Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А, судей Сиротиной Е.С, Брянцевой Н.В, при ведении протокола
помощником судьи Беляк В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД N 01OS0000-01-2020-000034-61 по апелляционной жалобе Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 10 декабря 2020 года, которым удовлетворен административный иск Сташ Людмилы Ильясовны о признании не действующими с 19 мая 2020 года пунктов 11598, 11599, 11629, 11630 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2019 года N 458.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, пояснения представителя административного истца Зехова А.Н, просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, заключение прокурора Кондрашовой И.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2019 года N 458 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также - Перечень на 2020 год).
Вышепоименованный нормативный правовой акт официально опубликован 30 декабря 2019 года на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http:www/adygheya.ru.
В данный Перечень под пунктами 11598, 11599, 11629, 11630 включены следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес":
нежилое здание с кадастровым номером N и нежилые помещения в нем с кадастровыми номерами N;
нежилое здание с кадастровым номером N и нежилые помещения в нем с кадастровыми номерами N.
Сташ Л.И, являющаяся собственником данных объектов недвижимости, обратилась в Верховный Суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов Перечня не действующими, ссылаясь на то, что нежилые здания и находящиеся в них нежилые помещения не подпадают под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); их включение в Перечень на 2020 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 10 декабря 2020 года административный иск Сташ Л.И. удовлетворен, признаны не действующими с 19 мая 2020 года пункты 11598, 11599, 11629, 11630 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2019 года N 458.
В апелляционной жалобе Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, приводит доводы о наличии правовых оснований для включения в Перечень спорных объектов недвижимости, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены. Внесение (изменение) сведений в Единый государственный реестр недвижимости о наименовании здания, помещений, о виде разрешенного использования земельного участка осуществлено административным истом в марте-мае 2020 года в уведомительном порядке, не связано с изменением назначения здания, сооружения и (или) их реконструкции, в связи с чем не является основанием для исключения спорных объектов из Перечня.
Административным истцом и участвующим в деле прокурором поданы письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Комитет Республики Адыгея, администрация муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея ходатайствовали о проведении судебного разбирательства без их участия.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; неправильного применения норм материального права.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается сторонами, что обжалуемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и компетенции Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения в действие, обнародования и опубликования, с чем надлежит согласиться, исходя из анализа положений статьи 57, пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Положения о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 июля 2008 года N 118), относящих решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Проверяя соответствие содержания Перечня на 2020 год в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из правомерности включения в него спорных объектов недвижимости, однако пришел к выводу об отсутствии с 19 мая 2020 года предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости данных объектов недвижимости в связи с изменением их целевого назначения согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости как прекративших отвечать критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с такими выводами суда первой инстанции не соглашается.
Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 НК РФ, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 "Налог на имущество организаций".
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ - это административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 НК РФ).
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания и помещений в нем объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении них одного из условий, перечисленных в пунктах 1, 4 статьи 378.2 НК РФ.
Как следует из пояснений Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, указанные объекты недвижимости включены в Перечень на 2020 год, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания и помещения в них.
В ходе рассмотрения дела установлено и усматривается из материалов, что Сташ Л.И. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, находящихся в нежилом здании с кадастровым номером N; нежилых помещений с кадастровыми номерами N, находящихся в нежилом здании с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 398, 3 кв.м, поставлено на государственный кадастровый учет 19 ноября 2011 года с наименованием "столовая". Расположенные в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами N, площадью 352, 3 кв.м, и N, площадью 46 кв.м, поставлены на государственный кадастровый учет 28 марта 2019 года, сведения о наименовании отсутствуют.
Нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 420, 6 кв.м, поставлено на государственный кадастровый учет 17 ноября 2018 года с наименованием "столовая". Расположенные в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами N, площадью 204, 6 кв.м, и N, площадью 216 кв.м, поставлены на государственный кадастровый учет 27 марта 2019 года, сведения о наименовании отсутствуют.
Данные объекты недвижимости расположены на принадлежащем административному истцу Сташ Л.И. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1430+/- 14 кв.м, имевшему до 19 мая 2020 года вид разрешенного использования - под зданием столовой.
Такой вид разрешенного использования земельного участка на момент утверждения Перечня на 2020 год в полной мере соответствовал виду разрешенного использования, содержащемуся в строке с кодом 4.6 "Общественное питание" действовавшего на момент утверждения оспариваемого Перечня Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, предусматривающей размещение объектов капитального строительства, в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары). Данное обстоятельство в силу статьи 378.2 НК РФ является самостоятельным основанием для включения объектов недвижимости в оспариваемые пункты Перечня.
При таком положении включение зданий в качестве торгового центра (комплекса) и как следствие, находящихся в них нежилых помещений, в оспариваемый Перечень на 2020 год надлежит признать законным.
Поскольку вышеназванные нежилые помещения включаются в Перечень в составе нежилых зданий, соответствующих одному из закрепленных в статье 378.2 НК РФ условий, то не имеет правового значения фактическое использование нежилых помещений в отдельности. Ссылки истца на акты обследования от 12 ноября 2020 года в подтверждение того, что не представляется возможным определить фактическое использование спорных объектов недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, правового значения для правильного разрешения дела в настоящем случае не имеют, так как спорные помещения, равно как и здания, в которых они расположены, включены в Перечень на 2020 год по виду разрешенного использования земельного участка, а не по фактическому использованию.
Тот факт, что по заявлению административного истца в уведомительном порядке 27 марта и 28 марта 2020 года внесены изменения в содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о наименовании спорных объектов недвижимости со "столовой" на "кондитерский цех", а также о виде разрешенного использования земельного участка с "под зданием столовой" на "пищевая промышленность" (на основании справки о градостроительном регламенте), не свидетельствует о незаконности их включения в Перечень на 2020 год по вышеизложенным основаниям. Также судебная коллегия исходит из того, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Внесенные после утверждения оспариваемого нормативного правового акта в Единый государственный реестр недвижимости изменения обусловлены волеизъявлением собственника этих объектов недвижимости, по сообщению филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Республике Адыгея не являются исправлением реестровой, а также технической ошибок.
В силу пунктов 7 и 10 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым является календарный год. При этом, включение объектов недвижимого имущества в перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода.
По смыслу пунктов 7, 10 и 12 этой же статьи, изменение в течение налогового периода включенного в перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестанет соответствовать условиям для его включения в перечень, может влиять на порядок определения налоговой баз, но само по себе не является основаниям для признания перечня в этой части не действующим.
Поскольку по состоянию на дату утверждения оспариваемого Перечня, а также на начало налогового периода 1 января 2020 года вид разрешенного использования земельного участка позволял отнести спорные здания и помещения к торговому центру (комплексу) в понимании статьи 378.2 НК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для признания Перечня на 2020 год недействующим, в том числе, с 19 мая 2020 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение в суде апелляционной инстанции, обжалуемое решение суда является незаконным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 10 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Сташ Людмилы Ильясовны о признании не действующими пунктов 11598, 11599, 11629, 11630 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2019 года N 458 - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное определение составлено 9 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.