Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н, судей Улановой Е.С, Ромасловской И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая станция скорой медицинской помощи" на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 ноября 2020 года по гражданскому делу N 2-1126/2020 по иску Чуева Кирилла Александровича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клиническая станция скорой медицинской помощи" г. Оренбурга об отмене дисциплинарного взыскания в виде выговора, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА
:
Чуев К.А. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клиническая станция скорой медицинской помощи" г. Оренбурга (далее - ГБУЗ "КССМП" г. Оренбурга) - новое наименование в соответствии с уставом - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Оренбургская областная клиническая станция скорой медицинской помощи" (далее - ГБУЗ "ООКССМП") об отмене дисциплинарного взыскания в виде выговора, мотивируя следующим. 10 апреля 2020 года к нему применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. В основание указанного приказа было положено дефектное письмо заведующего приемного отделения ГАУЗ "ООКБ N 2" Запара В.В. от 11 марта 2020 года и докладная старшего врача смены Савина Н.Ф. по факту нарушения маршрутизации пациента Гладких В.Н. и по факту нарушения Чуевым К.А. приказов по маршрутизации несовершеннолетнего пациента. Истец просил признать приказ N 268-к от 10 апреля 2020 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора незаконным и отменить его; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей. Также Чуев К.А. просил признать незаконным приказ N 80-к от 7 февраля 2020 года о привлечении его к дисциплинарной ответственности виде выговора.
Определением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2020 года производство по гражданскому делу в части исковых требований Чуева К.А. о признании незаконным приказа N 80-к от 7 февраля 2020 года прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от
11 ноября 2020 года, исковые требования Чуева К.А. удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил приказ ГБУЗ "КССМП" г. Оренбурга от
10 апреля 2020 года N 268-к о привлечении Чуева К.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Взыскал с ГБУЗ "КССМП" г. Оренбурга в пользу Чуева К.А. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, расходы на оплату услуг юриста в размере 8 000 рублей.
ГБУЗ "ООКССМП" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Чуева К.А. в полном объёме.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что Чуев К.А. работает в ГБУЗ "КССМП"
г. Оренбурга в должности врача скорой медицинской помощи с 1 мая 1994 года.
Согласно пункту 2.2.1 трудового договора N 239 от 1 августа 2009 работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором в соответствии с должностной инструкцией врача скорой помощи.
Приказом ГБУЗ "КССМП" г. Оренбурга N 268-к от 10 апреля 2020 года к Чуеву К.А. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Из приказа следует, что 11 марта 2020 года поступило дефектное письмо на врача Чуева К.А. от заведующего приемным отделением ГАУЗ "ООКБ N2" по факту нарушения маршрутизации пациента Гладких В.Н, 71 год, пациент был перенаправлен из ГАУЗ "ООКБ N2" в ургентную хирургию ГБУЗ "ГКБ N1" г. Оренбурга, в результате чего произошла пролонгация получения пациентом специализированной медицинской помощи. Разбор случая показал ненадлежащее выполнение своих функциональных обязанностей врачом Чуевым К.А, которое создало риски прогрессирования имеющегося заболевания (облитерирующего атеросклероза сосудов нижних конечностей, ишемии 3-4 степени, что могло послужить причиной начинающейся гангрены 1 пальца правой стопы) и факта фальсификации (наличия приписок) в медицинской документации. 19 марта 2020 года поступила докладная записка по факту нарушения врачом Чуевым К.А. приказов по маршрутизации пациентов, а именно, вызов N 312 от 19 марта 2020 года, пациент - ребенок 7 лет. Пациент был доставлен в приемное отделение ГБУЗ "ООКИБ", где врач приемного отделения необоснованно перенаправил пациента в ГАУЗ "ГКБ N 6" г. Оренбурга. Чуев К.А. в нарушение внутренних приказов и распоряжений, инструкции не доложил старшему врачу смены Савину Н.Ф. о ситуации, сложившейся в приемном отделении, не оформил письменный отказ врача -инфекциониста о приеме ребенка, самостоятельно принял неверное решение и перетранспортировал пациента в ГАУЗ "ГКБ N6" г. Оренбурга, где в госпитализации ребенка было обоснованно отказано, ребенка снова перетранспортировали в приемное отделение ГБУЗ "ООКИБ", где и был госпитализирован. Время, затраченное на вызов, составило более 2-х часов. Чуев К.А. нарушил пункт 2.2.1 трудового договора N 239 от 1 августа 2009 года, также пункты 6, 11, 19, 46 раздела 2 должностной инструкции врача скорой медицинской помощи ГБУЗ "ГССМП" г. Оренбурга N 38 от 29 марта 2013 года.
Основанием издания приказа послужили: служебная записка заместителя главного врача по медицинской части Даньшиной Т.Б. от 2 апреля 2020 года, копии протокола заседания ВК ГБУЗ "КССМП" г. Оренбурга N 4 от
2 апреля 2020 года, копия докладной врача СМП Чуева К.А. от 31 марта 2020 года, копии карты вызова скорой медицинской помощи N 502 от
4 марта 2020 года, копия карты вызова скорой медицинской помощи N 664 от
5 марта 2020 года, копия пояснительной записки врача СМП Чуева К.А. от
16 марта 2020 года, копия объяснительной записки фельдшера СМП Драгиной О.И. от 21 марта 2020 года, письмо зав. приемным отделением ГАУЗ
"ООКБ N 2" Запара В.В. от 10 марта 2020 года, докладная записка от старшего врача Савина Н.Ф. от 23 марта 2020 года, копия карты вызова скорой медицинской помощи N 312 от 19 марта 2020 года, акт об отказе представить письменные объяснения от 2 апреля 2020 года.
Основанием для проведения проверки в отношении Чуева К.А. послужило дефектное письмо от 11 марта 2020 года от заведующего приемного отделения ГАУЗ "ООКБ N2" Запара В.В. о факте нарушения маршрутизации пациента Гладких В.Н.
Из письма Запара В.В. следует, что Чуев К. А. неверно доставил пациента с диагнозом "двусторонняя пневмония, гидроторакс, гипертермический синдром" в курируемое ею отделение, поскольку в данном лечебном учреждении пациенту был поставлен диагноз "облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей, ишемия III-IV степени. Начинающаяся гангрена 1 пальца правой стопы, соп. ИБС, пароксизмальная форма фибрилляции предсердий". После чего пациент другой бригадой СМП был перенаправлен в ургентную хирургию (ГБУЗ "ГКБ N1" г. Оренбурга), что привело к пролонгации получения пациентом специализированной медицинской помощи.
Основанием для проведения проверки в отношении Чуева К.А. послужила также докладная старшего врача смены Савина Н.Ф. от 23 марта 2020 года по факту нарушения Чуевым К.А. приказов по маршрутизации пациентов, а именно: вызова N312 от 19 марта 2020 года, пациент Карабата Е. - ребенок 7 лет с диагнозом: Фолликулярная ангина. Кетоацидоз.
Согласно указанной докладной 19 марта 2020 года пациент был доставлен бригадой СМИ в составе врача Чуева К.А. и фельдшера Курбатова Н.С. в приемное отделение ГАУЗ "ООКИБ", где врач приемного отделения устно отказал в приеме и перенаправил пациента в ГАУЗ "ГКБ N 6" г. Оренбурга, письменный отказ взят не был. О случившимся Чуев К.А. его в известность не поставил. В ГАУЗ "ГКБ N6" г. Оренбурга, врачом приемного отделения было отказано в госпитализации пациента. Только после этого Чуев К.А. доложил ему.
2 апреля 2020 года в ГБУЗ "КССМП" состоялось заседание ВК, по итогам которого было принято единогласное решение о вынесении врачу Чуеву К.А. дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Свидетели Комарова А.А. (мать ребенка) и Башкирова Т.Б. (бабушка ребенка) допрошенные в судебном заседании показали, что врач Чуев К.А. поддерживал их и ребенка при транспортировке в больницу, был всегда рядом, претензий к нему не имеют.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Савин Н.Ф, показал, что 19 марта 2020 года работал старшим врачом смены, в его функции помимо всего входило разрешение трудных ситуаций, конфликтов, возникших у врачей скорой помощи. Каждое утро проводятся инструктажи по правилам проведения выезда врача на вызов. И в том числе знакомят врачей с инструкциями по маршрутизации. 19 марта 2020 года Чуев К.А. не сообщил Савину Н.Ф. о том, что врач ГАУЗ "ООКИБ" не принял пациента, что является конфликтной ситуацией, которую он должен урегулировать.
Разрешая требования Чуева К.А. о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора от 10 апреля 2020 года N 268-К, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и приняв во внимание показания свидетелей, пришел к выводу о том, что дисциплинарный проступок имел место, однако при наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора ответчик не учел предшествующее поведение работника, его отношение к труду, а также то, что Чуев К.А. действовал в интересах пациентов, в связи с чем пришел к выводу о том, что ответчиком не был соблюден принцип соразмерности вида дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка, а потому у ответчика отсутствовали достаточные основания для издания оспариваемого приказа.
Поскольку нашло свое подтверждение нарушение трудовых прав истца ввиду незаконного наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора, с учетом характера и степени причиненных Чуеву К.А. нравственных страданий, принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о взыскании компенсации морального вреда в сумме 1 000 рублей.
Суд апелляционной инcтанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Доводы кассационной жалобы, о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании не соответствуют установленным обстоятельствам дела, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Судами установлено, что дисциплинарный проступок со стороны истца имел место, однако, ответчиком при вынесении оспариваемого приказа не были приняты во внимание требования части 5 статьи 195 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая характер проступка, обстоятельства, при которых проступок был совершен, его последствия, прежнее поведения работника, его отношение к труду, суды обоснованно пришли к выводу о том, что у ответчика отсутствовали достаточные основания для издания оспариваемого приказа, поскольку он не соответствуют требованиям части 5 статьи 195 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 53 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом судебного исследования и оценки, в результате которых судебные инстанции подробно аргументировали свои выводы в оспариваемых судебных постановлениях, не согласится с которыми оснований у кассационного суда не имеется. Несогласие с оценкой представленных доказательств не опровергает данные выводы, поскольку переоценка установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений не допущено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая станция скорой медицинской помощи" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Плеханов
Судьи Е.С. Уланова
И.М. Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.