Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И.
судей Зориной С.А, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Белобородовой Елизаветы Петровны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 августа 2020 года, вынесенные по гражданскому делу N2-1883/2020 по иску Белобородовой Елизаветы Петровны к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о возложении обязанности восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражения представителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю Мироновой Т.В, судебная коллегия
установила:
Белобородова Е.П. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о возложении обязанности восстановить истца в очереди, согласно заявлению от 13 ноября 2018 года, с составом семьи 5 человек на получение единовременной социальной выплаты на недостающую площадь.
Требования мотивированы тем, что 13 ноября 2018 года истец была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 5 человек. 30 апреля 2019 года снята с учета в соответствии с п.п. "г" п. 15 раздела 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, со ссылкой на заявление, в котором Белобородова Е.П. указала, что ранее социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения ей не предоставлялась. Однако такой информации в заявлении она не указывала.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 августа 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права.
Истец в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, о причинах неявки не сообщила. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия полагает, что такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Белобородова (ранее Точилкина) Е.П. проходит службу в уголовно-исполнительной системе, в должности старшего инспектора филиала по Орджоникидзевскому району г. Перми ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю. Общая продолжительность службы по состоянию на 06 ноября 2018 года в календарном исчислении составляет 13 лет 06 мес. 08 дней.
13 ноября 2018 года Белобородова Е.П. обратилась с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи: Белобородова Е.П, "данные изъяты" (супруг), "данные изъяты" (ранее - "данные изъяты", смена фамилия подтверждается свидетельством о перемене имени от 17.05.2017) "данные изъяты" года рождения (сын), "данные изъяты" года рождения (дочь), "данные изъяты" года рождения (дочь).
29 января 2019 года решением комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю Белобородова Е.П. составом 5 человек поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 13 ноября 2018 года.
Впоследствии, 30 апреля 2019 года решением комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю Белобородова Е.П. составом семьи 5 человек была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пп. "г" п. 15 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, в связи с тем, что ранее в 2009 году семье "данные изъяты" на состав семьи 2 человека, в том числе сын "данные изъяты" предоставлена социальная выплата (субсидия) на приобретение жилого помещения по программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае".
В ходе рассмотрения дела факт получения социальной выплаты (субсидии) в рамках мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" в 2009г. на состав семьи, включая сына Херуненко А.А. истицей не оспаривался.
На полученные денежные средства (субсидию) была приобретена двухкомнатная квартира площадью 28, 1 кв.м по адресу: "данные изъяты" В 2012 году данная квартира продана, приобретено жилое помещение площадью 41, 7 кв.м по адресу: "данные изъяты"
Согласно материалов учетного дела, на основании договора купли- продажи квартиры от 20.07.2010 г. за "данные изъяты"доля в праве - 1/2), "данные изъяты" (доля в праве - 1/2) на праве общей долевой собственности зарегистрирована квартира общей площадью 43, 7 кв.м по адресу: "данные изъяты", с ограничением (обременением) права - ипотека в силу закона. Государственная регистрация данного права прекращена 24 декабря 2012 года. На основании договора купли-продажи квартиры от 25 декабря 2012 года за "данные изъяты" (доля в праве - 1/3), "данные изъяты" (доля в праве - 2/3) на праве общей долевой собственности зарегистрирована 2-х комнатная квартира общей площадью 41, 7 кв.м по адресу: "данные изъяты", с ограничением (обременением) права - ипотека в силу закона.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
На основании части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В соответствии п. 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательство Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 26 октября 2014 г. N 550 комиссия осуществляет функцию принятия документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их формирования.
В соответствии с п.п. "г" п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Пунктом 5 указанных Правил, предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указывается в числе прочего, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о непредоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждения и органах, единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что истцом уже было реализовано право на участие в целевой программе по обеспечению жильем молодых семей, оснований для приема его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты не имелось.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что действующим законодательством предусмотрено содействие в улучшении жилищных условий независимо от формы данного содействия, которое может быть оказано за счет средств федерального бюджета только один раз и возможность повторной реализации гарантированного государством права на обеспечение жилым помещением не предусмотрена.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны его выводы об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным выше требованиям судебные постановления не соответствуют.
Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральных целевых программ "Жилище", реализация которых осуществлялась в разные периоды (2002-2010 годы, 2011-2015 годы, 2015-2020 годы), в настоящее время вошли в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050.
В соответствии с положениями подпрограмм целью их реализации является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, в первую очередь многодетных, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Предоставление молодым семьям- участникам подпрограмм социальных выплат на приобретение жилья или строительство жилого дома осуществляется путем выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты.
Исходя из цели и задач подпрограмм, требований к их участникам, а также положений о ресурсном обеспечении подпрограмм предоставление социальной выплаты в рамках подпрограмм не связано с прохождением государственной службы, основными источниками финансирования подпрограмм являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, личные денежные средства граждан.
Положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил предоставления единовременной социальной выплаты не предусмотрено предоставление сотрудником сведений о ранее полученных им либо членами его семьи социальных выплатах для приобретения жилого помещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не связанных с прохождением ими государственной службы, в том числе в рамках подпрограмм, как и не предусмотрена проверка комиссией информации о том, что сотрудник получал выплату для приобретения жилого помещения, не связанную с прохождением государственной службы.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются наличие либо отсутствие необходимого стажа службы, обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением или отсутствие таковой, а также нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти и наличие ранее реализованного ими права на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения государственной службы.
Указанные обстоятельства по делу судами не устанавливались, нормы материального права, которые подлежали применению по данному спору, в судебных постановлениях не содержатся.
Суды, разрешая спор, ссылались лишь на невозможность получения социальной выплаты по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральных целевых программ "Жилище" в случае получения иной социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, при этом указанные выше обстоятельства судами не устанавливались.
Разрешение спора без установления имеющих значение обстоятельств свидетельствует о нарушении положений статей 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах дела, оспариваемые судебные акты не могут быть признаны законными.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 августа 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.