Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.
судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гаиткулова Разима Рависовича на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 06 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 января 2021 года по гражданскому делу N 2-6096/2020 по иску Гаиткулова Разима Рависовича к Бюро N 32 - филиалу Федерального казенного учреждения (ФКУ) "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации, Федеральному казенному учреждению (ФКУ) "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению (ФГБУ) "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решений недействительными, признании действия не соответствующим закону, обязании устранить допущенное нарушение, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Гаиткулов Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Бюро N 32 - филиалу ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решений недействительными, признании действия не соответствующим закону, обязании устранить допущенное нарушение. Просит признать принятие Бюро N 32 - филиала ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан (ГБУЗ РБ) Городская больница N 2 г. Стерлитамак справки ВК 87 его (Гаиткулова) медицинских документов без заполненной формы У/088 не соответствующим закону; признать решение N 1191.32.2/2020 от 23 июня 2020 года, принятое Бюро N 32 филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации, решение N 494.102Э.2/2020 от 14 июля 2020 года, принятое ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, решение N 341.14.ФБ/2020 от 27 августа 2020 года, принятое ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об отказе в признании Гаиткулова Р.Р. инвалидом не соответствующими закону; обязать Бюро N 32 филиал ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации устранить допущенное нарушение путем возврата справки ВК 87 ГБУЗ РБ Городская больница N 2 г. Стерлитамак без рассмотрения.
Требования мотивировал тем, что указанными решениями Гаиткулову Р.Р. отказано в признании его инвалидом. Считает указанные решения подлежащими отмене. В Бюро N 32 от ГБУЗ РБ Городская больница N 2 г..Стерлитамак поступила справка ВК 87 от 28 мая 2020 года с приложением его (Гаиткулова) медицинских документов, составляющих "данные изъяты". Согласно справке, на момент осмотра нет показаний для направления на МСЭ, справка дана для предоставления в бюро МСЭ N 32. В соответствии с п. 16 Правил признания лица инвалидом медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Такого направления ГБУЗ РБ Городская больница N 2 г..Стерлитамак на МСЭ по форме У/088 в деле нет.
Справка ВК 87 ему (Гаиткулову) не выдавалась, в Бюро N 32 он документы не предоставлял, лично обратиться в Бюро N 32 не мог, поскольку не имел справки ВК 87, нет сведений о предоставлении медицинской документации им (Гаиткуловым), в связи с чем принятие его личных данных от ГБУЗ РБ Городская больница N 2 г..Стерлитамак Бюро N 32 считает незаконным, вторжением в личную жизнь, "данные изъяты", и как следствие обратился в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" с жалобой на указанные нарушения, в которой просил о возврате незаконно предоставленной медицинской документации ему (Гаиткулову), с возвратом справки ВК 87 ГБУЗ РБ Городская больница N 2 г..Стерлитамак. ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" провело экспертизу, по жалобе решения не вынес, в связи с чем истец обратился в ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которое указало, что экспертизы были проведены при точном соблюдении закона.
Определением Стерлитамакского городского суда РБ от 10 сентября 2020 года заявление Гаиткулова Р.Р. принято к производству суда, возбуждено гражданское дело.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 06 ноября 2020 года в исковых требованиях Гаиткулова Разима Рависовича к Бюро N 32 - филиалу Федерального казенного учреждения (ФКУ) "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации, Федеральному казенному учреждению (ФКУ) "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению (ФГБУ) "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решений недействительными, признании действия не соответствующим закону, обязании устранить допущенное нарушение, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 января 2021 года решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 06 ноября 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Гаиткуловым Р.Р, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по правилам КАС РФ.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, согласно справке ВК N 87 врачебной комиссией ГБУЗ РБ Городская больница N 2 г. Стерлитамак освидетельствован Гаиткулов Р.Р. Диагноз " "данные изъяты" Пациенту проведены диагностические мероприятия, на комиссию МСЭ пациент направлен по решению ВК на основании Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95. Заключение: на момент осмотра нет показания для направления на МСЭ. Справка дана для предоставления в бюро МСЭ N ФКУ "ГБ МСЭ по РБ".
2 июня 2020 года Гаиткулов Р.Р. обратился в Бюро N 32 - филиала ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации с заявлением N 835.32.4.2/2020 о предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Просил провести медико-социальную экспертизу с целью установления группы инвалидности; разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
8 июня 2020 года Бюро N 32 - филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации составлены протокол и акт медико-социальной экспертизы гражданина, направлен запрос о проведении врачебной комиссией ГБУЗ РБ Городская больница N 2 г. Стерлитамак дополнительно консультации психолога, психиатра, осмотра травматолога-ортопеда, консультация уролога.
18 июня 2020 года Гаиткулов Р.Р. обратился в Бюро N 32 - филиала ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации с заявлением N 888.32.4.2/2020 о предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Просил провести медико-социальную экспертизу с целью установления группы инвалидности; разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
23 июня 2020 года в отношении Гаиткулова Р.Р. Бюро N 32 - филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации заочно проведена медико-социальная экспертиза.
Согласно протоколу и акту N 1191.32.2/2020 от 23 июня 2020 года медико-социальной экспертизы у Гаиткулова Р.Р. установлен диагноз: "данные изъяты".
Не согласившись с указанным решением, Гаиткулов Р.Р. 25 июня 2020 года обратился с жалобой в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
По запросу ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 июля 2020 года ГБУЗ РБ Городская больница N 2 г. Стерлитамак предоставлена амбулаторная карта Гаиткулова Р.Р.
2 июля 2020 года в порядке обжалования заочно Гаиткулов Р.Р. освидетельствован экспертным составом N 2 "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Составлены протокол и акт медико-социальной экспертизы N 494.102.Э.2/2020 от 14 июля 2020 года, согласно которым установлен "данные изъяты" По результатам комплексного анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, представленных в медицинских, медико-экспертных документах, установлено, что у Гаиткулова Р.Р. имеется нарушение здоровья "данные изъяты" Решение бюро не изменено, инвалидность не установлена. Экспертное решение принято единогласно.
Не согласившись с указанным решением ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 15 июля 2020 года Гаиткулов Р.Р. электронно обратился с заявлением в ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о проведении медико-социальной экспертизы.
6 августа 2020 года в порядке обжалования заочно Гаиткулов Р.Р. освидетельствован экспертным составом N 14 смешанного профиля ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Составлены протокол и акт медико-социальной экспертизы N 482.14.ФБ/2020 от 7 августа 2020 года, согласно которым у Гаиткулова Р.Р. имеется заболевание: "данные изъяты" Наличие факта влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствия травм или дефектов - нет. Суммарная оценка степени нарушения функций организма человека в процентах - незначительные нарушения - 10-30 %. Заключение и видах и степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности: самообслуживание, передвижение, общение, ориентация, обучение, контроль за своим поведением, трудовая деятельность - не установлены.
С учетом фактических обстоятельств, оценив представленные доказательства в совокупности, судом первой инстанции сделан вывод о том, что факт не выдачи справки ВК 87 лично Гаиткулову Р.Р, основанием для признания оспариваемых решений не соответствующими закону не является, поскольку медико-социальные экспертизы, в целях предотвращения распространения новой короновирусной инфекций в указанный период проводились заочно, в связи с чем обмен документами происходил через курьера.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку выводы суда первой и апелляционной инстанций обоснованы, приведенные выше выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанций не опровергли.
Так статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Доводы в кассационной жалобе, в том числе о нарушениях прав истца направлением без его согласия медицинских документов на экспертизу, рассмотрения дела по нормам гражданского процесса, а не административного судопроизводства, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Доводы о рассмотрении дела в отсутствии Министерства здравоохранения РФ несостоятельны, поскольку прав не привлеченного лица не нарушает.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм пенсионного законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 06 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 января 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Гаиткулова Разима Рависовича без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г.Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.