Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу директора МУП Платнировский "Универсал" Кайракоза А.Ф. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 16 июля 2019 года, решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП Платнировский "Универсал", установил:
постановлением старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 16 июля 2019 года МУП Платнировский "Универсал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа 800 000 рублей.
Решением судьи Кореновского районного Краснодарского края от 25 сентября 2019 года постановление старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 16 июля 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 23 января 2020 года решение судьи Кореновского районного Краснодарского края от 25 сентября 2019 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Решением судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2020 года постановление старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 16 июля 2019 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 2 июля 2020 года решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор МУП Платнировский "Универсал" Кайракоза А.Ф. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обосновании доводов жалобы указывает на то, что судьей краевого суда 23 января 2020 года вынесено решение за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее-Закон от 21 февраля 1992 года), предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со статьей 11 Закона от 21 февраля 1992 года и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N3314-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно статье 9 Закона от 21 февраля 1992 года права и обязанности пользователя недр возникают с дать государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения в разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N от 15 мая 2019 года Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея была проведена плановая выездная проверке МУП Платнировский "Универсал", расположенного по адресу: "адрес"
04 июля 2018 года, в 15 часов 40 минут, в г. Краснодаре, по результатам, проведенной проверки, установлен факт несоблюдения МУП Платнировский "Универсал" требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Так, лицензия на пользование недрами КРД N ВЭ получена МУП Платнировский "Универсал" на 7 скважин N N, N, N, N, N, N, N.
Согласно пояснительной записке директора МУП Платнировский "Универсал" Карайкоза А.Ф. в начале 2019 года началась добыча питьевой воды населению со скважины N, но указанная скважина не включена в действующую лицензию на право пользования недр.
Из пояснений директора МУП Платнировский "Универсал" от 01 июля 2019 года скважина "Черумушки" является скважиной N.
Согласно журналу учета по формам ПОД-12, представленному МУП Платнировский "Универсал" в 2019 г. из скважины N ("Черемушки") осуществлялась добыча воды ("данные изъяты".).
Рабочей программой, утвержденной директором МУП Платнировский "Универсал" предусмотрен производственный лабораторный контроль за качеством воды на 8 скважинах, включая скважину под N115.
Таким образов МУП Платнировский "Универсал" эксплуатирует скважину под номером N, не имея соответствующей лицензии.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором экологического надзора и государственного земельного надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по КК и РА ФИО5 постановления о привлечении юридического лица - МУП Платнировский "Универсал" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, составляет 2 месяца, и истекал в данном случае 4 сентября 2019 года.
По истечении данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее производство по делу.
Судья районного суда 25 сентября 2019 года принял решение об отмене постановления должностного лица и направил дело на новое рассмотрение.
Отменяя решение судьи районного суда от 25 сентября 2019 года, судья краевого суда не учел, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица административного органа, срок привлечения МУП Платнировский "Универсал" к административной ответственности истек.
Таким образом, у судьи краевого суда отсутствовали правовые основания для возвращения дела на новое рассмотрение, в связи с чем указанное решение, как и решение судьи районного суда от 25 сентября 2019 года подлежат отмене.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшиеся по делу решение судьи Краснодарского краевого суда от 23 января 2020 года признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 16 июля 2019 года, решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 июля 2020 года, также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу директора МУП Платнировский "Универсал" Кайракоза А.Ф. удовлетворить.
постановление старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 16 июля 2019 года, решение судьи Кореновского районного Краснодарского края от 25 сентября 2019 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 23 января 2020 года, решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 июля 2020 года, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.