Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Васильевой Е.В, Кочергиной Т.В, при помощнике Тутуниной О.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционным жалобам Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента городского имущества города Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 января 2021г, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 05.08.2020 г. N об отказе во включении Алферовой О*** Е***, 00.00.0000 г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить Алферову О*** Е***, 00.00.0000 г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Алферовой О*** Е***, 00.00.0000 г.р, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, УСТАНОВИЛА:
Алферова О.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департаменту городского имущества г. Москвы, в котором просила признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы N от 05.08.2020 г. об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, указывая на о, что Алферова О.Е. родилась 00.00.0000 г. в городе Москве; относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Мать истца - Алферова Л*** И***, *** г.р. - решением Перемышльского районного суда Калужской области от 08.04.1999 г. лишена в отношении нее родительских прав; в свидетельстве о рождении истца сведения об отце отсутствуют (в графе отец указан "прочерк"). Распоряжением супрефекта Управления муниципального района "Текстильщики" ЮВАО г. Москвы N 107 от 27.05.1997 г, Федорова М*** В*** (тетя истца), проживающая по адресу: ***, назначена опекуном Алферовой О.Е. (пункт 1), установлено обеспечить истца по достижению совершеннолетия жилой площадью в МР "Текстильщики" ЮВАО г. Москвы (пункт 2). В преамбуле распоряжения указано, что Алферова О.Е. не имеет постоянного места жительства. Распоряжение супрефекта Управления муниципального района "Текстильщики" ЮВАО г. Москвы N 107 от 27.05.1997 г. не отменено и никем не оспорено. Распоряжением супрефекта Управления муниципального района "Текстильщики" ЮВАО города Москвы N 169 от 15.07.1997 г. Алферовой О.Е. предоставлено право проживать совместно с опекуном Федоровой М.В. по адресу: ***, в двухкомнатной квартире общей площадью 47, 2 кв.м, жилой площадью 30, 8 кв.м. В преамбуле распоряжения указано, что оно принято исходя из интересов несовершеннолетней и Алферова О.Е. не имеет места жительства. Постановлением и.о. руководителя муниципалитета ВМО Текстильщики в городе Москве N 49 от 20.03.2008 Федорова М.В. освобождена от исполнения обязанностей попечителя истца.
Постановлением и.о. руководителя муниципалитета ВМО Текстильщики в г.Москве N 53 от 21.03.2008 г, истец, не имеющая постоянного места жительства, признана нуждающейся в государственной защите (пункт 1); направлена на полное государственное обеспечение в учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2); постановлено установить порядок и условия обеспечения Алферовой О.Е. жилым помещением по достижению совершеннолетия, в соответствии с Положением об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" (пункт 3).
Согласно архивной справки Главного архивного управления города Москвы ГКУ ЦАО УСО N 8062 от 24.04.2017, истец находилась в Государственном учреждении "Социальный приют для детей и подростков "Марьино" с 13 марта 2008 г. (приказ N 87 от 13.03.2008 г.) по 22 апреля 2009 г. (приказ N 191д от 22.04.2009 г.) и с 25 мая 2009 г. (приказ N 252 от 25.05.2009 г.) по 27 июня 2009 г. (приказ N 294 от 27.06.2009 г.).
Постановлением руководителя муниципалитета ВМО Текстильщики в городе Москве N 173 от 17.06.2009 г, внесены изменения в постановление и.о. руководителя муниципалитета ВМО Текстильщики в городе Москве N 53 от 21.03.2008 г, а именно: пункт 3 постановления изложен в следующей редакции: "3. В соответствии со ст. 69, 71 ЖК РФ, ст.155.3 СК РФ и Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа", закрепить и сохранить за несовершеннолетней Алферовой Ольгой Евгеньевной, 27.06.1991 г.р, право пользования на жилое помещение по адресу: ***".
С 23.07.1997 г. истец зарегистрирована по месту жительства в 2-х комнатной квартире общей площадью 47, 2 кв.м, жилой площадью 30, 8 кв.м, расположенной по адресу: ***. Согласно единому жилищному документу от 11.03.2019 г. в жилом помещении по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства 12 человек: истец, четверо ее несовершеннолетних детей (Алферов Р*** Ф***, 00.00.0000 г.р, Алферов Р*** Ф***, 00.00.0000 г.р, Алферова Е*** Ф*** 00.00.0000 г.р, Алферова М*** Д***, 00.00.0000 г.р.); Федорова М*** В***, 00.00.0000 г.р. (тетя - бывший опекун, затем - попечитель), Ларина А*** А***, 00.00.0000 г.р. (двоюродная сестра), Федоров В*** А***, 00.00.0000 г.р. (дядя), Фёдоров Е*** А***, 00.00.0000 г.р. (дядя), Федорова Т*** А***, 00.00.0000 г.р. (двоюродная сестра), Федоров Д*** А***, 00.00.0000 г.р. (племянник), Фёдорова С*** В***, 00.00.0000 г.р. (тетя). Вид заселения - социальный наем. На каждого проживающего приходится 3, 9 кв.м общей площади. На момент достижения Алферовой О.Е. совершеннолетия - 00.00.0000 г. в квартире по вышеуказанному адресу были зарегистрированы и проживали 7 человек - все указанные лица за исключением детей истца: *** г.р, *** г.р, *** г.р, *** г.р, и Федорова Д*** А***, 00.00.0000 г.р, на каждого проживающего приходилось 6, 7 кв.м общей площади жилого помещения.
Заочным решением Кузьминского районного суда города Москвы от 10.07.2013 г. истец лишена родительских прав в отношении своего сына Алферова Р*** Ф***, 00.00.0000 г.р.
Жилых помещений на праве собственности истец не имеет. В справке Департамента городского имущества города Москвы N от 03.05.2018 г. указано, что сведения о зарегистрированных на имя истца жилых помещениях по состоянию на 31.01.1998 г. отсутствуют. Согласно уведомлению Росреестра N от 00.00.0000 г, информация о правах Алферовой О*** Е***, 00.00.0000 г.р, на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости отсутствует.
Алферова О.Е. 16.02.2018 г. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением об установлении факта невозможности ее проживания в жилом помещении по адресу: ***.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 мая 2018 г. (протокол N 192) по жилищному вопросу истца приняла решение в форме заключения: "Отказать в рассмотрении в связи с непредоставлением сведений об обращении с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом, решение по вопросу установления факта невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу ее регистрации Комиссией принято не было.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 27 августа 2018 г. N 780-Р истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
19.02.2019 г. истец повторно обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: ***.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 28 марта 2019 г. (протокол N 207) по жилищному вопросу истца приняла решение в форме заключения: "Оставить в силе заключение Комиссии от 3 мая 2018 г. протокол N 192".
В связи с изменениями федерального законодательства о порядке формирования субъектами Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец 17 февраля 2020 года обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении ее в указанный Список.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы N 2317-Р от 5 августа 2020 Алферовой О.Е. отказано во включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы. Указанное распоряжение мотивировано единственным доводом, а именно: в связи с отказом в установлении факта невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: ***, распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы N 780-Р от 27.08.2018 г.
Алферова О.Е. полагая, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы N 2317-Р от 05.08.2020 об отказе во включении ее в Список является незаконным, и она подлежит включению в Список и обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, обратилась с иском в суд.
Истец Алферова О.Е. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Николаева А.А, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Пантелеев А.В. в судебное заседание суда первой инстанции явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Давыдова К.А. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению по доводам возражений на исковое заявление, представленным в судебном заседании.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Хмелевая Т.А. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, представила возражения на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 12 января 2021г. иск удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности Хмелевая Т.А, представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Спесивцева С.В. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии представитель истца Алферовой О.И. по доверенности Николаев А.А. явился, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом с соблюдением требований закона. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения содержалась в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам федерального законодательства, действовавшим в момент достижения истцом возраста 18 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежали обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений по договорам социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке) осуществляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2013 года, установлен новый порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Алферова Ольга Евгеньевна родилась 27 июня 1991 г. в городе Москве; относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Мать истца - Алферова Л*** И***, *** г.р. - решением Перемышльского районного суда Калужской области от 08.04.1999 г. лишена в отношении нее родительских прав.
В свидетельстве о рождении истца сведения об отце отсутствуют (в графе "отец" указан прочерк).
Распоряжением супрефекта Управления муниципального района "Текстильщики" ЮВАО города Москвы N 107 от 27.05.1997 г, Федорова М*** В*** (тетя истца), проживающая по адресу: ***, назначена опекуном Алферовой О.Е, 00.00.0000 г.р. (пункт 1); установлено обеспечить Алферову О.Е. по достижению ею совершеннолетия жилой площадью в МР "Текстильщики" ЮВАО г. Москвы (пункт 2). В преамбуле распоряжения указано, что Алферова О.Е. не имеет постоянного места жительства.
Распоряжением супрефекта Управления муниципального района "Текстильщики" ЮВАО города Москвы N 169 от 15.07.1997 г. истцу предоставлено право проживать совместно с опекуном Федоровой М.В. по адресу: ***, в двухкомнатной квартире общей площадью 47, 2 кв.м, жилой площадью 30, 8 кв.м.
Постановлением и.о. руководителя муниципалитета ВМО Текстильщики в городе Москве N 49 от 20.03.2008 Федорова М.В. освобождена от исполнения обязанностей попечителя Алферовой О.Е.
Постановлением и.о. руководителя муниципалитета ВМО Текстильщики в городе Москве N 53 от 21.03.2008 г, Алферова О.Е, не имеющая постоянного места жительства, направлена на полное государственное обеспечение в учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2); постановлено установить порядок и условия обеспечения Алферовой О.Е. жилым помещением по достижению совершеннолетия, в соответствии с Положением об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" (пункт 3).
Согласно архивной справки Главного архивного управления города Москвы ГКУ ЦАО УСО от 24.04.2017 N 8062, истец находилась в Государственном учреждении "Социальный приют для детей и подростков "Марьино" с 13 марта 2008 г. (приказ N 87 от 13.03.2008 г.) по 22 апреля 2009 г. (приказ N 191д от 22.04.2009 г.) и с 25 мая 2009 г. (приказ N 252 от 25.05.2009 г.) по 27 июня 2009 г. (приказ N 294 от 27.06.2009 г.).
Постановлением руководителя муниципалитета ВМО Текстильщики в городе Москве N 173 от 17.06.2009 г, внесены изменения в постановление и.о. руководителя муниципалитета ВМО Текстильщики в городе Москве от 21.03.2008 г. N 53, а именно: пункт 3 постановления изложен в следующей редакции: "В соответствии со ст.69, 71 ЖК РФ, ст.155.3 СК РФ и Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа", закрепить и сохранить за несовершеннолетней Алферовой О*** Е***, 00.00.0000 г.р, право пользования на жилое помещение по адресу: ***.
Согласно Единому жилищному документу от 03.11.2020 Алферова О.Е. с 23.07.1997 г. зарегистрирована по месту жительства в 2-х комнатной квартире общей площадью 47, 2 кв.м, жилой площадью 30, 8 кв.м по адресу: ***. Всего в квартире зарегистрированы по месту жительства 13 человек: истец, ее несовершеннолетних дети - Алферов Р*** Ф***, *** г.р, Алферов Р*** Ф***, *** г.р, Алферова Е*** Ф*** *** г.р, Алферова М*** Д***, *** г.р, Алферов Р*** Д***, *** г.р.; Федорова М*** В***, *** г.р. (тетя - бывший опекун, затем - попечитель истца), Ларина А*** А***, *** г.р. (двоюродная сестра истца), Федоров В*** А***, *** г.р. (дядя истца), Фёдоров Е*** А***, *** г.р. (дядя истца), Федорова Т*** А***, *** г.р. (двоюродная сестра истца), Федоров Д*** А***, *** г.р. (племянник истца), Фёдорова С*** В***, *** г.р. (тетя истца).
Вид заселения: социальный наем (договор социального найма жилого помещения N от 26.03.2009).
В акте обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ***, составленного 24.04.2018 г. комиссией специалистов по вопросам опеки, попечительства и патронажа ОСЗН района Текстильщики ЮВАО г. Москвы указано, что Алферова О.Е. с малолетними детьми Алферовым Р.Ф, *** г.р, Алферовой Е.Ф, *** г.р, проживает по адресу: ***. В акте обследования содержится вывод о невозможным возвращения истца в указанное жилое помещение.
Представитель истца в суде первой инстанции пояснил, что Алферова О.Е. в жилом помещении по адресу регистрации не проживает с момента освобождения Федоровой М.В. от обязанностей ее попечителя постановлением и.о. руководителя муниципалитета ВМО Текстильщики в городе Москве N 49 от 20.03.2008, и устройства истца в учреждение социальной защиты на полное государственное обеспечение.
Согласно справке Департамента городского имущества г.Москвы N от 03.05.2018 г. сведения о зарегистрированных на имя истца жилых помещениях по состоянию на 31.01.1998 г. отсутствуют.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N от 18.11.2020 г, сведения о наличии прав истца на объекты недвижимости отсутствуют.
Алферова О.Е. достигла возраста восемнадцати лет - 27 июня 2009 года, возраста двадцати трех лет - 27 июня 2014 года.
На момент вступления в силу 1 января 2013 г. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым установлен новый порядок и основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Алферова О.Е. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В указанный период времени в жилом помещении по адресу регистрации истца: ***, были зарегистрированы по месту жительства и обладали самостоятельным правом пользования жилым помещением девять человек: истец, ее дочь Алферова Р.Ф, *** г.р, Федорова М.В, *** г.р. (тетя - бывший опекун), Ларина А.А, *** г.р. (двоюродная сестра), Федоров В.А, *** г.р. (дядя), Фёдоров Е.А, *** г.р. (дядя), Федорова Т.А, *** г.р. (двоюродная сестра), Федоров Д.А, *** г.р. (племянник), Фёдорова С.В, *** г.р. (тетя).
На каждого проживающего в жилом помещении приходилось 5, 2 кв.м общей площади жилого помещения (47, 2 кв.м : 9), что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве (18 кв.м) и менее учетной нормы площади жилого помещения для отдельных квартир.
В силу ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, разъяснений данных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" зарегистрированные в жилом помещении по адресу: ***, Федорова М.В, *** г.р, Ларина А.А, *** г.р, Федоров В.А, *** г.р, Фёдоров Е.А, *** г.р, Федорова Т.А, *** г.р, Федоров Д.А, *** г.р, Фёдорова С.В, *** г.р, не являются членами семьи истца.
В период после 1 января 2013 года, когда Алферова О.Е. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имели место обстоятельства невозможности ее проживания в жилом помещении по адресу: ***, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ в системном единстве с пунктами 1-"г" и 2 части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61, а именно: проживание в жилом помещении лиц, не являющихся членами семьи истца; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве и менее учетной нормы площади жилого помещения для отдельных квартир. Следовательно, в силу прямого указания закона, истец после 1 января 2013 года подлежала признанию нуждающейся в обеспечении жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, и должна была быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако после 1 января 2013 г. и до достижения возраста 23 лет (27 июня 2014 года) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, Алферова О.Е. включена не была.
16.02.2018 г. истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением об установлении факта невозможности ее проживания в жилом помещении по адресу: ***.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 мая 2018 г. (протокол N 192) по жилищному вопросу истца приняла решение в форме заключения: "Отказать в рассмотрении в связи с непредоставлением сведений об обращении с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
19.02.2019 г. Алферова О.Е. повторно обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: ***.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 28 марта 2019 г. (протокол N 207) по жилищному вопросу истца приняла решение в форме заключения: "Оставить в силе заключение Комиссии от 3 мая 2018 г. протокол N 192".
17 февраля 2020 года Алферова О.Е. в соответствии с пунктом 4 Правил формирования списка обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 5 августа 2020 N 2317-Р Алферовой О.Е. отказано во включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в связи с отказом в установлении факта невозможности ее проживания в жилом помещении по адресу: ***, распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 27.08.2018 г. N 780-Р.
Иных мотивов для отказа во включении истца в Список, распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 05.08.2020 N 2317-Р не содержит.
Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями, руководствуясь положениями ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. ст. 40, 72 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", (в редакции, действующей до 1 января 2013 года, а также в редакциях Федеральных законов от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ и от 29 июля 2018 года N 267-ФЗ), ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 (в редакции Закона города Москвы от 5 июня 2019 года N 24), Порядком формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП, Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных
исковых требований.
При этом суд учитывал, что в период после 1 января 2013 г. в связи с наличием обстоятельств невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: ***, Алферова О.Е. имела право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, но не была включена в список. Обстоятельства невозможности проживания истца в жилом помещении по указанному адресу, сохраняется до настоящего времени, в связи с тем, что проживание в жилом помещении лиц, не являющихся членами семьи истца и общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве и менее учетной нормы площади жилого помещения для отдельных квартир. Алферова О.Е. не утратила нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Признавая незаконным распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы N 2317-Р от 5 августа 2020 об отказе во включении Алферовой О.Е. в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, суд первой инстанции верно исходил из того, что оно не соответствует положениям пунктов 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2019года N 267-ФЗ), пунктов 1, 3, 4, 14 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397, в их системном единстве.
Обязывая Департамент городского имущества г. Москвы предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, суд исходил из того, что нарушено право истца на обеспечение жилым помещением как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционных жалоб о том, что у Алферовой О.Е. на момент достижения совершеннолетия имелось закрепленное жилое помещение по адресу: ***, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановленного решения.
Как верно было отмечено судом, Алферова О.Е. на момент достижения возраста 18 лет была зарегистрирована по месту жительства и фактически проживала в указанном жилом помещении согласно Распоряжению супрефекта Управления муниципального района "Текстильщики" ЮВАО г. Москвы N 107 от 27.05.1997 г. в связи с установлением в отношении нее опеки со стороны собственника данного жилого помещения - опекуна Федоровой М.В. Членом семьи собственника указанного жилого помещения Алферова О.Е. не являлась, каких-либо самостоятельных прав в отношении данной квартиры не имела.
Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что суд первой инстанции, возлагая на Департамент городского имущества г. Москвы обязанность предоставить Алферовой О.Е. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г. Москвы по договору найма специализированного жилого помещения, подменил деятельность органа исполнительной власти, чем нарушил конституционный принцип разделения властей, признаны судебной коллегией несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержаться в ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из указанных в данной норме обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в ч. 6 ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Таким образом, противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и ч. 6 ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Данные положения законодательства субъекта Российской Федерации регулируют вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, и четко устанавливают, в каких именно случаях признается невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненном за ними жилом помещении, и, поскольку с учетом количества лиц, имеющих право пользования жилым помещением, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо составляет менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, суд обоснованно признал проживание истца в закрепленном жилом помещении невозможным.
Указанный вывод суда первой инстанции согласуется с суждениями, приведенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что судом первой инстанции при рассмотрении указанного дела неверно применены правила территориальной подсудности, поскольку требования к Департаменту городского имущества г. Москвы производны от требований к Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит должны рассматриваться по месту нахождения Комиссии в Басманном районом суде г. Москвы, несостоятельны.
В силу ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
По общему правилу, согласно положениям статьи 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по адресу организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ГПК РФ иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или адресу одного из ответчиков по выбору истца.
Такое правовое регулирование является механизмом, направленным на создание наиболее оптимальных условий для разрешения споров в судебном порядке, и предоставляет истцу дополнительную гарантию судебной защиты прав и законных интересов - возможность выбора суда для обращения в суд с иском.
Алферова О.Е. обратилась в Пресненский районный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы и Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о признании распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, незаконным, обязании включить в список, предоставить жилое помещение по месту нахождения Департамента городского имущества г. Москвы по адресу: ***, который относится к территориальной юрисдикции Пресненского районного суда г. Москвы.
Учитывая, что место нахождение одного из ответчиков - Департамента городского имущества г. Москвы относится к территориальной подсудности Пресненского районного суда г. Москвы, настоящее гражданское дело было правомерно принято к производству суда.
Иные доводы апелляционных жалоб направлены на оспаривание выводов суда по существу рассматриваемого спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства, не свидетельствуют о наличии, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб не усматривается.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 12 января 2021г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.