Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Федотовой Е.В, Бугаевой В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Медведевским районным судом Республики Марий Эл гражданское дело N2-914/2020 по иску Лисовой Галины Алексеевны к Мочаловой Галине Аркадьевне, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, Сидоровской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным образования земельного участка, снятии с кадастрового учета и прекращении права на земельный участок, по кассационной жалобе истца Лисовой Галины Алексеевны на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 09 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Назейкиной Н.А, объяснения истца Лисовой Г.А. и её представителя - адвоката Ерусланова В.П, действующего на основании ордера N36 от 24.03.2021 года, в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу ответчика Мочаловой Г.А, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лисова Г.А. обратилась в суд с иском к Мочаловой Г.А, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, Сидоровской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным образования земельного участка, снятии с кадастрового учета и прекращении права на земельный участок, указав в обоснование заявленных исковых требований, что является собственником "адрес" многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес". Мочалова Г.А. является собственником "адрес" этом же доме. Земельный участок под многоквартирным домом поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, является общей долевой собственностью собственников помещений в доме вместе с иными входящими в состав дома объектами недвижимости, элементами озеленения и благоустройства. Земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок до конца ноября 2019 года граничил с земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", принадлежащим истцу, и участком с кадастровым номером N, площадью 756 кв.м, расположенным по адресу: "адрес", принадлежавшим ответчику. Впоследствии в порядке перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и муниципальных земель образован земельный участок с кадастровым номером N, площадью 848 кв.м, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: "адрес". По мнению истца, образование данного земельного участка является незаконным, так как в результате его образования нарушено право общей долевой собственности собственников квартир многоквартирного "адрес" на земельный участок в устоявшихся за время длительного пользования границах.
Земельный участок образован за счет земельного участка под многоквартирным домом, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N и N находились на территории многоквартирного жилого дома, свободных муниципальных земель на данной территории не имелось. Спорный земельный участок образован на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, тогда как мог быть образован только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным образование земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, площадью 848 кв.м, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, указав, что решение суда является основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета и прекращения на него права.
Решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 09 ноября 2020 года, отказано в удовлетворении заявленных Лисовой Г.А. исковых требований.
В кассационной жалобе истец Лисова Г.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, считая их незаконными, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии вышеперечисленных оснований для отмены решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 09 ноября 2020 года.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Лисова Г.А. является собственником однокомнатной "адрес" по адресу: "адрес", а также земельного участка с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", площадью 720 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Границы земельного участка являются установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства. Мочаловой Г.А. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью 756 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование ? для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании постановления администрации муниципального образования "Сидоровское сельское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл от 22.04.2019 года N51 вид разрешенного использования земельного участка изменен на вид "для индивидуального жилищного строительства". 24.11.2019 года данный земельный участок снят с кадастрового учета. В настоящее время Мочаловой Г.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 848 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Постановлением администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" Республики Марий Эл от 30.08.2019 года N1177 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 848 кв.м, приведены координаты характерных точек границ образуемого земельного участка, местоположение: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, в границах которой образуется земельный участок: Ж-3 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами", вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с прилагаемой к постановлению схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка из земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности Мочаловой Г.А, и земель в границах кадастрового квартала N.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО "Медведевский муниципальный район" и Мочаловой Г.А. заключено соглашение N-П/19 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Согласно данному соглашению осуществляется перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах кадастрового квартала N, и земельного участка площадью 756 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по вышеуказанному адресу. В пункте 1.2 указанного соглашения определено, что оно является основанием для возникновения права собственности Мочаловой Г.А. на земельный участок площадью 848 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по указанному адресу, в результате чего площадь участка увеличивается на 92 кв.м. Размер платы за увеличение площади в результате перераспределения земельных участков составляет 3008, 40 руб. Образованный в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером N находится в границах кадастрового квартала N в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что следует из публичной кадастровой карты Медведевского района Республики Марий Эл. Южные границы земельного участка Лисовой Г.А. и Мочаловой Г.А. располагаются по прямой линии параллельно жилому дому 19 по адресу: "адрес", без выступов. По сведениям Сидоровской сельской администрации от 10.08.2020 года "адрес" по вышеуказанному адресу является домом блокированной застройки. Границы занятого данным домом земельного участка, кадастровый номер N, являются определенными на местности, имеют прямоугольную форму.
Разрешая возникший спор, руководствуясь положениями части 1 статьи 11.2, части 3 статьи 11.7, части 2 статьи 39.28, частей 1, 9 статьи 39.29, статей 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что нарушений земельного законодательства при перераспределении земельных участков, в результате которого на основании схемы-расположения образован земельный участок Мочаловой Г.А, не допущено, права истца образованием земельного участка Мочаловой Г.А. не нарушаются, доказательства вхождения границ которого в территорию земельного участка под многоквартирным домом 19 по вышеуказанному адресу отсутствуют, поэтому не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Лисовой Г.А.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем, кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судом апелляционной инстанции.
Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 09 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Лисовой Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.