Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 18 апреля 2006 г. N А61-500/06-4
Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2006.
Решение в полном объеме изготовлено 18.04.2006.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Акимцевой С.А.,
судей Бекоевой С.Х. и Сидаковой З.К.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Акимцевой С.А., рассмотрел в заседании суда дело по иску предпринимателей без образования юридического лица Алборовой Ларисы Александровны, Дзиова Тамерлана Израиловича, Кулумбекова Георгия Спиридоновича, общества с ограниченной ответственностью "Джекпот", закрытого акционерного общества "Марэт" к Администрации местного самоуправления города Владикавказа с участием третьего лица - Парламента РСО-Алания - о признании недействующим пункта 1 распоряжения от 03.02.2006 N 86.
В заседании приняли участие:
от Алборовой Л. А. - Габуев И.Т. по доверенности от 17.03.2006; от Дзиова Тамерлана Израиловича - Габуев И.Т. по доверенности от 28.02.2006;
от Кулумбекова Георгия Спиридоновича - Габуев И.Т. по доверенности от 17.03.2006;
от ООО "Джекпот" - Габуев И.Т. по доверенности от 01.03.2006 N 60; от ЗАО "Марат" - Габуев И.Т. по доверенности от 17.03.2006; от ответчика - Доев А.С. по доверенности N 948-8 от 30.12.2005; от третьего лица - Грачев А.И. по доверенности N 315 от 06.04.2006.
Сущность спора: Предприниматели без образования юридического лица Алборова Лариса Александровна, Дзиов Тамерлан Израилович, Кулумбеков Георгий Спиридонович, общество с ограниченной ответственностью "Джекпот", закрытое акционерное общество "Марэт" обратились в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 распоряжения Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 03.02.2006 N 86 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий взрывов 02.02.2006 года в г. Владикавказ и обеспечения общественной безопасности на территории города", согласно которому приостановлено действие закона РСО-Алания от 25.12.2005 N 70-РЗ "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания" на территории г. Владикавказ и запрещена деятельность всех видов игорного бизнеса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка, имеется в виду Закон Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 г. N 70-РЗ "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания"
Представитель заявителей поддержал заявленные требования в полном объеме, уточнив, что согласно доверенности N 60 от 01.03.2006 заявление подано не филиалом ООО "Джекпот", а ООО "Джекпот", а также пояснил следующее.
Оспариваемый пункт 1 распоряжения не соответствует действующему законодательству, а именно; статьям 49, 71 Конституции Российской Федерации, статье 11 Конституции РСО-Алания, статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 7 федерального закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", закону Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В нарушение перечисленных нормативных правовых актов Администрация местного самоуправления г.Владикавказа превысила свои полномочия, приостановив действие республиканского закона, нарушая тем самым права и свободы в сфере экономической деятельности, разрешенной федеральным и республиканским законодательством.
Ответчик в письменном отзыве на иск и его представитель в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по следующим основаниям.
Оспариваемым пунктом 1 распоряжения Администрацией местного самоуправления города Владикавказа введен запрет на незаконную, противоречащую нормам права деятельность.
Распоряжение издано Администрацией местного самоуправления города Владикавказа по результатам оперативного совещания 02.02.2006 и во исполнение распоряжения Главы РСО-Алания N 9-рг от 03.02.2006 "О некоторых мерах по обеспечению общественной безопасности на территории РСО-Алания", в части 2 которого рекомендовано главам администраций города и районов РСО-Алания приостановить деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с функционированием объектов игорного бизнеса на территории муниципальных образований РСО-Алания, размещение которых не было согласовано в порядке, установленном статьей 8 закона РСО-Алания "Об игорном бизнесе в РСО-Алания".
Третье лицо - Парламент РСО-Алания - письменный отзыв не представило, его представитель в судебном заседании пояснил, что ни Конституция Российской Федерации, ни Конституция Республики Северная Осетия-Алания, ни иные федеральные законы не предоставляют органам местного самоуправления возможность ограничения действия федеральных и республиканских законов распоряжением органа местного самоуправления.
Пункт 1 распоряжения Администрации местного самоуправления города Владикавказа противоречит части 2 распоряжения Главы РСО-Алания от 03.02.2006 N 9-рг, в котором указаны рекомендации не по приостановлению действия закона, а по приостановлению деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, связанной с функционированием объектов игорного бизнеса, размещение которых не было согласовано в порядке, установленном республиканским законом "Об игорном бизнесе в РСО-Алания".
В случае, если нормативный правовой акт субъекта противоречит нормам федерального законодательства, он подлежит отмене.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В статье 4 федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Высший арбитражный суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от 09.12.2001 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда федеральным законом арбитражному суду предоставлено исключительное право рассматривать эти дела.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка, имеется в виду Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
В статье 52 федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2005) установлено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу пункта 2 статьи 44 федерального закона N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления а Российской Федерации" решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П даны разъяснения, что часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает свободу экономической деятельности. Принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Реализуя данное право, закрепленное в части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, граждане вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять соответствующую деятельность в индивидуальном порядке, либо совместно с другими лицами, путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией Российской Федерации гарантий права собственности (статья 35, часть 3) и поддержки государством добросовестной конкуренции (статья 8, часть 1; статья 34, часть 2).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В Конституции Республики Северная Осетия-Алания также содержатся вышеперечисленные положения.
В соответствии со статьей 364 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов предпринимательской деятельности в Российской Федерации является предпринимательская деятельность в сфере игорного бизнеса.
Республикой Северная Осетия-Алания в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации был принят закон от 22.12.2005 N 70-РЗ "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания", устанавливающий единые правовые основы республиканской политики в области игорного бизнеса, согласно статье 4 которого деятельность в сфере игорного бизнеса могут осуществлять индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, созданные и зарегистрированные на территории Российской Федерации, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Закон РСО-Алания "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания" был опубликован в газете "Северная Осетия" от 18.01.2006 и, в соответствии со статьей 15 данного закона, вступил в силу со дня его официального опубликования.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заявители зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, и, как юридические лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют лицензии на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, что не оспаривается ответчиком.
Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа 03.02.2006 за N 86 было принято распоряжение "О первоочередных мерах по ликвидации последствий взрывов 02.02.2006 года в г. Владикавказ и обеспечения общественной безопасности на территории города", пунктом 1 которого приостановлено действие закона РСО-Алания от 25.12.1005 N 70-РЗ "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания" на территории г. Владикавказ и запрещена деятельность всех видов игорного бизнеса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка, имеется в виду Закон Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 г. N 70-РЗ "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания"
Из обжалуемого распоряжения следует, что оно было принято АМС г. Владикавказа во исполнение распоряжения Главы РСО-Алания "О некоторых мерах по обеспечению общественной безопасности на территории Республики Северная Осетия-Алания" от 03.02.2006 N 9-рг, согласно которому главам администраций местного самоуправления г. Владикавказа и районов РСО-Алания рекомендовано приостановить деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с функционированием объектов игорного бизнеса на территории муниципальных образований РСО-Алания, размещение которых не было согласовано в порядке, установленном статьей 8 закона РСО-Алания "Об игорном бизнесе в Республике Северная" Осетия-Алания".
Однако, пунктом 1 оспариваемого распоряжения Администрация местного самоуправления г. Владикавказа, превысив свои полномочия и выйдя за рамки рекомендаций, содержащихся в распоряжении Главы РСО-Алания N 9-рг, приостановила на территории г. Владикавказа действие республиканского закона N 70-РЗ от 23.12.2005 "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка, имеется в виду Закон Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 г. N 70-РЗ "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания"
Действия Администрации местного самоуправления г. Владикавказа противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации, федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закону РСО-Алания от 16.11.1998 N 18-3 (в ред. от 21.10.2003) "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания", конституционному закону РСО-Алания от 26.01.2001 N 1-РЗ "О системе органов государственной власти в Республике Северная Осетия-Алания" (в редакции конституционных законов РСО-Алания от 10.02.2003 N 12-РЗ и от 21.10.2003 N 33-РЗ).
В соответствии со статьей 7 федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствий со статьями 4 и 5 конституционного закона РСО-Алания от 26.01.2001 N 1-РЗ "О системе органов государственной власти Республике Северная Осетия-Алания" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и участвуют в осуществлении в осуществлении государственной власти только при наделении их отдельными государственными полномочиями в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
К органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания относятся: Президент (Глава) республики, Правительство республики, республиканские министерства, госкомитеты республики, республиканские службы, местные исполнительные органы государственной власти и иные органы исполнительной власти республики.
На основании вышеизложенного оспариваемый пункт 1 распоряжения от 03.02.2006 N 86 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий взрывов 02.02.2006 года в г. Владикавказ и обеспечения общественной безопасности на территории города" принят Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа в противоречии с действующим законодательством в связи с отсутствием полномочий у администрации местного Самоуправления приостановления действия законов субъектов Российской Федерации.
Несостоятелен довод ответчика о том, что принятие Администрацией местного самоуправления города Владикавказа распоряжения от 03.02.2006 N 86 не может быть обжаловано заявителями.
Администрация местного самоуправления города Владикавказа считает, что заявители не обладают правом оспаривания распоряжения, так как места размещений игровых залов в нарушение статьи 8 закона РСО-Алания "Об игровом бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания" не были согласованы с Администрацией местного самоуправления города Владикавказа, а потому право на ведение игрового бизнеса у заявителей не возникло.
Как следует из материалов дела, лицензии на право ведения игорного бизнеса были получены заявителями до принятия закона РСО-Алания "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания", предусматривающего обязанность по согласованию мест размещения игровых залов (л.д.12,15,17,21,25,84).
Ответчиком не представлено доказательств того, что места размещения игровых залов не соответствуют возможности их размещения согласно Плану города Владикавказа.
Помимо этого, распоряжение Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 03.02.2006 N 86 приостанавливает деятельность игорного бизнеса на территории города Владикавказа независимо от того, согласованно месторасположение зала с Администрацией местного самоуправления города Владикавказа или нет, лишая тем самым заявителей самой возможности надлежащего согласования.
Изложенное свидетельствует о том, что оспоренным нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, что подтверждает их право на судебное обжалование нормативного правового акта.
На основании вышеизложенного суд считает, что требования заявителей о признании незаконным пункта 1 распоряжения Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 03.02.2006 N 86 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий взрывов 02.02.2006 года в г. Владикавказ и обеспечения общественной безопасности на территории города" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 167,168,169 пунктом 2, части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
Признать недействующим пункт 1 распоряжения Администрации местного самоуправления города Владикавказа от 03.02.2006 года N 86 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий взрывов 02.02.2006 года в г.Владикавказ и обеспечения общественной безопасности на территории города" по приостановлению действия закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года N 70-РЗ "Об игорном бизнесе в Республике Северная Осетия-Алания" на территории города Владикавказа и запрещения деятельности всех видов игорного бизнеса, как несоответствующий федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и главе 29 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение направить для опубликования в газеты "Северная Осетия" и "Владикавказ", а также в "Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации".
Копии решения направить в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Конституционный суд РСО-Алания, Верховный суд Российской Федерации, Верховный суд РСО-Алания, Президенту Российской Федерации, Главе РСО-Алания, в Правительство Российской Федерации, в Правительство РСО-Алания, Генеральному прокурору Российской Федерации, Прокурору РСО-Алания, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации, в Управление Федеральной регистрационной службы по РСО-Алания, председателю Комиссии по правам человека при Главе РСО-Алания.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
председательствующий |
С.А. Акимцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 апреля 2006 г. N А61-500/06-4
Решение вступает в законную силу немедленно
Текст Решения опубликован в газете "Владикавказ" от 28 апреля 2006 г. N 30 ( 396 )