N 88-6727/2021 (N2-901/2020)
г.Саратов 25 марта 2021 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Гольман С.В, рассмотрев гражданское дело по иску Киселевой Н. В. к публичному акционерному обществу "Аэрофлот-российские авиалинии"
по кассационной жалобе публичного акционерного общества "Аэрофлот- российские авиалинии"
на решением мирового судьи судебного участка N 111 Люберецкого судебного района Московской области от 30 июня 2020 г. и апелляционное определение Люберецкого городского суда Московской области от 2 ноября 2020 г,
УСТАНОВИЛ:
Киселева Н.В. обратилась к мировому судье с иском к публичному акционерному обществу "Аэрофлот-российские авиалинии" (далее - ПАО "Аэрофлот") о взыскании оплаченной стоимости авиабилетов в сумме 40630 рублей, штрафа и компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В обоснование заявленных требований Киселева Н.В. указала, что 31 декабря 2019 г. приобрела для себя и сына авиабилеты по маршруту Москва-Мюнхен Москва 30 апреля 2020 г. и 4 мая 2020 г, авиарейсы которых подлежали выполнению ПАО "Аэрофлот", однако были отменены. Направленная ПАО "Аэрофлот" 28 апреля 2020 претензия о возврате денежных средств оставлена без удовлетворения.
Решением мирового судьи судебного участка N 111 Люберецкого судебного района Московской области от 30 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Люберецкого городского суда Московской области от 2 ноября 2020 г, исковые требования Киселевой Н.В. к ПАО "Аэрофлот" о расторжении договора перевозки пассажира и возврате денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворены частично; с ПАО "Аэрофлот" в пользу Киселевой Н.В. взысканы денежные средства в размере 40630 рублей, в удовлетворении требований Киселевой Н.В. к ПАО "Аэрофлот" о взыскании штрафа, компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Аэрофлот" просит об отмене решения мирового судьи и апелляционного определения как незаконных и необоснованных, ссылается на нарушение судами норм материального права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были бы допущены при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует и судами нижестоящих инстанций установлено, что 31 декабря 2019 г. истцом были приобретены билеты на имя ФИО5 и Н. Киселевой по маршруту Москва-Мюнхен рейс SU2322 ПАО "Аэрофлот" с отправлением 30 апреля 2020 г, по маршруту Мюнхен-Москва рейс SU2327 ПАО "Аэрофлот" с отправлением 4 мая 2020 г, общей стоимостью 40630 рублей.
На основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации по итогам заседания Президиума координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением коронавирусной инфекцией от 25 марта 2020 г. с 27 марта 2020 г. регулярное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в международном и обратном направлениях прекращено.
15 апреля 2020 г. на адрес электронной почты истца поступило сообщение об отмене указанных рейсов. ПАО "Аэрофлот" сообщено, что пассажирам с билетами на отменённые рейсы разрешается оформить вынужденный возврат и получить полную стоимость за билет по месте приобретения не позднее 31 декабря 2020 г. (включительно) независимо от срока действия билета, однократное изменение вылета на любую дату не позднее 31 декабря 2020 г. (включительно) с сохранением первоначальных пунктов отправления/назначения и класса обслуживания без штрафных санкций, изменение маршрута на любые рейсы ПАО "Аэрофлот" и/или даты с вылетом не позднее 31 декабря 2020 г. (включительно) без взимания штрафа за переоформление, доплатой разницы в стоимости, если она возникнет; в связи с большим количеством поступающих обращений из-за эпидемии коронавируса время обработки запросов увеличено.
28 апреля 2020 г. Киселева Н.В. направила ПАО "Аэрофлот" претензию с требованием о возврате оплаченной стоимости билетов, в ответ на которую 29 апреля 2020 г. ПАО "Аэрофлот" сообщило, что билеты направлены в специальную очередь для возврата.
С учётом изложенного, находя отказ пассажира от международной воздушной перевозки вынужденным, руководствуясь положениями пунктов 1.1 и 2 статьи 103, статьи 107, статьи 107.2, пункта 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 76, 227, 233 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утверждённых приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, пункта 6 статьи 13, статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", принимая во внимание, что на момент вынесения решения мирового судьи не утверждены порядок и сроки возврата провозной платы в случае введения режима повышенной готовности на территории Российской Федерации либо её части, суд первой инстанции пришёл к выводу о взыскании с ПАО "Аэрофлот" в пользу Киселевой Н.В. оплаченности стоимости авиабилетов и об отсутствии оснований для взыскания штрафа и компенсации морального вреда, поскольку ответчиком по результатам рассмотрения претензии не было отказано, предложены варианты использования денежных средств, затраченных на оформление перевозки, указывалось на возврат денежных средств, а также исходя из непосредственных обстоятельств в условиях распространения коронавируса и отсутствия правового регулирования порядка и сроков возврата денежных средств при введении режима повышенной готовности, несоблюдения условий договора перевозки ввиду прекращения регулярного и чартерного авиасообщения, осуществляемого из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств не по вине ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем, судом нижестоящей инстанции не учтено следующее.
По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" введена в действие статьями 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на еёчасти уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 г. N 991 (далее - Положение от 6 июля 2020 г. N 991) и устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, и применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключённым до 1 мая 2020 г. (пункт 1), за исключением воздушных перевозок пассажиров, осуществляемых по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (пункт 2).
Таким образом, к указанным договорам положения статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 227 Федеральных авиационных правил 28 июня 2007 г. N 82 (о добровольных и вынужденных отказах) не применяются. По данным договорам статьёй 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением от 6 июля 2020 г. N 991.
Согласно пункту 3 Положения от 6 июля 2020 г. N 991, в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:
а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьёй 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счёт оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика (пункт 5 Положения от 6 июля 2020 г. N 991).
В соответствии с пунктом 6 Положения от 6 июля 2020 г. N 991, денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.
Пунктом 7 Положения от 6 июля 2020 г. N 991 закреплено, что для принятия в счёт оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы пассажир направляет перевозчику уведомление.
Согласно пункту 10 Положения от 6 июля 2020 г. N 991, денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребёнок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребёнка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.
Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при её отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, реализация перевозчиком предусмотренного статьёй 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации права возвратить пассажиру провозную плату с соблюдением порядка и сроков, установленных утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, не свидетельствует о нарушении прав пассажира, в связи с чем на перевозчика не может быть возложена ответственность в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьёй 422 этого Кодекса.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", абзацем третьим статьи 24 которого установлено, что особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г.
Таким образом, абзац второй пункта 1 Положения от 6 июля 2020 г. N 991, определяющий, что данный нормативный правовой акт применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключённым до 1 мая 2020 г, к которым относятся и договоры перевозки об отказе от которых заявлено истцами, соответствует отмеченным выше законоположениям в их системной взаимосвязи с учётом целей принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции. И, как указано выше, определение порядка и срока возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы согласно статье 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации является полномочием Правительства Российской Федерации.
При таком положении, с учётом установленных судами обстоятельств дела, обязанность перевозчика по возврату уплаченной провозной платы (в денежном эквиваленте) возникнет не ранее истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, либо с моментом наступления предусмотренных пунктом 10 Положения от 6 июля 2020 г. N 991 оснований, что оставлено судом апелляционной инстанции, рассматривавшего апелляционную жалобу ответчика на не вступившее решение мирового судьи без внимания.
Суд апелляционной инстанции не учёл вышеуказанные нормы права с учётом их действия во времени применительно к правилам статей 327, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не проверил наступление трёхлетнего срока либо наличия предусмотренных пунктом 10 Положения от 6 июля 2020 г. N 991 обстоятельств, не уточнил время наступления обязанности перевозчика по возврату стоимости авиабилетов, что с учётом времени вступления решения суда в силу повлекло нарушение вышеприведённых требований статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации и Положения от 6 июля 2020 г. N 991, неприменение которых способствует дискриминации прав остальных пассажиров, чьи рейсы были отменены в данный период.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, с учётом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), находит подлежащим отмене апелляционное определение Люберецкого городского суда Московской области от 2 ноября 2020 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Люберецкого городского суда Московской области от 2 ноября 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Люберецкого городского суда Московской области.
Судья: (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.