Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1961/2020 (УИД: 22RS0068-01-2020-001248-25) по иску Баборыкиной Ольги Юрьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Баборыкиной Ольги Юрьевны на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 27 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баборыкина Ольга Юрьевна (далее - Баборыкина О.Ю, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - УПФР в г. Барнауле Алтайского края, пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Баборыкина О.Ю. указала, что 27 февраля 2019 г. обратилась в УПФР в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Барнауле Алтайского края от 2 апреля 2019 г. N Баборыкиной О.Ю. отказано в назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При этом УПФР в г. Барнауле Алтайского края период работы в Медсанчасти п/о "Химволокно" в должности медицинской сестры глазного отделения с 11 октября 1988 г. по 31 октября 1989 г. не включен в специальный стаж Баборыкиной О.Ю. в льготном исчислении как один год работы за год и шесть месяцев, так как наименование отделения не предусмотрено перечнем отделений, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377.
Также пенсионным органом не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20 октября 1994 г. по 28 ноября 1994 г, с 10 октября 1995 г. по 8 декабря 1995 г, с 20 октября 1997 г. по 19 декабря 1997 г, с 9 апреля 2001 г. по 11 июня 2001 г, с 10 декабря 2003 г. по 29 декабря 2003 г, с 4 сентября 2006 г. по 29 октября 2006 г, с 9 мая 2010 г. по 20 июня 2010 г, с 14 мая 2011 г. по 24 июня 2011 г, в служебных командировках (научно-практические конференции и конгрессы) с 12 апреля 2008 г. по 19 апреля 2008 г, с 15 февраля 2012 г. по 18 февраля 2012 г, с 28 ноября 2012 г. по 2 декабря 2012 г.
Баборыкина О.Ю. просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Барнауле Алтайского края от 2 апреля 2019 г. N в части спорных периодов, обязать УПФР в г. Барнауле Алтайского края включить в специальный стаж, необходимый для досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20 октября 1994 г. по 28 ноября 1994 г, с 10 октября 1995 г. по 8 декабря 1995 г, с 20 октября 1997 г. по 19 декабря 1997 г, с 9 апреля 2001 г. по 11 июня 2001 г, с 10 декабря 2003 г. по 29 декабря 2003 г, с 4 сентября 2006 г. по 29 октября 2006 г, с 9 мая 2010 г. по 20 июня 2010 г, с 14 мая 2011 г. по 24 июня 2011 г, периоды нахождения в служебных командировках (научно-практические конференции и конгрессы) с 12 апреля 2008 г. по 19 апреля 2008 г, с 15 февраля 2012 г. по 18 февраля 2012 г, с 28 ноября 2012 г. по 2 декабря 2012 г, включить в специальный стаж как 1 год 6 месяцев 10 дней время работы в должности медицинской сестры в Медсанчасти п/о "Химволокно" период с 11 октября 1988 г. по 31 октября 1989 г, обязать УПФР в г. Барнауле Алтайского края назначить страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии с 27 февраля 2019 г. с учетом ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Определением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 1 июня 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОПФР по Алтайскому краю).
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 27 июля 2020 г. исковые требования Баборыкиной О.Ю. удовлетворены частично. На УПФР в г. Барнауле Алтайского края возложена обязанность включить в специальный стаж Баборыкиной О.Ю. в календарном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20 октября 1994 г. по 28 ноября 1994 г, с 10 октября 1995 г. по 8 декабря 1995 г, с 20 октября 1997 г. по 19 декабря 1997 г, с 9 апреля 2001 г. по 11 июня 2001 г, с 10 декабря 2003 г. по 29 декабря 2003 г, с 4 сентября 2006 г. по 29 октября 2006 г, с 9 мая 2010 г. по 20 июня 2010 г, с 14 мая 2011 г. по 24 июня 2011 г, периоды нахождения в командировке с 12 апреля 2008 г. по 19 апреля 2008 г, с 15 февраля 2012 г. по 18 февраля 2012 г, с 28 ноября 2012 г. по 2 декабря 2012 г. В удовлетворении остальной части исковых требований Баборыкиной О.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 ноября 2020 г. решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 27 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Баборыкиной О.Ю. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 27 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 ноября 2020 г, как незаконных, в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы в Медсанчасти п/о "Химволокно" в должности медицинской сестры глазного отделения с 11 октября 1988 г. по 31 октября 1989 г. в льготном исчислении как один год работы за год и шесть месяцев.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Баборыкина О.Ю, представители ответчика УПФР в г. Барнауле Алтайского края, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОПФР по Алтайскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Баборыкина О.Ю. 27 февраля 2019 г. обратилась в УПФР в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в г. Барнауле Алтайского края от 2 апреля 2019 г. N Баборыкиной О.Ю. отказано в назначение досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Бесспорный специальный стаж Баборыкиной О.Ю, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", на момент обращения в пенсионный орган составлял 28 лет 6 месяцев 2 дня, при требуемом - 30 лет.
При этом УПФР в г. Барнауле Алтайского края в специальный стаж Баборыкиной О.Ю, в том числе, не включен в льготном исчислении как один год работы за год и шесть месяцев период работы в Медсанчасти п/о "Химволокно" в должности медицинской сестры глазного отделения с 11 октября 1988 г. по 31 октября 1989 г, по мотиву того, что наименование отделения не предусмотрено перечнем отделений, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377. Также не включены в специальный стаж периоды нахождения Баборыкиной О.Ю. на курсах повышения квалификации, в служебных командировках.
Из копии трудовой книжки следует, что Баборыкина О.Ю. 11 октября 1988 г. принята в Медсанчасть п/о "Химволокно" медсестрой в глазное отделение, 2 января 1991 г. уволена в связи с сокращением, 21 июня 1993 г. принята в Алтайский краевой наркологический диспансер в порядке перевода из МСЧ РТИ по согласованию между руководителями врачом-терапевтом в наркологическое отделение, работает по настоящее время.
Из справки от 6 мая 2020 г. N, выданной КГБУЗ "Городская больница N 3 г. Барнаул", следует, что Баборыкина ("данные изъяты") О.Ю. работала с 11 октября 1988 г. по 31 октября 1989 г. в Медсанчасти п/о "Химволокно" в качестве медицинской сестры глазного отделения, участие в операциях не принимала. Медсанчасть п/о "Химволокно" после неоднократных переименований, переименовано в КГБУЗ "Городская больница N 3 г. Барнаул".
Согласно ответу КГБУЗ "Городская больница N 3 г. Барнаул" от 12 мая 2020 г. на запрос суда первой инстанции, Баборыкина ("данные изъяты") О.Ю. участия в операциях не принимала, так как являлась студенткой АГМИ и работала в должности медицинской сестры глазного отделения, а не операционной. В операционных журналах за весь запрашиваемый период указаны две операционных медицинских сестры.
Удовлетворяя исковые требования Баборыкиной О.Ю. о включении в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в служебных командировках, суд первой инстанции исходил из того, что данные периоды Баборыкина О.Ю. работала в должности, работа в которой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначении страховой пенсии по старости.
Постановленные по настоящему делу судебные акты в части удовлетворения исковых требований Баборыкиной О.Ю. о включении в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в служебных командировках, не обжалуются.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Баборыкиной О.Ю. о включении в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за год и шесть месяцев периода работы с 11 октября 1988 г. по 31 октября 1989 г. в Медсанчасти п/о "Химволокно" в должности медицинской сестры глазного отделения, суд первой инстанции исходил из того, что должность медицинской сестры не поименована в п. 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Установив, что с учетом включенных периодов работы судом (1 год 1 месяц 7 дней) и зачтенных ответчиком в бесспорном порядке (28 лет 6 месяцев 2 дня) специальный стаж Баборыкиной О.Ю. на дату обращения в пенсионный орган составлял менее требуемых 30 лет (29 лет 7 месяцев 9 дней), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения Баборыкиной О.Ю. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 464).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Согласно п. 1 Списка от 6 сентября 1991 г. N 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29 октября 2002 г. N 781).
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (пп. "б").
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
В пункте 1 данного Перечня в числе наименований структурных подразделений указаны отделения, в том числе офтальмологическое, хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка, а в числе наименований должностей - операционные медицинские сестры, включая старших. Должность медицинской сестры в приведенном Перечне не поименована.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 79 установлено тождество наименования структурного подразделения "глазное отделение" наименованию структурного подразделения "офтальмологическое отделение".
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 8 п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Выделение законодателем определенных категорий медицинских работников и предоставление им возможности более раннего ухода на пенсию в связи с исчислением их специального стажа в льготном порядке обусловлено осуществлением ими деятельности, сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером их профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе.
К таким медицинским работникам законодатель относит средний медицинский персонал, отделений хирургического профиля, а именно операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом. Перечень должностей является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Принимая во внимание установленные судебными инстанциями обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Баборыкиной О.Ю. о включении в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за год и шесть месяцев периода работы с 11 октября 1988 г. по 31 октября 1989 г. в Медсанчасти п/о "Химволокно" в должности медицинской сестры глазного отделения верными, поскольку данные выводы основаны на правильном применении норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений, принятых по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 27 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Баборыкиной Ольги Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.