Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мухортых Е.Н., судей Сальниковой М.Л., Устиновой С.Ю., при помощнике Ивановой А.Ю., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика КБ "Транснациональный банк" (ООО) в лице ГК Агентство по страхованию вкладов по доверенности Шураева Д.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 сентября 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Волошина Павла Сергеевича к Обществу с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Транснациональный банк" о признании договоров поручительства прекратившими свое действие, удовлетворить.
Признать Договора поручительства N ***от 19.09.2014 г, ***от 01.09.2014 г, ***от 24.06.2014 г, заключенные между ООО Коммерческий банк "Транснациональный банк" и Волошиным Павлом Сергеевичем, прекратившими свое действие с 13.02.2015г, УСТАНОВИЛА:
Истец Волошин П.С. обратился в суд с иском к КБ "Транснациональный банк" (ООО) о признании договоров поручительства N *** от 19 сентября 2014 г, N ***от 01 сентября 2014 г, N ***от 24 июня 2014 г, заключенных между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и Волошиным П.С, прекратившим свое действие с 13 февраля 2015 г, указывая на то, что 19 сентября 2014г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" был заключен договор N ***об открытии кредитной линии с лимитом задолженности на общую сумму в 25 000 000руб. под 15 % годовых, поручителем по которому являлся Волошин П.С. на основании договора поручительства N ***от 19 сентября 2014г, заключенного между истцом и ответчиком. 01 сентября 2014г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" был заключен договор N ***об открытии кредитной линии с лимитом задолженности на общую сумму в 33 000 000руб. под 15 % годовых, поручителем по которому являлся Волошин П.С. на основании договора поручительства N ***от 01 сентября 2014г, заключенного между истцом и ответчиком. 24 июня 2014г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" был заключен договор N ***об открытии кредитной линии с лимитом задолженности на общую сумму в 80 000 000руб. под 15 % годовых, поручителем по которому являлся Волошин П.С. на основании договора поручительства N ***от 24 июня 2014г, заключенного между истцом и ответчиком. 13 февраля 2015г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" к договорам N *** от 19 сентября 2014г, N ***от 01 сентября 2014г, N ***от 24 июня 2014г. были подписаны соглашения, в соответствии с которыми был увеличен размер процентов по кредитным договорам до 20 % годовых, что, по мнению истца, свидетельствует об увеличении его ответственности, как поручителя, и о наступлении для него неблагоприятных последствий, поскольку истцу не было известно об изменении условий кредитных договоров, согласие на изменение условий кредитных договоров истцом не давалось, договоры поручительства не
содержали условий о возможности изменения (увеличения) процентной ставки в будущем и, как следствие, на изменение в сторону увеличения ответственности истца. Истец, ссылаясь на п. 1 ст. 367 ГК РФ (действовавший на дату заключения договоров поручительства), считает, что ввиду существенных изменений условий кредитных договоров, о которых истец не был уведомлен и своего согласия, как поручитель, не давал, договоры поручительства с момента внесения указанных изменений в основное обязательство подлежат признанию прекратившими свое действие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика КБ "Транснациональный банк" (ООО) в лице ГК Агентство по страхованию вкладов по доверенности Шураев Д.А, считая его незаконным и не обоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права и при неверном определении фактических обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности Сафонова А.Д, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о дате рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.
В соответствии со ст.361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
Согласно ст.363 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
В соответствии со ст.323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
В соответствии с ч.1 ст.367 ГК РФ, в редакции на дату заключения спорного договора поручительства, поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.
Из материалов дела следует, что 24 июня 2014г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" был заключен договор N ***об открытии кредитной линии с лимитом задолженности на общую сумму в 80 000 000руб. под 15 % годовых, поручителем по которому являлся Волошин П.С. на основании договора поручительства N ***от 24 июня 2014г, заключенного между истцом и ответчиком.
13 февраля 2015г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" заключено Соглашение N 1 об изменении договора N ***об открытии кредитной линии с лимитом задолженности, в силу п. 1.1 стороны пришли к соглашению об изменении процентной ставки до 20 % годовых.
01 сентября 2014г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" был заключен договор N ***об открытии кредитной линии с лимитом задолженности на общую сумму в 33 000 000руб. под 15 % годовых, поручителем по которому являлся Волошин П.С. на основании договора поручительства N ***от 01 сентября 2014г, заключенного между истцом и ответчиком.
13 февраля 2015г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" заключено Соглашение N 1 об изменении договора N ***об открытии кредитной линии с лимитом задолженности, в силу п. 1.1 стороны пришли к соглашению об изменении процентной ставки до 20 % годовых.
19 сентября 2014г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" был заключен договор N ***об открытии кредитной линии с лимитом задолженности на общую сумму в 25 000 000руб. под 15 % годовых, поручителем по которому являлся Волошин П.С. на основании договора поручительства N ***от 19 сентября 2014г, заключенного между истцом и ответчиком.
13 февраля 2015г. между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и ООО "Трейд-Крона" заключено Соглашение N 1 об изменении договора N ***об открытии кредитной линии с лимитом задолженности, в силу п. 1.1 стороны пришли к соглашению об изменении процентной ставки до 20 % годовых.
Согласно условиям договоров поручительства N ***19 сентября 2014 г, N ***от 01 сентября 2014 г, N ***от 24 июня 2014 г, заключенных между КБ "Транснациональный банк" (ООО) и Волошиным П.С, стороны пришли к соглашению о том, что поручитель принимает на себя обязательство отвечать перед кредитором за исполнение или ненадлежащее исполнение ООО "Трейд-Корона" всех его обязательств по вышеуказанным договорам об открытии кредитной линии с лимитом задолженности (п. 1.1).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Волошин П.С. ссылался на то, что соглашения N 1 об изменении договоров об открытии кредитной линии, заключенные 13 февраля 2015г, увеличившие размер процентов по кредитным обязательствам, привели к увеличению его ответственности, как поручителя, по данным кредитным договорам. Данные соглашения были заключены без его ведома и согласия, что является основанием для признания договоров поручительства, заключенных с ним в обеспечение указанных кредитных договоров, прекратившими действие с даты внесения изменений.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что договорами поручительства был установлен определенный объем ответственности поручителя в части уплаты процентов по кредитному договору, а именно: 15 % годовых за весь срок кредита. Договором не предусмотрено изменение условий кредитного договора в части увеличения процентной ставки и тем самым увеличения объема ответственность истца. В связи с этим увеличение кредитором процентной ставки по кредитному договору с 15 % до 20 % годовых с 13 февраля 2015 года, изменившее обеспеченное поручительством обязательство и повлекшее увеличение ответственности поручителя, должно было быть согласовано с истцом в письменной форме и подтверждаться подписями обеих сторон. Поскольку письменного согласия истца на изменение условий договора в части процентной ставки суду не предоставлено, а данное обстоятельство привело к увеличению процентной ставки по кредитным договорам и тем самым увеличило ответственность истца, суд пришел к выводу о том, что договоры поручительства N ***от 19.09.2014 г, ***от 01.09.2014 г, ***от 24.06.2014 г, заключенные между ООО Коммерческий банк "Транснациональный банк" и Волошиным П.С, прекратили свое действие с 13 февраля 2015 г.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности судом признаны несостоятельными, поскольку требование истца носит пресекательный характер и к данным требованиям срок исковой давности не может быть применен.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они сделаны без учета фактических обстоятельств дела и при неверном применении норм материального права.
В апелляционной жалобы ответчик ссылался на то, что 13 февраля 2015г. при заключении соглашения N 1 к кредитном договорам, между банком и Волошиным П.С. также были заключены соглашения N 1 ко всем договорам поручительства, на основании которых Волошин П.С. обязался нести солидарную ответственность с основным заемщиком перед кредитором, в связи с чем, обязательства Волошина П.С. как поручительства не прекратились 13 февраля 2015г.
Данные доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы обозревались материалы гражданского дела N ***по иску КБ "Транснациональный банк" (ООО) к Волошину П.С, Щелкунову Е.В, ООО "Трейд-Крона" о взыскании задолженности по кредитным договорам.
Согласно вступившему в законную силу решению Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 15 марта 2016г. были удовлетворены исковые требования КБ "Транснациональный банк" (ООО) к Волошину П.С, Щелкунову Е.В, ООО "Трейд-Крона" о взыскании задолженности в солидарном порядке по договорам кредитной линии N ***от 24 июня 2014г, N ***от 01 сентября 2014г, N ***от 19 сентября 2014г. Указанным выше решением установлен факт солидарной ответственности Волошина П.С. по данным кредитным договорам в связи с заключением с ним договоров поручительства по каждому из указанных кредитных договоров. Судом был установлен факт изменения условий указанных кредитных договоров, в частности факт увеличения процентной ставки за пользование кредитом с 15% до 20% на основании соглашений N 1 от 13 февраля 2015г. Также судом установлен факт заключения 13 февраля 2015г. между банком и Волошиным П.С. соглашений N 1 об изменении договоров поручительства N ***от 24 июня 2014г, N ***01 сентября 2014г, N ***от 19 сентября 2014г. в связи с внесением изменений в договоры кредитной линии об увеличении процентной ставки до 20%.
В силу ст.61 ГПК РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела с участием тех же лиц.
Более того, в заседании судебной коллегией обозревались подлинники спорных договоров поручительства и соглашений N 1 об изменении указанных договоров поручительства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что изменение кредитных обязательств в виде увеличения процентной ставки произошло с согласия поручителя Волошина П.С, данные изменения произведены путем заключения соглашений N 1 как к кредитным договорам, так и к договорам поручительства, заключенным с Волошиным П.С, что в полной мере опровергает доводы искового заявления Волошина П.С. об изменении условий поручительства, увеличивших его ответственность по кредитным обязательствам, без его согласия. В связи с чем, оснований для признания договоров поручительства N ***от 19.09.2014 г, ***от 01.09.2014 г, *** от 24.06.2014 г, заключенных между ООО Коммерческий банк "Транснациональный банк" и Волошиным П.С, прекратившими свое действие с 13 февраля 2015 г. не имеется.
Указанные обстоятельства не были учтены судом при внесении решения, что привело к неправильному применению норм материального права и вынесению неверного решения.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 сентября 2020г. отменить.
Принять по делу новое решение:
В удовлетворении иска Волошина Павла Сергеевича к ООО Коммерческий банк "Транснациональный банк" о признании договоров поручительства N ***от 24.06.2014 г, N ***от 01.09.2014г, N ***от 19.09.2014 г. прекратившими действие с 13 февраля 2015г, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.