Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ефимовой И.Е., и судей: Смирновой Ю.А., Полковникова С.В., при помощнике судьи Ерошкине В.К.Д., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А. гражданское дело по апелляционному представлению Марийского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08 июня 2020 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Марийского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" о возложении обязанности - отказать, УСТАНОВИЛА:
Марийский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "РЖД", ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства на объектах транспортной инфраструктуры - станции Помары, Илеть, Шелангер, Суслонгер, Кундыш, Сурок, Пемба, Куяр, Аксаматово, Йошкар-Ола, Нолька, Нужъялы, Волжск, Яранск, железнодорожные мосты через реку Илеть на 39 км. однопутного перегона Илеть-Шелангер, через реку Кокшага на 102 км. однопутного перегона Куяр-Йошкар-Ола, через реку Большая Ошла на 138 км. однопутного перегона Нужъялы-Табашино, через реку Малый Кундыш на 76 км. перегона Кундыш-Сурок. В ходе проверки установлено, что мер, направленных на образование и (или) привлечение подразделений транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры (станций, мостов) от актов незаконного вмешательства, не принято. Несоблюдение требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности снижают уровень защищенности объектов транспортной инфраструктуры от возможных актов незаконного вмешательства. В связи с изложенным истец просил обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты вышеперечисленных объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Марийский транспортный прокурор по доводам апелляционного представления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на не разрешение судом ходатайства о передаче дела по подсудности.
Представитель истца в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Мишина Ю.В. в заседании судебной коллегии против доводов апелляционного представления возражала.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Марийской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении транспортной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности, 22 ноября 2019 года и 25 ноября 2019 года внесены представления об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности прокурором начальнику Горьковской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", и начальнику Горьковской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД".
Также судом установлено, что объект транспортной инфраструктуры - станция Помары ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории и реестровым номером ЖСТ202093. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Помары ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Илеть ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202094. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Илеть ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Шелангер ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202095. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Шелангер ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Суслонгер ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202096. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Суслонгер ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Кундыш ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202097. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Кундыш ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Сурок ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202098. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Сурок ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Пемба ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202099. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Пемба ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Куяр ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202100. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Куяр ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Аксаматово ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202102. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Аксаматово ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Йошкар-Ола ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории и реестровым номером ЖСГ202101. 27 апреля 2018 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 27 апреля 2018 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 27 июля 2018 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Йошкар-Ола ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Нолька ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории и реестровым номером ЖСТ202103. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Нолька ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Нужъялы ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202104. 23 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 23 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 19 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Нужъялы ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Волжск ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории и реестровым номером ЖСТ202110. 20 апреля 2018 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 20 апреля 2018 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 01 июня 2018 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Волжск ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - станция Яранск ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖСТ202107. 12 сентября 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 12 сентября 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности, который был направлен на утверждение в РОСЖЕЛДОР 11 декабря 2019 года. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - станции Яранск ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный мост через реку Илеть на 39 км однопутного перегона Илеть-Шелангер ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением первой категории и реестровым номером ЖМН203510. 24 июня 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 24 июня 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного моста через реку Илеть на 39 км однопутного перегона Илеть-Шелангер Яранск ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный мост через реку Кокшага на 102 км однопутного перегона Куяр-Йошкар-Ола ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением первой категории и реестровым номером ЖМН203513. 24 июня 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 24 июня 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного моста через реку Кокшага на 102 км однопутного перегона Куяр-Йошкар-Ола ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - металлический мост через реку Большая Ошла на 138 км однопутного перегона Нужъялы-Табашино ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖМН203515. 26 марта 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 26 марта 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - металлического моста через реку Большая Ошла на 138 км однопутного перегона Нужъялы-Табашино ГЖД не утвержден.
Объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный мост через реку Малый Кундыш на 76 км однопутного перегона Кундыш-Сурок ГЖД включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением третьей категории и реестровым номером ЖМН203511. 26 марта 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости указанного объекта. На основании утвержденных уполномоченным органом 26 марта 2019 года результатов дополнительной оценки ответчиком разработан план обеспечения транспортной безопасности. До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного моста через реку Малый Кундыш на 76 км однопутного перегона Кундыш-Сурок ГЖД не утвержден.
Отказывая в удовлетворении требований, суд, ссылаясь на положения ФЗ от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495, исходил из того, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры - станций Помары, Илеть, Шелангер, Суслонгер, Кундыш, Сурок, Пемба, Куяр, Аксаматово, Йошкар-Ола, Нолька, Нужъялы, Волжск, Яранск, железнодорожных мостов через реку Илеть на 39 км. однопутного перегона Илеть-Шелангер, через реку Кокшага на 102 км. однопутного перегона Куяр-Йошкар-Ола, через реку Большая Ошла на 138 км. однопутного перегона Нужъялы-Табашино, через реку Малый Кундыш на 76 км. перегона Кундыш-Сурок не утверждены, в связи с чем требования истца об обязании образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты указанных объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 16-ФЗ оснащение объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО "РЖД" или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ в отношении ОАО "РЖД" по установлению этапности оборудования объектов транспортной инфраструктуры с учетом месторасположения, пассажиропотока, иных критериев, не принято.
Учитывая, что изменения в планы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не утверждены, а сами объекты средствами обеспечения транспортной безопасности не оборудованы, требования истца, по мнению суда, об обязании образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно основам гражданского процесса, деятельность суда должна заключаться в даче правовой оценки заявленным требованиям лица, обратившегося за судебной защитой, и в создании необходимых условий для объективного и полного рассмотрения дела.
Требованиям закона обжалуемое решение не отвечает, поскольку постановлено с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии сними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемым и в соответствии с ними и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 5 настоящего Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимостинаправляютихнаутверждениевкомпетентныеорганывобластиобеспечениятранспортнойбезопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны, соответственно, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутри объектового и пропускного режимов.
Согласно п.п. 5 указанного пункта субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Росжелдора в сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству). В силу подпункта 6 данного пункта на основании утвержденных результатов оценки уязвимости субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать и представить на утверждение в Росжелдор план в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости. На основании подпункта 9 настоящего пункта субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану, в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры такого подразделения, в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности копия положения (устава) привлеченного подразделения и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно п.п. 9 и 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 N 495, в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТО, заверенные Объектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
При разрешении заявленных исковых требований судом первой инстанции не было учтено, что согласно подпунктам 9 и 5 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. Данная обязанность должна быть исполнена субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от наличия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ). Исполнение данной обязанности не может рассматриваться исключительно как мероприятие в рамках реализации плана обеспечения транспортной безопасности. Обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры указана также в подпункте 7 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495.
Таким образом, обязанность по обеспечению объекта транспортной инфраструктуры охраной выделена из общего круга обязанностей по реализации плана, каждое из мероприятий по выполнению требований транспортной безопасности является состоятельным, выполнение требования, предусмотренного в подл. 3 п. 5, не ставится в зависимость от выполнения иных мероприятий и его выполнение является обязательным для всех субъектов транспортной инфраструктуры до утверждения плана транспортной безопасности. Иное толкование закона позволило бы субъектам транспортной инфраструктуры сколь угодно долгое время оставлять объекты транспортной инфраструктуры без специализированной охраны, ссылаясь на отсутствие утвержденных планов транспортной безопасности.
Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ, п. 19 Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта о предоставлении государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06 марта 2013 года N 74, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в виде утверждения плана обеспечения транспортной безопасности (утверждения вносимых изменений в план обеспечения транспортной безопасности) является несоответствие содержания плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами, в том числе отсутствие положения (устава) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае его формирования силами ОАО "РЖД", либо положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, в случае его привлечения ОАО "РЖД" для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства.
Таким образом, вышеназванными нормами предусмотрено, что к моменту составления плана и представления его на утверждение в компетентный орган ответчик обязан обеспечить реальное наличие на соответствующем ОТИ подразделения транспортной безопасности (создать собственное либо привлечь стороннее на основании договора). После этого состоявшийся факт исполненной обязанности должен быть отражен субъектом транспортной инфраструктуры в разработанном плане обеспечения транспортной безопасности с приложением подтверждающих его выполнение документов.
В силу прямого указания закона, в частности ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пп. 7 п. 5 Постановления Правительства РФ N 495, в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной, инфраструктуры II категории на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В целях поэтапной реализации субъектами транспортной инфраструктуры мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры законодателем установлены сроки для своевременного проведения оценки уязвимости, разработки и утверждения организационно-распорядительных документов, предполагающих выполнение иных мероприятий, срок которых отдельно не регламентирован Требованиями, а также представления на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности и последующей его реализации.
Таким образом, на ОАО "РЖД", как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежала обязанность исполнить все необходимые мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на поименованных выше объектах транспортной инфраструктуры в установленные сроки.
В связи изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что является основанием к отмене обжалуемого решения с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований истца о возложении на ОАО "РЖД" обязанности образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Определяя срок, в течение которого следует исполнить решение суда, судебная коллегия, учитывая значительное количество объектов, полагает необходимым установить срок 12 месяцев.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08 июня 2020 года отменить.
Исковые требования Марийского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ОАО "РЖД" в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - станции Помары, Илеть, Шелангер, Суслонгер, Кундыш, Сурок, Пемба, Куяр, Аксаматово, Йошкар-Ола, Нолька, Нужъялы, Волжск, Яранск, железнодорожные мосты через реку Илеть на 39 км. однопутного перегона Илеть-Шелангер, через реку Кокшага на 102 км. однопутного перегона Куяр-Йошкар-Ола, через реку Большая Ошла на 138 км. однопутного перегона Нужъялы-Табашино, через реку Малый Кундыш на 76 км. перегона Кундыш-Сурок, подразделения транспортной безопасности.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.