СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А, судей Агранович Ю.Н, Круковской А.В, при секретаре Буткиной А.В, рассмотрела в судебном заседании 18 февраля 2021 года дело по апелляционной жалобе Нишанбаева Г.Е. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2020 года, которым
исковые требования Нишанбаева Г.Е. к ГОУДПО "Коми республиканский институт развития образования" о возложении обязанности начислить и выплатить заработную плату за сверхурочную работу, произвести перерасчет оплаты отпуска и взыскать недоначисленные суммы, взыскании процентов в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ, возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов, взыскании компенсации морального вреда, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н, объяснения истца Нишанбаева Г.Е, представителя ответчика ГОУДПО "Коми республиканский институт развития образования" Штекляйн С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нишанбаев Г.Е. обратился в суд с исковым заявлением к ГОУДПО "КРИРО" о возложении обязанности начислить и выплатить заработную плату за сверхурочную работу в количестве... часов, произвести перерасчет и выплатить недоначисленные отпускные в "Дата обезличена" году с учетом увеличения размера среднего заработка для их исчисления, о взыскании процентов в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ, возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов, взыскании компенсации морального вреда в размере... рублей. В обоснование требований указал, что в период прохождения обучения в соответствии с ученическим договором N 1-УД, заключенным с ГОУДПО "КРИРО", осуществлял трудовую деятельность полный рабочий день без предоставления дополнительных дней отдыха и дополнительной оплаты. Полагал, что количество часов обучения, учебно-экзаменационной сессии и тестирования подлежит оплате как сверхурочная работа.
Судом принято вышеуказанное решение, на которое истцом подана апелляционная жалоба с требованием о его отмене.
В суде апелляционной инстанции истец настаивал на доводах жалобы.
Представитель ответчика с жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения.
Заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Нишанбаев Г.Е. состоял в трудовых отношениях с ГОУДПО "КРИРО" в период с "Дата обезличена" по должности...
В соответствии с условиями трудового договора истцу установлена 5-ти дневная рабочая неделя, режим труда определен Правилами внутреннего трудового распорядка, работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 28 календарных дней и дополнительный за работу в МКС в количестве 16 календарных дней.
Правилами внутреннего трудового распорядка установлена продолжительность рабочей недели для мужчин - 40 часов, для педагогических работников не более 36 часов (п. 5.3.1).
Между ГОУДПО "КРИРО" и Нишанбаевым Г.Е. заключен ученический договор N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", по условиям которого работодатель обязался предоставить за счет собственных средств образовательную услугу по дополнительной программе профессиональной переподготовки "Педагогика дополнительного образования", а работник обязался пройти обучение по Программе в соответствии с учебным планом.
Согласно п. 1.2 договора срок оказания образовательной услуги устанавливался с "Дата обезличена", и составляет... часа, включая... учебно-экзаменационной сессии (1 - заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий -... часов; 2 - заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий -... часов; 3 - очно-заочная -... часа).
Указанным договором также предусмотрено право работника запросить предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска для полного освоения учебных планов и программ на период учебно-экзаменационной сессии (п. 2.2.5) и право запросить установление неполного рабочего времени на период прохождения учебно-экзаменационной сессии, заключив дополнительное соглашение к трудовому договору (п. 2.2.6).
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от "Дата обезличена" по делу N "Номер обезличен" с ГОУДПО "КРИРО" в пользу Нишанбаева Г.Е. взыскана стипендия в размере... руб. за четыре месяца обучения с "Дата обезличена" в соответствии с положениями ст. 204 Трудового кодекса РФ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагал, что в период обучения он привлекался к сверхурочной работе, поскольку работодатель ни частично, ни полностью не освободил его от работы для прохождения обучения. В связи с этим фактическая продолжительность его работы в период обучения (40 часов в неделю) превысила разрешенную ст. 203 Трудового кодекса РФ продолжительность рабочего времени в период ученичества (20 часов в неделю) на 20 часов в неделю.
Отказывая в удовлетворении заявленных Нишанбаевым Г.Е. требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями Трудового кодекса РФ и исходил из того, что прохождение истцом обучения в пределах рабочего времени не может расцениваться как сверхурочная работа, а доказательств работы истца в оспариваемый период времени в количестве, превышающем норму рабочего времени, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на правильном применении норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 Трудового кодекса РФ).
На основании ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Этому праву корреспондирует обязанность работодателя выплачивать работнику в полном размере причитающуюся ему заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 Трудового кодекса РФ).
Положениями ст. 91 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (ст. 152 Трудового кодекса РФ).
Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ст. 153 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 198 Трудового кодекса РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
В соответствии со ст. 203 Трудового РФ время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.
Согласно ст. 204 Трудового кодекса РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Из приведенного правового регулирования следует, что целью ученичества является приобретение работником определенной квалификации. При этом закон не ограничивает применяемые работодателем формы ученичества, допуская, в том числе прохождение работником обучения в индивидуальной форме без отрыва от производства.
В соответствии с требованиями ст. 72 Трудового кодекса РФ для изменения режима рабочего времени необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.
Вместе с тем, соглашений о полном освобождении от работы по трудовому договору либо выполнении работы на условиях неполного рабочего времени между сторонами не заключалось; правом запросить у работодателя предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск истец не воспользовался.
Согласно заявлению от "Дата обезличена" истец дал согласие на обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки "Педагогика дополнительного образования" по заочной форме обучения без отрыва от работы, с применением дистанционных технологий.
Как верно указал суд первой инстанции, прохождение истцом обучения в пределах рабочего времени не может быть расценено как сверхурочная работа, поскольку понятие сверхурочной работы дано в ч. 1 ст. 99 Трудового кодекса РФ, которое не подлежит расширительному толкованию и согласно которому период нахождения истца на обучении без отрыва от производства нельзя приравнять к трудовой функции истца, определенной трудовым договором.
При этом судебная коллегия учитывает, что истец обучался по заочной форме с использованием дистанционных технологий, самостоятельно выбирал конкретное время для обучения в соответствии с графиками освоения дисциплин.
Доводы истца о том, что работодатель допустил нарушение ст. 203 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой самостоятельно должен был уменьшить норму рабочего времени в неделю на 20 часов, а от работника не требуется совершение каких-либо действий для частичного освобождения от работы, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права, предусматривающих возможность прохождения работником обучения без отрыва от производства.
В силу ст. 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Представленные в материалы дела табеля учета рабочего времени за спорный период не свидетельствуют о превышении установленной нормальной продолжительности труда; приказов о привлечении истца к выполнению сверхурочной работы работодателем не издавалось.
Утверждение истца о том, что представленные ответчиком табеля рабочего времени не отражают его фактическую занятость, а свидетельствуют лишь об отсутствии надлежащего учета рабочего времени со стороны работодателя, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку какими-либо допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены.
Напротив, из пояснений истца и содержания апелляционной жалобы следует, что в спорный период в рабочее время он успевал выполнять как возложенные на него трудовым договором обязанности, так и работу по гражданско-правовым договорам; претензий к его работе по объему, качеству и срокам у ответчика не имелось.
Сам факт выполнения истцом работы по гражданско-правовым договорам, включая дополнительное время на организацию занятий, не свидетельствует о выполнении истцом сверхурочной работы и оплате как сверхурочная работа не подлежит.
Материалами дела подтверждается, что выплата заработной платы в спорный период времени за отработанные часы произведена работодателем в полном объеме, что не оспаривается самим истцом. Также по решению суда в пользу истца взыскана стипендия за весь период обучения; оплачены работа по договорам гражданско-правового характера.
Документы, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, исследовались судом при разрешении настоящего спора и в мотивированной части решения суда содержатся выводы, к которым пришел суд, исходя из оценки совокупности представленных в материалы дела доказательств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Нишанбаева Г.Е. о возложении на ответчика обязанности начислить и выплатить заработную плату за сверхурочную работу.
Поскольку требования истца о взыскании доплаты за сверхурочную работу оставлены без удовлетворения, то производные от них требования о взыскании недоплаты отпускных в "Дата обезличена" году, процентов по ст. 236 Трудового кодекса РФ, возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов, о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат.
Доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нишанбаева Г.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.