Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу председателя совета Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл Смышляева А.А. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 4 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл, установила:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 4 сентября 2020 года Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл (далее также РО ВПП "Родина" в РМЭ, Отделения) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, председатель совета Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл Смышляев А.А, просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Отделения к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 8 ноября 2019 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее также Управление) поступило письмо гражданина Золотухина Р.В. (вх N 5505) с приложением копий заявлений о добровольном выходе из членов ВПП "Родина" в РМЭ и досрочном прекращении полномочий председателя Совета РО ВПП "Родина" в РМЭ.
11 ноября 2019 года в адрес ВПП "Родина" направлено информационное письмо (исх. N 12/03-3717) о необходимости представления в Управление документов необходимых для внесения изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Отделения, ОРГН 1131200000106, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее также ЕГРЮЛ).
Однако по состоянию на 24 марта 2020 года документы, необходимые для осуществления государственной регистрации изменений в сведения об Отделении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в Управление не представлены, в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени РО ВПП "Родина" в РМЭ, в связи с чем Отделением нарушено требование пункта 5 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
По данному факту должностным лицом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл в адрес юридического лица выдано предупреждение от 24 марта 2020 года исх. N 12/03-1022 об устранении нарушений Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" в срок до 23 июня 2020 года.
Требования, изложенные в предупреждении от 24 марта 2020 года, в установленный срок исполнены не были.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: предупреждением от 23 марта 2020 года; протоколом об административном правонарушении от 13 июля 2020 года; выпиской из ЕРГЮЛ; уставом юридического лица; копией заявления Золотухина Р.В.; информационным письмом от 11 ноября 2019 года исх. N 12/03-3717.
Таким образом, действия Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Выводы о виновности юридического лица сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены судьями в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из дела усматривается, что предупреждение от 24 марта 2020 года выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленной компетенции. Оно содержит указание на допущенное нарушение Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и необходимость его устранения. Предупреждение соответствует действующему законодательству, направлено на устранение выявленного нарушения, является исполнимым.
Доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение в установленный срок выданного предупреждения, не представлено.
Таким образом, действия РО ВПП "Родина" в РМЭ правильно квалифицированы по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Предупреждение направлено 24 марта 2020 года в адрес РО ВПП "Родина" в РМЭ почтовым отправлением по адресу местонахождения юридического лица, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, получено адресатом не было, возвращено в административный орган с отметкой "истек срок хранения" (л.д. 65).
В силу положений частей 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц.
Учитывая изложенное, доводы жалобы заявителя о неполучении предупреждения должностного лица административного органа подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о том, что юридическое лицо не было надлежащим образом уведомлено вынесении предупреждения.
В доводах жалобы заявитель ссылается на то, что общество не было извещено надлежащим образом о времени судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату) (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 3).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13 июля 2020 года адресом местонахождения РО ВПП "Родина" в РМЭ является: "адрес".
Уведомление о рассмотрении дела, назначенного на 4 сентября 2020 года в 10 часов 00 минут Отделением получено не было, возвращено мировому судье с отметкой ФГУП "Почта России" с отметкой "истек срок хранения". (л.д. 85).
Порядок и условия вручения регистрируемого почтового отправления разряда "судебное" соблюдены. С учетом изложенного мировой судья верно исходил из того, что юридическое лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела
Таким образом, мировым судьей созданы необходимые условия для реализации РО ВПП "Родина" в РМЭ права на защиту, в том числе права на участие в разбирательстве дела, однако, Отделение по своему усмотрению распорядилось принадлежащими ему правами.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Назначенное РО ВПП "Родина" в РМЭ административное наказание согласуется с санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление мирового судьи судебного участка N 6 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 4 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл, оставить без изменения, а жалобу председателя совета Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл Смышляева А.А. - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.