Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Жуленко Н.Л.
судей: Уфимцевой Н.А, Ковалевской В.В.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1164-19 (УИД N по иску прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Голоустненского муниципального образования, Пикунову С.Ф, Чепрасовой А.И, Федорову А.А, Онгорхоевой Д.П, Евдокимову В.И, Бархонову В.Л. о признании недействительными договоров аренды земельных участков, передаче земельных участков
по кассационным жалобам Онгорхоевой Д.П. и Евдокимова В.И. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 30 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда 29 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Афонина А.В, полагавшего жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, установила:
Прокурор Иркутского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Голоустненского муниципального образования, Пикунову С.Ф, Чепрасовой А.И, Федорову А.А, Онгорхоевой Д.П, Евдокимову В.И, Бархонову В.Л. о признании недействительными договоров аренды земельных участков, передаче земельных участков.
В обоснование исковых требований указано, что в 2015 г..между администрацией Голоустненского муниципального образования и ответчиками заключены договоры аренды земельных участков для строительства жилых домов, которые подлежат признанию незаконными. Администрацией Голоустненского муниципального образования извещение о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", а также в "адрес", было опубликовано в журнале "Голоустненский вестник", что является ненадлежащей формой уведомления населения о предстоящем предоставлении земельных участков. Опубликование извещения на официальном сайте администрации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не осуществлялось. Права неопределенного круга лиц нарушены тем, что желающие приобрести право аренды указанного земельного участка не смогли подать заявки на участие в аукционе по причине неосведомленности о его проведении. Территория Голоустненского муниципального образования относится к центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории. Таким образом, истец полагает, что у администрации Голоустненского муниципального образования отсутствовали основания для заключения договоров аренды для целей малоэтажной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства, размещения дачных домов и садовых домов, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка. В соответствии с п. 3 Закона Иркутской области N162-03 от 18 декабря 2014 г.."О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и "адрес"", полномочия по распоряжению земельными участками с 1 января 2016 г..переданы Министерству имущественных отношений в связи с чем, необходимо передать указанный земельный участок Министерству имущественных отношений "адрес". Предоставление земельных участков по договорам аренды нарушает интересы Российской Федерации.
Истец, с учётом уточненных исковых требований, просил: признать недействительными договоры аренды земельного участка N от 20 октября 2015 г, заключенные между администрацией Голоустненского муниципального образования и Пикуновым С.Ф.; возложить на Пикунова С.Ф. обязанность передать земельный участок, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" как органу, уполномоченному на распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена; признать недействительным договор аренды земельного участка N от 21 декабря 2015 г, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Чепрасовой А.И. с момента заключения; возложить на Чепрасову А.И. обязанность передать земельный участок, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по "адрес" и "адрес"; признать недействительным договор аренды земельного участка N от 4 ноября 2015 г, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Федоровым А.А.; возложить на Федорова А.А. обязанность передать земельный участок, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"А Министерству имущественных отношений "адрес" как органу, уполномоченному на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; признать недействительным договор аренды земельного участка N от 30 ноября 2015 г, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Онгорхоевой Д.П.; признать отсутствующим право собственности Онгорхоевой Д.П. на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; обязать Онгорхоеву Д.П. снести жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; возложить на Онгорхоеву Д.П. обязанность передать земельный участок, с кадастровым номером N по адресу:
"адрес", Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по "адрес" и "адрес"; признать недействительным договор аренды земельного участка N от 24 ноября 2015 г, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Евдокимовым В.И.; признать отсутствующим право собственности Евдокимова В.И. на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; обязать Евдокимова В.И. снести жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; возложить на Евдокимова В.И. обязанность передать земельный участок, с кадастровым номером N по адресу: "адрес", Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальскому краю; признать недействительным договор аренды земельного участка N от 7 декабря 2015 г, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Бархоновым В.Л.; возложить на Бархонова В.Л. обязанность передать земельный участок, с кадастровым номером N по адресу: "адрес", Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальскому краю.
Определением Иркутского районного суда Иркутской области от 22 июля 2020 г. произведена замена третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 30 сентября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда 29 сентября 2020 г, удовлетворены исковые требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Голоустненского муниципального образования, Пикунову С.Ф, Чепрасовой А.И, Федорову А.А, Онгорхоевой Д.П, Евдокимову В.И, Бархонову В.Л. о признании недействительными договоров аренды земельных участков, передаче земельных участков.
В кассационной жалобе Онгорхоева Д.П. просит решение и апелляционное определение отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе Евдокимов В.И. просит решение и апелляционное определение отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Прокуратурой Иркутской области представлены возражения на кассационные жалобы.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 9 ноября 2015 г. между администрацией Голоустненского муниципального образования и Евдокимовым В.И. был заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, по адресу: "адрес"Б, площадью 1 732 кв.м. для использования в целях: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов), в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору. В этот же день земельный участок передан по акту приема-передачи. Срок договора аренды с 30 ноября 2015 г. по 25 ноября 2020 г.
На указанном земельном участке возведен жилой дом, площадью 59, 4 кв.м, правообладатель Евдокимов В.И.
21 декабря 2015 г. между администрацией Голоустненского муниципального образования и Чепрасовой А.И. был заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", площадью 1 200 кв.м, для использования в целях: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору. В этот же день земельный участок передан по акту приема-передачи. Срок договора аренды с 21 декабря 2015 г. по 22 декабря 2035 г.
7 декабря 2015 г. между администрацией Голоустненского муниципального образования и Бархоновым В.Л. заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", площадью 900 кв.м, для использования в целях: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору. В этот же день земельный участок передан по акту приема-передачи. Срок договора аренды с 7 декабря 2015 г. по 8 декабря 2020 г.
30 ноября 2015 г. между администрацией Голоустненского муниципального образования и Онгорхоевой Д.П. заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", площадью 1 200 кв.м, для использования в целях: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство: размещение дачных и садовых домов) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору. В этот же день земельный участок передан по акту приема-передачи. Срок договора аренды с 30 ноября 2015 г. по 1 декабря 2035 г.
На земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" расположен жилой дом, площадью 20, 6 кв.м, правообладатель Онгорхоева Д.П.
20 октября 2015 г. между администрацией Голоустненского муниципального образования и Пикуновым С.Ф. был заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N по адресу: "адрес", площадью 1500 кв.м, для использования в целях: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору. В этот же день земельный участок передан по акту приема-передачи. Срок договора аренды с 20 октября 2015 г. по 21 октября 2020 г.
24 ноября 2015 г. между администрацией Голоустненского муниципального образования и Федоровым А.А. заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N по адресу: "адрес"А, площадью 1700 кв.м, для использования в целях: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору. В этот же день земельный участок передан по акту приема-передачи. Срок договора аренды с 24 ноября 2015 г. по 25 ноября 2035 г.
Договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь положениями Федерального закона от 14 марта 1995 г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее по тексту - ФЗ N33), п. 5 ст. 27, ст. ст. 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), ст. 168, п. 1 ст. 209, Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом судами установлено, что информация о предоставлении земельных участков для указанных целей была размещена только в журнале "Голоустненский вестник", что не соответствует требованиям ст. 39.18 ЗК РФ. Спорные земельные участки расположены в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона N33-ФЗ национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N2055-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды, в которых под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" образован Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР, ему предоставлено в пользование 170000 га земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136000 га земель государственного фонда. В состав Прибайкальского национального парка включены 112000 га земель сельскохозяйственного назначения без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.
Согласно данным публичной кадастровой карты спорные земельные участки, расположенные на территории Голоустенского муниципального образования, относятся к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суды пришли к верному выводу, об отсутствии у администрации Голоустненского муниципального образования оснований для заключения договоров аренды, поскольку границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании, предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на особо охраняемой территории прямо запрещено законом (п. 2 ст. 15 ФЗ N33).
Вывод суда о признании права на дом отсутствующим, соответствует требованиям закона, разъяснениям Постановления Пленума ВС РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (абз. 4 п. 52), поскольку у ответчиков отсутствуют законные права на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости.
Суды не усмотрели оснований для применения срока исковой давности, установив, что требование заявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц, извещение о предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с требованиями закона не было размещено в сети "Интернет", в связи с чем, неопределенный круг лиц не имел возможности с ним ознакомиться, прокурором Иркутского района проверка с привлечением специалистов была проведена в ноябре 2018 г.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь требованиями ст. 200 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, разъяснениями, изложенными в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", суд пришел к верному выводу, что срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском не пропущен.
Выводы суда первой инстанции, с которыми обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы жалоб о нарушении норм процессуального права были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку требования ст.39 ГПК РФ при принятии уточненных исковых требований не нарушены.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в решении суда, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Всем представленным по делу доказательствам судом первой и апелляционной инстанций дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 30 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда 29 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Онгорхоевой Д.П. и Евдокимова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.