Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Головкиной Л.А, Пластинина И.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-302/2020 по апелляционным жалобам Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 30 октября 2020 года, которым частично удовлетворен административный иск Товарищества собственников жилья "Ленина 5" о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Головкиной Л.А, представителя заинтересованного лица Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области - Шелопугиной А.С, поддержавшей доводы апелляционных жалоб, представителя заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - Романовой Т.А, поддержавшей доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя административного истца Товарищества собственников жилья "Ленина 5" - Гордеева Н.В, полагавшего, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению, представителя административного ответчика Правительства Свердловской области - Кострицкого С.И, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы (далее - Региональная программа).
Приложением к Региональной программе является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее - Перечень).
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 29 апреля 2014 года.
В указанный нормативный правовой акт вносились изменения постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП, от 22 декабря 2016 года N 905-ПП, от 5 июля 2017 года N 493-ПП, от 21 декабря 2017 года N 1007-ПП, от 10 августа 2018 года N 508-ПП, от 8 ноября 2018 года N 772-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, от 16 января 2020 года N 1-ПП, от 26 марта 2020 года N 174-ПП, от 27 августа 2020 года N 578-ПП.
Товарищество собственников жилья "Ленина 5" (далее - ТСЖ "Ленина 5") обратилось в Свердловский областной суд, уточнив заявленные требования, с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия строки 25826, 25827 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах - Приложения к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5, корпуса 3, 4 на 2039-2041 годы, а также возложить на административного ответчика обязанность организовать обеспечение проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина дом 5 корпуса 3, 4, в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП, в редакции постановления Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4 предусмотрен на 2039-2041 годы.
Административный истец указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, принят в нарушение части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку решения о переносе планового периода проведения капитального ремонта многоквартирных домов общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах не принималось, а также отсутствуют иные, предусмотренные законом основания для переноса планового периода проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4.
Решением Свердловского областного суда от 30 октября 2020 года административный иск удовлетворен частично. В соответствии с определением от 12 ноября 2020 года судом исправлена описка в резолютивной части решения Свердловского областного суда от 30 октября 2020 года.
Суд признал не действующими со дня принятия строки 25826, 25827 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, с указанием перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планового года проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ - Приложение к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП в редакции с изменениями от 27 августа 2020 года N 578-ПП, в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5, корпус 3 и город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5, корпус 4 на 2039-2041 годы.
В удовлетворении требований ТСЖ "Ленина 5" о возложении на административного ответчика обязанности организовать обеспечение проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина дом 5 корпуса 3, 4, в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, судом отказано.
В апелляционной жалобе Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области просит решение Свердловского областного суда от 30 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП сроки проведения капитального ремонта общего имущества домов не переносились, а остались прежними, что и предусмотренные в строках 25583, 25584 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 марта 2020 года N 174-ПП (в предыдущей редакции Региональной программы), а обжалуемым нормативным правовым актом изменен лишь порядковый номер строк, имеющих отношения к многоквартирным домам, находящимся в управлении административного истца; оспариваемый в части нормативный правовой акт прав ТСЖ "Ленина 5" не нарушает.
В апелляционной жалобе Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области просит решение Свердловского областного суда от 30 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт, прав административного истца не нарушает; действующая редакция Региональной программы не содержит формулировок о переносе сроков проведения капитального ремонта, информация о планируемых работах и сроках их проведения в отношении общего имущества многоквартирных домов не изменялась, не корректировалась относительно предыдущей редакции Региональной программы; в отношении ТСЖ "Ленина 5" оспариваемый нормативный правовой акт не применялся; при рассмотрении дела судом не учтено, что дома, расположенные по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина дом 5 корпуса 3, 4 являются объектами культурного наследия; законность решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежала оценке в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административным истцом, прокуратурой Свердловской области поданы возражения на апелляционные жалобы.
Представители заинтересованных лиц: Администрации города Екатеринбурга, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Министерства культуры Российской Федерации, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Доводы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о необходимости рассмотрения требований ТСЖ "Ленина 5" в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ошибочны, поскольку предметом проверки в рамках рассматриваемого административного дела является законность постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы" с Приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы - Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, в редакции постановления Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП, указанные требования подлежат рассмотрению в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего суду не заявлено.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: город Екатеринбург, улица Ленина, дом 5, корпус 3 и город Екатеринбург, улица Ленина, дом 5, корпус 4 от 12 октября 2020 года создано ТСЖ "Ленина 5" при объединении многоквартирных домов на общем земельном участке по адресу: город Екатеринбург, улица Ленина, дом 5, корпус 3 и корпус 4 (Т.1 л.д.15-16, 19-26).
Согласно положений части 1 статьи 135, статьи 137, пунктов 6, 8 статьи 138 Жилищного Кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья в силу своей правовой природы выступает в качестве представителя домовладельцев, в том числе, может являться стороной в процессе и представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, вывод суда первой инстанции, что административный истец является субъектом, обладающим правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы", является верным.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты).
Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; 4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В развитие приведенных положений федерального законодательства Законодательным Собранием Свердловской области принят Закон Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (далее - Закон N 127-ОЗ).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 14 марта 2008 года N 189-ПП непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области утверждена 22 апреля 2014 года постановлением Правительства Свердловской области N 306-ПП.
Региональная программа в редакции от 22 апреля 2014 года предусматривала капитальный ремонт комплекса зданий (корпус А (4 секции), Б (3 секции), В (3 секции), Г, Д, корпус-вставка), с единым милицейским адресом - город Екатеринбург, улица Ленина, дом 5 и устанавливала плановые периоды проведения капитального ремонта фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем и подвальных помещений в 2015-2017 годах; ремонт крыши в 2036-2038 годах.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2014 года по делу N А60-9822/2014 фактическими адресами корпуса Б и Д объявлены адреса "город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5, корпус 3" и "город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5, корпус 4".
Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5, корпус 3 и корпус 4 предусмотрен на 2015-2017 годы.
Постановлениями Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года N 905-ПП, от 5 июля 2017 года N 493-ПП, от 21 декабря 2017 года N 1007-ПП капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов перенесен на 2018-2020 годы.
Постановлениями Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП, от 8 ноября 2018 года N 772-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, от 16 января 2020 года N 1-ПП, от 26 марта 2020 года N 174-ПП капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4 предусмотрен на 2039-2041 годы.
В соответствии Перечнем, являющимся Приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, в редакции постановления Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП - плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4 определен на период 2039-2041 годы (строки 25826, 25827).
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащей форме при соблюдении установленной процедуры для его принятия, опубликован в установленном порядке (Т.1 л.д.50-68, 124-129). Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу.
В соответствии с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса.
Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Как установлено пунктом 3 статьи 10 Закона N 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений (пункт 1 статьи 10 названного регионального закона).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным федеральным законом (срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме); 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым Правительством Свердловской области, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и
ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Удовлетворяя требования административного истца о признании не действующим в части нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок внесения в Региональную программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, регламентированный частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом N 127-ОЗ административным ответчиком не соблюден, поскольку решения о переносе периода проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4 на более поздний срок общим собранием собственников помещений не принималось.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку по общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер и не подлежащий расширительному толкованию.
Соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта вышеприведенным положениям законодательства, судебная коллегия учитывает при этом, что доказательств наличия иных оснований для переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме суду первой и апелляционной инстанции не представлено, судом не установлено.
В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) содержатся сведения об объекте культурного наследия регионального значения "Комплекс жилых зданий (конструктивизм)", 1920-1930 годы, 1959 год (вид объекта - ансамбль), расположенном по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5, и объектах, входящих в его состав.
Данный объект принят на государственную охрану решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18 февраля 1991 года N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" (Т.1 л.д.153-156), зарегистрирован в Реестре приказами Минкультуры России от 3 октября 2017 года N 109311-р, N 109460-р, N 109751-р, N 110057-р, N 109560-р, N 109811-р, 10 октября 2017 года N 114477-р (Т.1 л.д.159-170).
Как следует из письменных пояснений Министерства Культуры Российской Федерации, содержащиеся в реестре адресные ориентиры объектов культурного наследия не позволяют однозначно соотнести его с объектами недвижимого имущества, расположенными по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5, корпус 3, корпус 4 (Т.1 л.д.147-149).
Судебная коллегия считает, что само по себе отнесение многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4 к объектам культурного наследия не заменяет решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о проведении капитального ремонта данных многоквартирных домов, его сроках и объемах, поскольку Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Между тем, вопросы о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного домов, сроков проведения такого ремонта, в том числе и в отношении домов, признанных объектами культурного наследия, регулируются жилищным законодательством Российской Федерации и не входят в предмет регулирования Федерального закона N 73-ФЗ.
По указанным основаниям подлежит отклонению довод апелляционной жалобы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о ненадлежащем исполнении собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4 своих обязанностей, выразившихся в не принятии общим собранием собственников помещений решений направленных на сохранение объекта культурного наследия, поскольку как указано ранее, Федеральный закон N 73-ФЗ не регулирует вопросы проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Довод апелляционной жалобы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, согласно которому действующая редакция Региональной программы не содержит формулировок о переносе сроков проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в связи с чем прав административного истца не нарушает, не свидетельствует о неправомерности выводов суда первой инстанции, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт установилиные сроки проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ "Ленина 5", отличные от установленных в постановлении Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП, что свидетельствует о нарушении прав собственников помещений на проведение капитального ремонта и сохранение имущества.
Также является необоснованным довод апелляционной жалобы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о том, что срок проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4 на период 2039-2041 годы был установлен постановлениями Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП, от 8 ноября 2018 года N 772-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, от 16 января 2020 года N 1-ПП, от 26 марта 2020 года N 174-ПП, в связи с чем период проведения капитального ремонта будет определен Региональной программой в редакции постановления Правительства Свердловской области от 26 марта 2020 года N 174-ПП, поскольку при внесении изменений в нормативный правовой акт его предыдущие редакции в изменяемой части утратили силу.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Постановление Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП излагая Региональную программу капитального ремонта в новой редакции сохраняет плановый срок проведения капитального ремонта в 2039-2041 годах, тем самым нарушает права жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 5 корпус 3 и проспект Ленина, дом 5 корпус 4, являющихся субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки, в связи с чем доводы Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о необходимости ТСЖ "Ленина 5" оспаривать постановления Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 508-ПП, от 8 ноября 2018 года N 772-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, от 16 января 2020 года N 1-ПП, от 26 марта 2020 года N 174-ПП, от 27 августа 2020 года N 578-ПП в их совокупности, подлежат отклонению судебной коллегией.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 30 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.