В целях повышения эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала которых находятся в собственности муниципального образования города Владикавказа, определения оснований для сохранения муниципальных прав собственности на эти объекты, в соответствии с Планом-графиком мероприятий по реформированию системы управления финансами муниципального образования города Владикавказа в 2008-2009 годах, утвержденного постановлением АМС г. Владикавказа от 06.11.2007 г. N 2044. руководствуясь Уставом муниципального образования города Владикавказа:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию (предусматривающих сохранение участия с долей муниципального образования не ниже 25%), на основе оценки бюджетной и социальной эффективности.
2. Комитету по управлению имуществом муниципального образования города Владикавказа:
2.1. Довести утвержденное Положение до сведения руководителей муниципальных унитарных предприятий.
2.2. Обеспечить применение утвержденной системы критериев при принятии решения о сохранении муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию, в муниципальной собственности.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Владикавказ".
4. Контроль над выполнением данного постановления возложить на и.о. начальника финансового управления Шатик Л.В.
Глава администрации |
В.Караев |
Утверждено
АМС г. Владикавказа
от 28 мая 2008 г. N 473
Положение о системе критериев для сохранения муниципальных
унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала, в
которых принадлежат муниципальному образованию город Владикавказ
(предусматривающих сохранение участия с долей муниципального образования
не ниже 25%), на основе оценки бюджетной и социальной эффективности
1. Система критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Владикавказ (далее - муниципальных предприятий) и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежат муниципальному образованию (далее - организации), на основе оценки бюджетной и социальной эффективности является необходимым и достаточным условием для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности и сохранения вышеуказанных объектов составе муниципальной собственности муниципального образования город Владикавказ (далее - муниципальное образование).
Основной задачей системы критериев является формирование оптимального состава муниципальной собственности максимальным образом соответствующей компетенции муниципального образования.
См. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
См. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 24 марта 2010 г. N 14-РЗ "О системе критериев сохранения государственных унитарных предприятий и долей Республики Северная Осетия-Алания в уставных капиталах организаций"
См. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 г. N 31-РЗ "Об управлении государственной собственностью Республики Северная Осетия-Алания"
2. Оценка социальной и бюджетной эффективности предприятий проводится балансовой комиссией, созданной администрацией муниципального образования (далее - Комиссия), по данным отчетности о деятельности и долговых обязательствах предприятий в случае необходимости принятия решения об их сохранении в муниципальной собственности согласно прилагаемой Методике оценки социальной и бюджетной эффективности (далее - Методика).
3. Порядок и сроки предоставления отчетности о деятельности и долговых обязательствах муниципальных предприятий утверждаются в соответствующем распоряжении АМС г. Владикавказа.
4. Оценка социальной и бюджетной эффективности организаций, в случае необходимости, проводится согласно Методике комитетом по управлению имуществом муниципального образования город Владикавказ (далее - Комитет) по данным бухгалтерской отчетности о финансово-хозяйственной деятельности организаций, опубликованных в средствах массовой информации.
5. В настоящем Положении под критериями понимаются показатели, характеризующие финансово-экономическое положение муниципального предприятия или организации, являющиеся основанием для принятия решения о сохранении прав собственности муниципального образования на эти объекты.
6. Критериями принятия решения о сохранении муниципальных предприятий и организаций (далее - критерии оценки), являются любые из ниже перечисленных:
а) социальная эффективность - общественная значимость и полезность товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых) муниципальными предприятиями и организациями;
б) бюджетная эффективность предприятий и организаций - положительное влияние результатов деятельности предприятия на доходы и/или расходы местного бюджета;
в) отсутствие альтернативного предложения аналогичных товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями и организациями со стороны частных предприятий;
г) отсутствие возможности производства товаров, работ и услуг частными предприятиями на договорной основе, на основе субсидий и дотаций из местного бюджета;
д) присутствие риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями и организациями, в случае прекращения их деятельности или в случае замены акционеров;
е) стабильность и величина выплаты дивидендов организациями, акции которых принадлежат муниципальному образованию;
ж) доля акций организаций, принадлежащих муниципальному образованию, превышает 25%;
з) стабильная положительная динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, включая:
1) показатели рентабельности,
2) высокий процент использования основных средств,
3) положительно состояние расчетов с контрагентами,
4) показатели дебиторской и кредиторской задолженности.
7. Если деятельность муниципальных предприятий и организаций, доля акций которых принадлежит муниципальному образованию, не соответствует вышеназванным критериям, то она может быть признана эффективной в случае удовлетворения нижеприведенным критериям экономической эффективности:
а) положительная динамика экономической эффективности и показателя чистой прибыли муниципальных предприятий и организаций;
б) обеспечение достаточного уровня заработной платы работников (только для муниципальных предприятий).
8. Оценка показателей бюджетной и социальной эффективности предприятий и организаций осуществляется в соответствии с прилагаемой Методикой оценки.
9. В целях принятия решения о сохранении муниципальных предприятий акций организаций, принадлежащих муниципальному образованию, товары, работы и услуги признаются общественно значимыми, если удовлетворяется любое из следующих условий:
а) потребителем товаров, работ и услуг является население муниципального образования;
б) производимые работы и услуги включены в Перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, утверждаемый постановлением мэра муниципального образования.
в) иные показатели, предусмотренные Методикой оценки.
10. Критерий по оценке наличия альтернативного предложения аналогичных товаров и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) предприятием или организацией, соблюдается в том случае, если в распоряжении Комитета по управлению имуществом есть информация о производстве таких товаров (работ, услуг) со стороны частных предприятий.
Комитет по управлению имуществом при этом также обеспечивает проведение мониторинга предложений товаров, работ и услуг, аналогичных производимым (оказываемым) муниципальными предприятиями или организациями.
Комитет по управлению имуществом в рамках проведения мониторинга вправе обращаться с запросами в структурные подразделения администрации.
При отсутствии у Комитета по управлению имуществом документального подтверждения фактов альтернативного предложения товаров, работ, услуг, устанавливается отсутствие данного предложения на рынке муниципального образования.
11. Критерий по отсутствию возможности производства товаров, работ и услуг частными предприятиями на основе субсидий и дотаций из местного бюджета оценивается на основании заключений ответствующих структурных подразделений администрации о законодательной возможности применения схем финансирования выпадающих доходов частных предприятий.
12. Факт присутствия риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями, в случае прекращения их деятельности определяется Комиссией.
При этом Комиссия вправе сделать запрос по поводу присутствия риска повышения цен в соответствующие структурные подразделения администрации муниципального образования.
13. В целях проведения оценки под социально значимыми товарами, работами и услугами понимаются:
а) медицинские товары, медикаменты, медицинская техника, а также медицинские услуги;
б) технические средства и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
в) услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
г) услуги по перевозке пассажиров;
д) ритуальные услуги;
е) услуги в сфере образования, услуги в сфере культуры и искусства;
ж) ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры;
з) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских забот за счет средств бюджета;
и) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха;
к) иные услуги по предложениям структурных подразделений администрации с приложением обоснований такого включения.
14. Под достаточным уровнем заработной платы работников муниципального предприятия подразумевается размер, в 2 раза превышающий установленную на момент оценки величину прожиточного минимума по РСО-А.
15. Критерии оценки используются Комитетом по управлению имуществом для:
а) анализа деятельности муниципальных предприятий и управления находящимися в муниципальной собственности муниципального образования акциями организаций;
б) оценки эффективности сохранения прав собственности на муниципальные предприятия и акции организаций, принадлежащих муниципальному образованию, на основании оценки бюджетной и социальной эффективности;
в) уточнения перечня для сохранения или приватизации муниципальных объектов недвижимого имущества (включая пакеты акций организаций);
См. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
г) получения аналитической информации для принятия управленческих решений и определения мер. направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности.
16. В случае если муниципальные предприятия и организации, акции которых принадлежат муниципальному образованию, не соответствуют критериям, указанным в настоящем Положении, Комиссия:
1) выдвигает предложения об изменении организационно-правовой нормы муниципальных предприятий о целесообразности смены руководства;
2) выдвигает предложения об отчуждении акций организаций, принадлежащих муниципальному образованию;
3) выдвигает предложения о включении объекта в прогнозный план программу приватизации;
4) вырабатывает рекомендации и предложения по повышению эффективности работы данных хозяйствующих объектов или их перепрофилированию.
17. Результаты оценки бюджетной и социальной эффективности деятельности предприятий и организаций, а также результаты оценки сохранения прав собственности на муниципальные предприятия и акции организаций, принадлежащих муниципальному образованию, предоставляются Комитетом главе АМС г. Владикавказа, а также публикуются в газете "Владикавказ" и сети Интернет в течение 10 рабочих дней после завершения оценки Комиссией.
18. Решение о сохранении прав собственности на муниципальные предприятия и акции организаций, принадлежащих муниципальному образованию, принимается главой АМС г. Владикавказа на основании предложений Комитета.
Приложение N 1
к Положению, утвержденному
распоряжением АМС г. Владикавказа
от 28 мая 2008 г. N 473
Методика оценки бюджетной и социальной эффективности
1. Общие положения
1.1. Настоящая методика расчета социально-бюджетной эффективности (далее - Методика) разработана с целью оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятий) и организаций, доли уставного капитала (акции) которых находятся в муниципальной собственности (далее - организаций) при необходимости принятия решения о сохранении прав собственности на указанные объекты.
1.2 Оценка социальной и бюджетной эффективности деятельности предприятий и организаций проводится по данным отчетности об их деятельности и долговых обязательствах.
2. Основные понятия Методики
2.1. Бюджетная эффективность деятельности предприятия (организации) - влияние результатов деятельности предприятия или организации на доходы и расходы бюджета муниципального образования.
2.2. Социальная эффективность деятельности предприятия (организации) - социальные последствия деятельности предприятия или организации для населения в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества жизни населения. Социальная эффективность включает в себя общественную значимость и общественную полезность деятельности предприятия (организации).
2.3. Общественная значимость деятельности предприятия (организации) - социально-экономические последствия деятельности предприятия или организации для населения в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) данного предприятия или организации.
2.4. Общественная полезность деятельности предприятия (организации) - степень желания населения получать выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия или организации, которая выражается в создании новых или повышении эффективности, предоставляемых населению товаров, работ, услуг, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности товаров, работ, услуг понимается снижение их себестоимости, повышение их качества, обеспечение бесперебойности их предоставления, расширение круга населения, имеющего к ним доступ.
3. Общая схема оценки эффективности
Перед проведением оценки эффективности деятельности предприятия (организации) определяются общественная значимость и общественная полезность деятельности предприятия или организации.
Далее определяется эффективность деятельности предприятия (организации) с точки зрения влияния на основные параметры бюджета - бюджетная эффективность.
4. Оценка общественной значимости и общественной полезности
Оценка общественной значимости деятельности предприятия (организации) осуществляется с использованием следующих инструментов:
1) методом экспертных оценок (рекомендуется привлечение специалистов не из числа сотрудников администрации муниципального образования);
2) путем изучения общественного мнения населения по вопросам товаров, работ, услуг, связанных с деятельностью предприятия, включая проведение социологических опросов и отдельных исследований потребностей независимыми экспертами;
3) анализ содержания и частоты обращений населения в администрацию местного самоуправления по вопросам, связанным со сферой деятельности предприятия;
4) оценка интенсивности использования результатов деятельности предприятия со стороны населения (косвенно свидетельствует о востребованности и общественной значимости).
Общественная значимость деятельности предприятия (организации) определятся долей населения, являющейся потребителем производимых данным предприятием (организацией) товаров, работ, услуг.
Общественная полезность деятельности предприятия, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей деятельности предприятия (организации) могут применяться следующие показатели:
а) социальные последствия деятельности предприятия (организации), в том числе создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, индекс реального роста заработной платы;
б) влияния деятельности предприятия (организации) на экономическое развитие муниципального образования (рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков, развитие отдельных отраслей экономики и др.);
в) создание новых товаров, работ, услуг;
г) снижение себестоимости товаров, работ, услуг;
д) повышение качества товаров, работ, услуг;
е) обеспечение бесперебойности их предоставления;
д) расширение потенциальных потребителей результатов деятельности предприятия - расширение круга населения, имеющего к ним доступ.
Если количественная оценка общественной полезности деятельности предприятия (организации) по отдельным показателям не представляется возможной, то достаточно будет провести качественную оценку и описание степени выполнения указанных выше показателей.
5. Оценка бюджетной эффективности
Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения величины и направления потока (притока и опока# ) бюджетных средств, который образуется в результате деятельности предприятия.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
а) притоки от налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством, особенно в части поступлений, формирующих доходную часть бюджета муниципального образования;
См.:
Решение Собрания представителей г. Владикавказа от 5 ноября 2013 г. N 46/73 "Об утверждении Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании г. Владикавказ"
Решение Собрания представителей г. Владикавказа от 25 марта 2016 г. N 21/124 "Об утверждении Порядка уплаты муниципальными унитарными предприятиями г. Владикавказ части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет муниципального образования города Владикавказ"
б) доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных деятельностью предприятия (организации);
в) платежи в погашение кредитов, выданных из бюджета муниципального образования;
г) платежи в погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов;
д) дивиденды по принадлежащим муниципальному образованию акциям организации.
К оттокам бюджетных средств относятся:
а) предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в муниципальной собственности муниципального образования части акций акционерной организации;
б) предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
в) предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
г) бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно учитываются:
а) налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, но уменьшаются притоки денежных средств в доходы бюджета;
б) муниципальные гарантии. Оттоки при этом отсутствуют, однако возможный риск выполнения обязательств перед кредитором по муниципальной гарантии уменьшает бюджетную эффективность.
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, если предприятие (организация) участвует в реализации каких-либо инвестиционных проектов, и проект оказывает на них влияние, в том числе:
а) прямое финансирование предприятия (организации), участвующего в реализации инвестиционного проекта;
б) изменение налоговых поступлений от предприятия, деятельность которого улучшается или ухудшается в результате реализации инвестиционного проекта;
в) выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных инвестиционным проектом.
См. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 г. N 8-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания"
Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от конкретных условий.
Основным показателем бюджетной эффективности является чистый доход бюджета, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 28 мая 2008 г. N 473 "О системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию (предусматривающих сохранение участия с долей муниципального образования не ниже 25%), на основе оценки бюджетной и социальной эффективности"
Текст постановления официально опубликован не был