тысяч рублей; признать незаконным отказ АО "ДОМ.РФ" от 04.12.2019 г. в предоставлении мер государственной поддержки для семей имеющих трех и более детей.
Истец Теванян Г, действующий за себя и как представитель истца Теванян Л.В. в судебное заседание суда первой инстанции явился, уточненные исковые требования поддержал.
Истец Теванян Л.В. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ, представители третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования не признал, по доводам, подробно изложенным в письменном виде.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 21 октября 2020г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы Теванян Г, Теванян Л.В. выражают несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии истец Теванян Г. явился, апелляционную жалобу поддержал.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом с соблюдением требований закона. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав истца Теванян Г, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу положений ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Принимая обжалуемое решение, руководствуясь положениями Федерального закона от 03.07.2019 N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170 "Об утверждении Правил предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)", суд первой инстанции исходил из того, что истцами суду не были представлены доказательства, подтверждающие, что кредитные средства были полностью израсходованы, на цели, установленные программой поддержки, что прямо указывает на несоответствие целей кредитного договора, целям Федерального закона N 157-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170. Условиями программы не предусмотрено погашение, обязательств по кредитным договорам целями которого, не является приобретение жилого помещения, ИЖС или земельного участка.
Основания для вывода о том, что ответчик в нарушение норм, регулирующих спорное правоотношение, отказал истцам в направлении денежных средств в счет исполнения обязательств по кредитному договору отсутствуют. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов об обязании АО "ДОМ.РФ", Министерство Финансов РФ о признании решения незаконным, обязании удовлетворить заявление и предоставить меры государственной поддержки, путем полного или частичного погашения обязательств по кредитному договору N от 14.03.2018 г, дополнительному соглашению N 1 от 14.11.2019 к кредитному договору N от 14.03.2018 г..в размере имеющейся задолженности, но не более 450 тысяч рублей; признании незаконным отказа АО "ДОМ.РФ" от 04.12.2019 г..в предоставлении мер государственной поддержки для семей имеющих трех и более детей.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласится, не может в силу следующего.
03.07.2019 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2019 N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ данный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
В силу п. 6 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
АО "ДОМ.РФ" создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию", и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до 1 июля 2023 года заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является:
приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пункте 1 настоящей части;
полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170 утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)" (далее - Положение).
В соответствии с п. 20 Положения обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети "Интернет".
Порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО "ДОМ.РФ" по вопросам мер государственной поддержки семей, имеющих детей утвержден Правлением АО "ДОМ.РФ" (протокол от 18.09.2019 N 6/52) (далее - Порядок).
Как следует из материалов дела истцам на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение, квартира, расположенная по адресу: ***, квартира приобретена по договору купли-продажи жилого помещения от 14.03.2018 г.
14.03.2018 г. между ПАО "Сбербанк России" и Теваняном Г, Теванян Л.В. был заключен кредитный договор N. В соответствии с пунктом 11 кредитного договора, целью использования заемщиком потребительского кредита является приобретение и оплата иных неотделимых улучшений объекта недвижимости: жилого помещения, назначение: жилое помещение площадью 42, 9 кв.м, по адресу: ***, из которых 2 220 000 руб. - на приобретение объекта недвижимости, 403 000 - на оплату иных неотделимых улучшений.
28.08.2019 г. в семье истцов родился третий ребенок Теванян Э.Г.
25.09.2019 г. истцы обратились с заявлением о погашении кредита в соответствии с ФЗ от 03.07.2019 N 157-ФЗ.
24.10.2019 г. в адрес ответчика поступил ответ из ПАО "Сбербанк России", согласно которому истцам было отказано в предоставлении мер государственной поддержки в связи с несоответствиям требованиям п.п. б п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N1170, в части целевого использования кредитных средств по кредитному договору, заключенному до 01.07.2023 г.
По причине некорректного указания цели кредита в кредитном Договоре N от 14.03.2018 г. истцы обратились в ПАО "Сбербанк России" для внесения изменений в пункт 11 кредитного договора.
14.11.2019 г. между ПАО "Сбербанк России" и Теваняном Г, Теванян Л.В. было заключено дополнительное соглашение N 1 к кредитному договору N от 14.03.2018 г, согласно которого пункт 11 кредитного договора был изложен в новой редакции, а именно целью использования заемщиком кредита является приобретение объекта недвижимости и оплата иных неотделимых улучшений выше указанного объекта недвижимости.
14.11.2019 г. истцы повторно обратились с заявлением о погашении кредита, однако 04.12.2019 г. поступил аналогичный вышеуказанному ответ об отказе.
Суд первой инстанции, установив, что целевое назначение кредита предполагало направление денежных средств, как для приобретения, так и капитального ремонта или иного неотделимого улучшения предмета, указанные выше правовые нормы не учел и пришел к выводу, что истцы не вправе рассчитывать на государственную поддержку семьи, в предусмотренном вышеуказанными правовыми актами порядке.
Между тем, судом не принято во внимание, что целью оказания государственной поддержки в силу установлений вышеуказанных правовых актов является погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам в сумме не более 450 000 рублей семьям, имеющим трех детей, в то время как кредитный договор заключен на сумму 2 623 000 рублей, жилое помещение по договору приобретено за 2 200 000 рублей, то есть размер выплаты меньше, как стоимости квартиры, так и полученных для ее приобретения денежных средств по кредитному договору с условием об ипотеке. Эти обстоятельства не получили правовой оценки суда, хотя имели значение для правильного разрешения дела, поскольку за счет государственной поддержки погашается обязательство по ипотечным жилищным кредитам той категории граждан, к которой относятся истцы с членами семьи, в сумме не более 450 000 рублей.
При принятии решения об отказе в выплате субсидии, ответчиком АО "ДОМ.РФ" не дана оценка этим обстоятельствам с точки зрения того, могли ли эти денежные средства быть израсходованы истцом в целях, не предусмотренных программой, учитывая имеющуюся на момент обращения с требованием задолженность по кредитным обязательствам, с тем, чтобы прийти к выводу о нецелевом использовании денежных средств.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что отказ АО "ДОМ.РФ" в выплате субсидии на погашение целевого кредита, выраженный в письме от 04.12.2019 года, является незаконным, принятым без соответствующей проверки вышеизложенных обстоятельств.
Вместе с тем судебная коллегия приходит к выводу о том, что Министерство Финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Так как, на основании п. 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170, п. 17 Порядка взаимодействия кредиторов (заимодавцев), утвержденного Протоколом Правления АО "ДОМ.РФ" N 6/52 от 18.09.2019 решение по выплате субсидий принимается именно АО "ДОМ.РФ", а не Министерством Финансов РФ.
В силу п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170, именно АО "ДОМ.РФ", а не Министерство Финансов РФ осуществляет выплаты в соответствии с Положением о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
Пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170, установлено, что для получения субсидии АО "ДОМ.РФ" представляет в Министерство финансов РФ не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем, заявление о получении субсидии по форме согласно приложению N 1 в форме электронного документа посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", подписанное руководителем общества или лицом, уполномоченным действовать от имени общества на основании доверенности. В случае подписания заявления уполномоченным лицом в Министерство финансов РФ одновременно с заявлением представляются документы, подтверждающие полномочия такого лица. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие затраты общества, понесенные им в связи с реализацией мер государственной поддержки, по форме согласно приложению N2.
Согласно под. "в" п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет перечисление в установленном порядке субсидии на счет АО "ДОМ.РФ", открытый в кредитной организации, не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии, а в случае принятия решения о проведении проверки, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, - не позднее 10 рабочих дней после окончания такой проверки при наличии решения о предоставлении субсидии.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований Теванян Г. и Теванян Л.В.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 21 октября 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск Теванян Г***, Теванян Л*** В*** к АО "ДОМ.РФ", Министерству Финансов РФ о признании решения незаконным, обязании удовлетворить заявление и предоставить меры государственной поддержки - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ АО "ДОМ.РФ" в выплате субсидии на погашение целевого кредита Теванян Г***, Теванян Л*** В***, выраженный в письме от 04.12.2019 года.
Обязать АО "ДОМ.РФ" повторно рассмотреть заявление Теванян Г***, Теванян Л*** В*** о выплате субсидии на погашение целевого кредита.
В остальной части иска Теванян Г***, Теванян Л*** В*** - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.