Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Избирательной комиссии Республики Тыва, поданную через суд первой инстанции 9 декабря 2020 г, на решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 10 сентября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17 сентября 2020 г, по административному делу N 2а-160/2020 по административному исковому заявлению Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России к Территориальной избирательной комиссии Овюрского кожууна Республики Тыва о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тывинское региональное отделение политической партии ЛДПР -Либерально-демократической партии России обратилось в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Овюрского кожууна Республики Тыва (далее также - ТИК Овюрского кожууна), в котором просило признать незаконным и отменить решение ТИК Овюрского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ N N "О внесении изменений в решение N N Территориальной избирательной комиссии Овюрского кожууна Республики Тыва от 29 июля 2020 г.", возложить на административного ответчика обязанность заверить список кандидатов в количестве 8 человек с включением Деге Р.Д, зарегистрировать 8 кандидатов, возместить расходы на уплату государственной пошлины и услуги представителя.
В обоснование требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение N N о заверении списка выдвинутых Тывинским региональным отделением ЛДПР 8 кандидатов в депутаты Хурала представителей Овюрского кожууна шестого созыва на выборах 13 сентября 2020 г. Однако ДД.ММ.ГГГГ ТИК Овюрского кожууна вышеуказанное решение изменено с указанием количества кандидатов 7 человек, а также исключением пункта 2 решения. Изменения внесены из-за допущенной технической ошибки. Решение ТИК Овюрского кожууна от 31 июля 2020 г. нарушает избирательные права административного истца, так как административный ответчик исключил из списка восьмого кандидата - Деге Р.Д, не известив о причинах принятия такого решения. Полагает, что оснований для исключения ее из списка кандидатов не было, так как были представлены все необходимые документы.
Решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 10 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17 сентября 2020 г, административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Овюрского кожууна Республики Тыва о признании незаконным решения от 31 июля 2020 г. N N "О внесении изменений в решение N N Территориальной избирательной комиссии Овюрского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Территориальную избирательную комиссию Овюрского кожууна Республики Тыва рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей Овюрского кожууна шестого созыва, выдвинутого Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Деге Р.Д. на выборах 13 сентября 2020 г.;
Возместить Тывинскому региональному отделению политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. Исполнение решения суда в части возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. возложить на Финансовое управление Администрации Овюрского кожууна за счет средств местного бюджета;
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
В кассационной жалобе Избирательная комиссия Республики Тыва ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Приложенные к кассационной жалобе дополнительные доказательства не могут быть предметом исследования и оценки Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку при рассмотрении дела судом кассационной инстанции не предусмотрено право сторон по делу представлять дополнительные доказательства, суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Пунктом 3 статьи 21 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 г. N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" (далее также - Закон Республики Тыва N 781 ВХ-1) установлено, что при назначении выборов депутатов более чем в одном одномандатном избирательном округе избирательные объединения выдвигают кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат.
Из положений пунктов 10, 13 статьи 21 Закона Республики Тыва N 781 ВХ-1 следует, что избирательная комиссия муниципального образования (территориальная избирательная комиссия) в течение трех дней со дня приема списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, и представленных вместе с ним документов, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении. При наличии указанных в Законе оснований организующая выборы избирательная комиссия может исключить кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением ТИК Овюрского кожууна от 4 июля 2020 г. N N на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Хурала представителей Овюрского кожууна Республики Тыва шестого созыва.
Решением ТИК Овюрского кожууна N N от ДД.ММ.ГГГГ заверен список кандидатов в депутаты Хурала представителей Овюрского кожууна шестого созыва, выдвинутый Тывинским региональным отделением политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России на выборах 13 сентября 2020 года по одномандатным избирательным округам в количестве 8 человек согласно приложенному списку (п. 1 решения).
В пункте 2 указанного решения ТИК Овюрского кожууна решилавыдать уполномоченному представителю регионального отделения политической партии заверенную копию списка кандидатов в депутаты Хурала представителей Овюрского кожууна шестого созыва по одномандатным избирательным округам NN N.
31 июля 2020 г. ТИК Овюрского кожууна принято решение N N "О внесении изменений в решение N N Территориальной избирательной комиссии Овюрского кожууна от 29 июля 2020 г.", в соответствии с которым в указанное решение о заверении списка кандидатов в депутаты были внесены изменения относительно количества кандидатов в связи с допущенной технической ошибкой (с 8 человек на 7) и исключен пункт 2 решения о выдаче заверенной копии списка кандидатов.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Тывинским региональным отделением политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России в ТИК Овюрского кожууна представлены документы для выдвижения списка кандидатов по 8 кандидатам, в том числе Деге Р.Д. Оснований для исключения из списка кандидатов одного из кандидатов, которым являлась Деге Р.Д, у ТИК Овюрского кожууна не было.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Решением ТИК Овюрского кожууна от 29 июля 2020 г. N N заверен список кандидатов в депутаты Хурала представителей Овюрского кожууна шестого созыва, выдвинутый Тывинским региональным отделением политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, согласно приложенному списку. Приложением к решению является поименный список из 7 кандидатов, среди которых Деге Р.Д. отсутствует. Указанное решение в установленном порядке административным истцом не оспаривалось, незаконным не признано.
Оспариваемое решение ТИК Овюрского кожууна от 31 июля 2020 г. N N которым исправлена техническая ошибка относительно количества кандидатов, перечисленных в приложении к решению ТИК Овюрского кожууна от 29 июля 2020 г. N N, самостоятельного значения не имеет, никаких правовых последствий не порождает, поскольку не вносит изменения в поименный список кандидатов, и, следовательно, прав и законным интересов административного истца не нарушает. Соответственно, оснований для признания данного решения незаконным не имелось.
По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Регистрация кандидата, списков кандидатов в силу ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ относится к компетенции избирательной комиссии.
Возлагая на ТИК Овюрского кожууна обязанность рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей Овюрского кожууна шестого созыва, выдвинутого Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, Деге Р.Д, суды не учли, что решения, действия (бездействие) избирательной комиссии по регистрации (отказу в регистрации) кандидата, списка кандидатов в депутаты, в том числе Деге Р.Д, не являлись предметом оспаривания, указанные решения, действия (бездействие) судом незаконными не признавались, соответственно, возложение на ТИК Овюрского кожууна Республики Тыва обязанности рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Деге Р.Д. не может быть признано обоснованным и является вмешательством в компетенцию избирательной комиссии.
При таких данных выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права, а потому решение суда первой инстанции и апелляционное определение в обжалуемой части не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене.
Учитывая, что судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, в отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России отказать.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу административного истца, исходя из положений ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для возмещения административному истцу расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 10 сентября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17 сентября 2020 г. отменить в части удовлетворения административных исковых требований и возмещения расходов по оплате государственной пошлины, в отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России отказать.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.