Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лапишко И.И, действующей в интересах администрации г. Симферополя Республики Крым, на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 1 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Яловой Л.А. об оспаривании действий органа государственной власти и решений органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яловая Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя о невозможности подтвердить принадлежность Яловой Л.А. к льготной категории граждан на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка; решения министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 февраля 2020 года об отказе Яловой Л.А. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного в с. Мирное Симферопольского района Республики Крым; постановления администрации г. Симферополя об исключении Яловой Л.А. из очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконными действия МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя в неподтверждении принадлежности Яловой Л.А. к льготной категории граждан, на учреждение возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о подтверждении принадлежности Яловой Л.А. к льготной категории граждан. Признано незаконным и отменено постановление администрации г. Симферополя от 13 апреля 2020 года в части исключения Яловой Л.А. из очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности МО городской округ Симферополь Республики Крым. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя в пользу Яловой Л.А. взысканы судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 150 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 декабря 2020 года решение суда отменно в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 февраля 2020 года об отказе Яловой Л.А. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В указанной части по делу принято новое решение, которым признано незаконным названное решение министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым. На министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Яловой Л.А. о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности Лапишко И.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 14 января 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 24 февраля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 11 июля 2016 года Яловая Л.А. обратилась в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о постановке в очередь и предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта.
Постановлением администрации г. Симферополя от 11 октября 2016 года Яловая Л.А. поставлена в очередь на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Симферополь для индивидуального жилищного строительства (подпункт 53) в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения не более 10 кв. м.
Письмом от 15 июля 2019 года администрация г. Симферополя Республики Крым сообщила Яловой Л.А. о возможности предоставления бесплатно в собственность земельного участка, расположенного в с. Мирное Симферопольского района с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Яловая Л.А. дала письменное согласие на получение земельного участка с кадастровым номером N.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 9 сентября 2019 года определена возможность предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, расположенных в с. Мирное Симферопольского района.
Яловая Л.А. обратилась 11 октября 2019 года в Совет министров Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N.
Муниципальным казенным учреждением Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя 31 января 2020 года в адрес министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым направлен ответ, согласно которому на основании пункта 4.1 раздела IV Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2019 года N 41, департаментом обновлено учетное дело Яловой Л.А.
Согласно представленной справке о регистрации от 29 октября 2019 года Яловая Л.А. проживает совместно с супругом в жилом помещении общей площадью 58, 7 кв. м. На основании представленных документов, обеспеченность заявителя общей площадью жилых помещений составляет более 10 кв. м.
Письмом министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 февраля 2020 года Яловой Л.А. отказано в предоставлении земельного участка ввиду невозможности подтвердить принадлежность к льготной категории граждан.
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2020 года Яловая Л.А. исключена из очереди на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Симферополь в связи с обеспеченностью общей площадью жилых помещений более 10 кв. м в расчете на заявителя и каждого совместно проживающего с ней члена его семьи.
Вместе с тем согласно пункту 10 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (в редакции, действовавшей на момент обращения Яловой Л.А. с заявлением) к льготным категориям граждан, имеющим право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации, из числа лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 (в редакции, действующей на момент обращения Яловой Л.А. с заявлением) граждане, граждане, определенные статьей 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган.
В заявлении указываются вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и другие сведения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно или в аренду.
Статья 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 на основании Закона Республики Крым от 25 декабря 2019 года N 30-ЗРК/2015 изложена в новой редакции.
Пунктом 9 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 в новой редакции предусмотрено, что право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют следующие категории совершеннолетних граждан Российской Федерации лица, имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Для целей применения пункта 9 части 1 настоящей статьи к членам семьи гражданина, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся проживающие совместно с гражданином в жилом помещении, в том числе жилом доме, его супруг (супруга), дети и родители, а также иные лица, признанные членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N 41 утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - Порядок N 41).
Согласно пункту 2.1.2. Порядка N 41 к заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта заявителя (всех его страниц) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; 2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если Заявление предоставлено представителем заявителя; 3) копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к льготной категории граждан; 4) копия документа, подтверждающего факт постоянного проживания заявителя на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более 5 лет, предшествующих дате подачи Заявления.
В соответствии с пунктом 2.2.3. Порядка N 41 основанием для отказа включения заявителя в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка является его несоответствие требованиям статей 4, 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015, а также включение его в Список ранее в другом или том же муниципальном районе или городском округе.
Согласно пункту 3.3 гражданин, стоящий в очереди, подлежит исключению из Списка на основании решения уполномоченного органа, в том числе, в связи с выявлением отсутствия оснований для включения в Список.
В силу пункта 4.1. Порядка N 41 документы, которые включены в учетное дело, подлежат обновлению перед предоставлением гражданину земельного участка, путем предоставления оригиналов документов, предусмотренных пунктом 2.1.2 пункта 2.1 раздела II настоящего Порядка.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 года N 365 утвержден Порядок определения и предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, по обращению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым (далее Порядок N 365).
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 365 в случае отсутствия у муниципального образования в Республике Крым земельных участков для предоставления гражданам уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в течение трех месяцев с момента предоставления заключения подает в Совет министров Республики Крым Обращение об определении и предоставлении гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Согласно пункту 5.8 Порядка N 365 на основании заявления гражданина министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня поступления в Совет министров Республики Крым обращения, указанного в пункте 5.7 настоящего Порядка, готовит распоряжение Совета министров Республики Крым или приказ министерства о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, которое направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается под расписку.
Для подготовки распоряжения Совета министров Республики Крым или приказа министерства министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает справку на текущую дату о принадлежности гражданина к льготной категории и соответствии его условиям предоставления земельного участка:
- в Государственном комитете по межнациональным отношениям и депортированных граждан Республики Крым - в отношении граждан, которые поставлены в очередь в соответствии с Порядком ведения Реестра;
- в уполномоченном органе местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым - в отношении граждан, поставленных в очередь в соответствии со статьей 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Справка представляется в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с пунктом 5.8 Порядка N 365 15 октября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке межведомственного взаимодействия в адрес администрации г. Симферополя направлен запрос о предоставлении сведений об актуальности данных относительно заявителя как принадлежащего к льготной категории граждан и соответствии его условиям предоставления земельного участка.
Яловой Л.А. 6 ноября 2019 года в адрес МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя подано заявление, в котором сообщалось, где зарегистрирована Яловая Л.А. и, что проживает она совместно с супругом и еще пятью членами семьи.
На основании пункта 4.1 раздела IV Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2019 года N 41, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя обновлено учетное дело Яловой Л.А.
Административным истцом предоставлены документы для обновления учетного дела, в том числе копия свидетельства о браке и справка о регистрации по месту жительства, согласно которой Яловая Л.А. с супругом с 11 апреля 2018 года зарегистрированы в квартире общей площадью 58, 9 кв. м, расположенной по адресу: "адрес". На момент выдачи справки в указанной квартире были зарегистрированы девять человек.
МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя пришло к выводу, что обеспеченность Яловой Л.А. общей площадью жилых помещений составляет более 10 кв. м, в расчете на заявителя и каждого совместно проживающего с ней члена семьи.
Вместе с тем, определяя количество членов семьи заявителя Яловой Л.А. с целью применения норм закона о принадлежности заявителя к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исходя из предоставленных сведений о занимающих указанную квартиру лицах, следует исходить из следующего.
Статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В подпункте "б" пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учётом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь ввиду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
По смыслу вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для признания других родственников членами семьи собственника юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи.
Квартира, расположенная по адресу: "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности БНГ, КСВ, КСС КМС.
БНГ обратилась 11 июля 2018 года в отдел по вопросам миграции ОП N2 "Киевский" УМВД России по г. Симферополю с заявлением о регистрации сына и его жены Яловой Л.А. в названной квартире.
Таким образом, Яловая Л.А. и ее супруг одновременно были зарегистрированы в квартире как члены семьи БНГ, которой принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на данную квартиру.
Учитывая изложенное, расчет жилой площади должен производится, исходя из доли, принадлежащей БНГ. в расчете на Яловую Л.А. и каждого совместно проживающего с гражданином члена семьи ((58, 9 / 2) / 3 = 9, 82 кв. м), в связи с чем, обеспеченность Яловой Л.А. общей площадью жилых помещений составляет не более 10 кв. м.
Кроме того, согласно письму министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 февраля 2020 года основанием для отказа в предоставлении Яловой Л.А. земельного участка послужил вывод МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя о невозможности подтвердить принадлежность истца к льготной категории граждан, однако данный вывод является ошибочным на основании вышеприведенных обстоятельств.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 апреля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.