Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио, поданную на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 ноября 2021 года, которым ООО "Инжспецстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ:
дата советником Управления сохранения объектов археологического наследия Департамента культурного наследия города Москвы (далее Мосгорнаследие) возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование по факту проведения земляных работ в отношении объекта археологического наследия федерального значения " ***" (далее Объект), расположенного по адресу: адрес отсутствии оценки воздействия проводимых работ на Объекте археологического наследия, согласованного с Мосгорнаследием.
дата советником отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении организации, проводящей земляные работы - ООО "Инжспецстрой" (далее также Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник фио просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе на то, что Обществом велись аварийно-ремонтные работы по устранению повреждений на трубопроводе по месту нахождения Объекта;, на проведение которых было получено разрешение от филиала наименование организации и наименование организации; данные работы велись по месту прокладки старой трассы трубопровода, с целью устранения повреждений инженерных коммуникаций, представляющих угрозу жизни людей, обеспечению жизнедеятельности города, в условиях крайней необходимости; наличие оснований для замены назначенного штрафа предупреждением.
Законный представитель ООО "Инжспецстрой" в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей не явки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания по делу в установленном ст. 24.4 КоАП РФ порядке не представил.
Защитник Общества фио в судебном заседании жалобу поддержал, настаивая на её удовлетворении.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника фио, допросив в качестве свидетеля представителя Мосгорнаследия Чинову М.А, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от дата N 73-ФЗ).
Так, в силу положений Федерального закона от дата N 73-ФЗ федеральным законодателем гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзацы третий и четвертый преамбулы).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от дата N 73-ФЗ).
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои (абз 2 ст. 3 Федерального закона от дата N 73-ФЗ).
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам (п. 5 ст. 5.1 Федерального закона от дата N 73-ФЗ).
Согласно ст. 30 Федерального закона от дата N 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (чч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от дата N 73-ФЗ).
В силу ст. 27 Закона города Москвы от дата N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее Закон города Москвы от дата N 26) производство земляных, строительных, дорожных и других работ на землях, примыкающих к недвижимым памятникам истории и культуры, в том числе объектам археологического наследия, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
Проекты земляных, дорожных, строительных и других работ должны предусматривать мероприятия по выявлению, исследованию и фиксации недвижимых объектов, археологическим исследованиям, обеспечению сохранности недвижимых памятников истории и культуры в зоне предполагаемых работ и могут быть реализованы только после положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников, расположенных в зоне строительных, дорожных и других работ, выполняются юридическими лицами и гражданами, имеющими соответствующую лицензию, по разрешению уполномоченного органа и под его контролем (чч. 3, 4 Закона города Москвы от дата N 26).
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от дата N 73-ФЗ приказом Департамента культурного наследия города Москвы от дата N *** утвержден Перечень работ, требующих разработки разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (за исключением работ, для проведения которых требуется получение разрешения на строительство, ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве), и структуру проектной документации, в том числе исходно-разрешительной документации, представляемой заявителем для согласования указанных разделов и проекта в зависимости от вида работ.
Названым Приказом рекомендовано в случае проведения земляных или иных работ одновременно в границах территории объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия (здания, строения, сооружения, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, произведения монументального искусства, некрополя, отдельного захоронения) и в границах территории объектов археологического наследия, выявленных объектов археологического наследия и (или) на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории указанных объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия осуществлять разработку одного (единого) раздела проектной документации об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия либо проекта обеспечения сохранности объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, включающего оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, территория которых или земельный участок, непосредственно связанный с земельным участком в границах территории которых, затрагивается проводимыми работами.
В указанный раздел проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия согласно Приложению 1 к Приказу Департамента культурного наследия города Москвы от дата N *** входит оценка воздействия проводимых работ на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия.
Прокладка инженерных коммуникаций с проведением земляных работ, установка новых опор (сооружений, конструкций) осуществляются на основании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с законодательством в области охраны культурного наследия.
Как следует из материалов дела дата должностным лицом Мосгорнаследия проведен осмотр территории объекта археологического наследия федерального значения " ***" (далее Объект), расположенного по адресу: адрес, в ходе которого установлено, что на территории Объекта ведутся земельные работы по перекладке теплового ввода, для чего производится разрытие земельного участка, также обнаружены фрагменты изразцов со следами свежих сколов и изделия медного сплава круглой формы.
Земляные работы проводятся субподрядной организацией ООО "Инжспецстрой" по заказу наименование организации при отсутствии согласованного с Мосгорнаследием раздела об обеспечении сохранности объекта археологического наследия, либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект археологического наследия.
Указанные действия ООО "Инжспецстрой" квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; выпиской из ИАИС ОГД; копией жалобы; заданиями на осуществление мероприятий по государственному надзору от дата и дата; актом осмотра от дата и дата; фотоматериалом; сообщениями ОАТИ г. Москвы; приказом об утверждении границ территории объекта археологического наследия; приказом о регистрации объекта культурного наследия; материалами проверки ОМВД России по району Сокол г. Москвы по факту проведения строительных работ; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях ООО "Инжспецстрой" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что выполняемые на Объекте земляные работы носили аварийный характер и были согласованы со всеми необходимыми коммунальными службами и организациями, не исключает из действий Общества состава вмененного в вину правонарушения.
Так из материалов дела, в частности ответов ОАТИ г. Москвы усматривается, что аварийный ордер (разрешение) на проведение земляных работ, установку временных ограждений и размещение временных объектов по адресу: адрес ОАТИ г. Москвы не оформлялся; имеется уведомление о производстве работ по аварийно-восстановительному ремонту трубопровода теплосети; по состоянию на дата в ОАТИ г. Москвы находится заявка на оформление аварийного ордера.
Таким образом, проведение земляных работ осуществлено ООО "Инжспецстрой" до оформления аварийного ордера.
Как пояснила допрошенная в качестве свидетеля представитель Мосгорнаследия Чинова М.А, проведение земляных работ в месте нахождения объекта археологического наследия в любом случае требует получения согласованного с Мосгорнаследием раздела об обеспечении сохранности объекта с привлечением специалиста в области археологии.
Кроме того, в ходе осмотра также было выявлено, что разрытие на территории объекта археологического наследия произведено не только в месте трубопровода теплосети, но и в иных местах.
Названные выше обстоятельства объективно свидетельствуют об отсутствии у ООО "Инжспецстрой" возможности до получения аварийного ордера и согласованного с Мосгорнаследием раздела, включающего оценку воздействия проводимых работ на объект археологического наследия, проводить земляные работы на объекте археологического наследия федерального значения " ***" (далее Объект), расположенного по адресу: адрес.
А выданные Обществу разрешения филиала наименование организации - МКС и наименование организации на производство работ по вышеуказанному адресу являлись недостаточными для их осуществления на объекте археологического наследия федерального значения.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов судьи районного суда и свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую судья первой инстанции дал фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Административное наказание назначено ООО "Инжспецстрой" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. По своему виду и размеру назначенное наказание соответствует содеянному и является справедливым.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем правонарушение, за совершение которого Общество привлечено к административной ответственности обжалуемым постановлением, создало угрозу причинения вреда объекту культурного наследия, в связи с чем, оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ по настоящему делу не имеется.
Срок давности и порядок привлечения ООО "Инжспецстрой" к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Инжспецстрой" оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.