Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1653/2020 (УИД 38RS0032-01-2020-001457-33) по иску Белобородова Романа Сергеевича к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" о признании незаконным отказа во включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий, обязании включить в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилья или строительство жилого дома, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 7 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 октября 2020 г, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 7 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 октября 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белобородов Роман Сергеевич (далее - Белобородов Р.С, истец) обратился в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району") о признании незаконным отказа во включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий, обязании включить в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилья или строительство жилого дома.
В обоснование своих требований указывал на то, что Белобородов Р.С. проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил России в период с 18 октября 1998 г. по 18 мая 2000 г, являлся участником боевых действий на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской Республики) в период с 11 октября 1999 г. по 17 апреля 2000 г, что подтверждается записью в военном билете серии АТ N N, выданном 19 октября 1998 г, в учетно-послужной карточке к военному билету, а также удостоверением ветерана боевых действий серии БК N N, выданным 2 марта 2005 г.
Постановлением мэра Шелеховского муниципального образования "О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" от 19 января 2004 г. N 76 Белобородов Р.С, как участник боевых действий в Чечне, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередной список при Шелеховской администрации на основании статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". 26 марта 2020 г. Белобородов Р.С. обратился в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, с приложением необходимых документов.
Ответом ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" от 26 марта 2020 г. N 53-41-490/20 Белобородову Р.С. отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, поскольку удостоверение ветерана боевых действий было выдано 2 марта 2005 г, то есть после 1 января 2005 г. По мнению ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району", право на получение мер социальной поддержки у Белобородова Р.С. возникло после даты получения удостоверения ветерана боевых действий. Однако Белобородов Р.С. обладает статусом ветерана боевых действий и относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем в силу закона в связи с участием в боевых действиях, то есть независимо от времени выдачи удостоверения. Считал, что право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий у Белобородова Р.С. возникло с даты, когда он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 19 января 2004 г. Удостоверение ветерана боевых действий лишь подтверждает наличие такого права у Белобородова Р.С, а не является основанием возникновения данного права. С 19 января 2004 г. по настоящее время меры социальной поддержки по обеспечению жильем Белобородову Р.С. не предоставлялись, жилые помещения в его собственности отсутствуют.
Белобородов Р.С. просил суд признать незаконным отказ ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" от 26 марта 2020 г. по включению его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", признать за ним право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий на основании пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" включить его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с 26 марта 2020 г, обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области предоставить ему социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 7 июля 2020 г. исковые требования Белобородова Р.С. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 октября 2020 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 7 июля 2020 г. оставлено без изменения, абзац пятый резолютивной части решения суда дополнен словами "в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся, с 19 января 2004 года".
В кассационных жалобах Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просят об отмене судебных актов как незаконных.
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" поданы возражения на кассационные жалобы.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Ходатайство представителя истца Булыгина П.М. об отложении судебного заседания в связи с неполучением копий кассационных жалоб ответчиков отклонено судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку согласно материалам дела ответчиками в адрес истца направлялись копии кассационных жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационных жалоб судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Белобородов Р.С. в период с 18 октября 1998 г. по 18 мая 2000 г. проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил.
В период с 11 октября 1999 г. по 17 апреля 2000 г. принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе объединённой группировки на территории Северо-Кавказского региона (в течение 42 дней), что подтверждается записью в военном билете серии АТ N, выданном 19 октября 1998 г, в учетно-послужной карточке к военному билету серии АТ N, а также удостоверением ветерана боевых действий серии БК N, выданным 2 марта 2005 г.
Постановлением мэра Шелеховского муниципального образования "О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" от 19 января 2004 г. N 76 Белобородов Р.С. (с родителями, 4 чел.), состав семьи 1 человек, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, проходившее службу и принимавшее участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской Республики) в период с 11 октября 1999 г. по 17 апреля 2000 г.
2 марта 2005 г. Белобородову Р.С. выдано удостоверение ветерана боевых действий.
26 марта 2020 г. Белобородов Р.С. обратился в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Ответом ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" от 26 марта 2020 г. N 53-41-490/20 истцу отказано во включении в список граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку удостоверение ветерана боевых действий было выдано истцу 2 марта 2005 г, то есть после 1 января 2005 г.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь положениями статьи 6, подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 3, пунктом 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 6 декабря 2018 г. N 3107-0, исходил из того, что Белобородов Р.С. является ветераном боевых действий, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди до 1 января 2005 г, и у него возникло право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем как ветерана боевых действий.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными, исходя из следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999 года отнесено законом к боевым действиям.
Доводы кассационных жалоб об обратном противоречат указанной норме. В военном билете имеется указание на то, что Белобородов Р.С. принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона в период с 11 октября 1999 г. по 17 апреля 2000 г. Чеченская Республика входит в состав Северо-Кавказского региона (Северо-Кавказского федерального округа).
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", принятым Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 21 марта 2008 г. N 41/16а-ЗС, установлено, что форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется, в том числе, для отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ) (статья 2 Закона).
Мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется отдельным категориям граждан, указанным в статье 2 настоящего Закона (далее - граждане), в форме социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений (далее - социальная выплата).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-оз предоставление гражданам жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-оз предоставление социальных выплат гражданам, за исключением граждан, указанных в абзаце втором настоящей части, производится в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.
Предоставление социальных выплат гражданам, относящимся к категории инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны (из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ)), производится вне очереди.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 6 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий Белобородов Р.С. обратился до 1 января 2005 г, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Белобородова Р.С. права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" являются правильными и соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нельзя признать обоснованными суждения в кассационных жалобах о том, что удостоверение ветерана боевых действий выдано Белобородову Р.С. впервые 2 марта 2005 г, следовательно, он был неправомерно включен в список отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, а потому не имеет права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 6 декабря 2018 г. N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Белобородов Р.С. данным критериям соответствует, что в дальнейшем, было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
Как следует из материалов дела, условие о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Белобородовым Р.С. соблюдено.
Мера социальной поддержки в виде обеспечения Белобородова Р.С, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 г, гарантируется Федеральным законом "О ветеранах" вне зависимости от времени получения им соответствующего удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом.
Поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий Белобородов Р.С. обратился до 1 января 2005 г, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Белобородова Р.С. права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" являются правильными и соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Фактически приведенные в кассационных жалобах доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационных жалобах.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы кассационных жалоб Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалоб и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 7 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.