Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Масленниковой Л.В., с удей Лобовой Л.В., Заскалько О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 30 ноября 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования оставить без удовлетворения;
установила:
фио обратилась в суд с иском к ответчику Федеральной таможенной службе России об обязании включить в общий трудовой стаж для назначения пенсии по выслуге лет ранее неучтённые периоды: с дата по дата - учебу в Московском кооперативном училище; с дата по дата - уход за ребенком до достижения им возраста 3-х лет и произвести перерасчёт пенсии по выслуге лет с даты назначения с учетом общего трудового стажа, а также с учётом денежного довольствия в соответствии с денежным аттестатом.
В обоснование заявленных исковых требований истец фио указала, что в соответствии с приказом N 943-К от дата уволена со службы по достижении предельного возраста в порядке положений Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ей с дата назначена пенсия по выслуге лет, однако должностными лицами кадровой службы ответчика при исчислении общего трудового стажа для назначения пенсии не учтён период учёбы в училище с дата по дата и период ухода за ребенком паспортные данные до достижения им возраста 3-х лет, то есть с дата по дата. Истец, полагая свои права нарушенными, обратилась с данным иском в суд.
Истец фио и ее представитель фио в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении исковых требований настаивали. Представители ответчика фио, фио против удовлетворения исковых требований возражали.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истец фио, её представитель адвокат фио в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы поданной апелляционной жалобы. Представители ответчика фио, фио, фио в заседании судебной коллегии против доводов апелляционной жалобы возражали.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
В соответствии с п. "б" ст. 13 Закона РФ N 4468-1 от дата "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с частью второй ст. 13 Закона N 4468-1 Закон РФ от дата "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 13 Закона N 4468-1 в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчёта трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях";
в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчёта страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".
С дата вступил в силу Федеральный закон от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В силу требований ч.2 ст. 13 названного Закона N 4468-1, при определении общего трудового стажа для назначения пенсии применяются нормы Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно положениям Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1 ст. 11).
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 указанного Федерального закона, засчитываются: 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пп. 3 ч. 1 ст. 12).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Центральной базовой таможни Федеральной таможенной службы N 943-к от дата капитана таможенной службы фио (Ч-180746), инспектора отдела таможенной охраны N 2 службы таможенной охраны, уволили дата со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 48 Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по достижении предельного возраста службы).
Согласно приказу N 943-к от дата об увольнении фио стаж службы истца (выслуга лет) в таможенных органах Российской Федерации на дата составляет 16 лет 1 месяц 2 дня.
дата фио, паспортные данные, назначена пенсия за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта "б" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Уведомлением о назначении пенсии от дата N 03-295/54169 пенсионная служба Главного финансово-экономического управления ФТС России уведомила истца фио о назначении пенсии за выслугу лет с дата в размер сумма
Согласно расчету трудового стажа для назначения пенсии выслуги лет фио, паспортные данные, и архивной справки от дата, на основании которой начальником отдела государственной службы и кадров Центральной базовой таможней произведен зачет периодов работы (службы) в выслугу лет для назначения пенсии, в выслугу лет фио зачтены следующие периоды работы (службы) (л.д. 21-22, 48-49):
20.07.1987-29.10.1991- работа поваром в Щелковском райпотребсоюзе, в данный период вошел отпуск по уходу за ребенком паспортные данные до достижения им возраста 1, 5 лет;
дата - дата- работа поваром в Щелковском райпотребсоюзе;
дата - дата- работа оператором цеха розлива наименование организации;
13.10.1997-22.06.1998- работа поваром наименование организации;
21.10.1999-18.03.2002- работа аппаратчицей наименование организации;
16.07.2002-17.08.2018- служба в таможенных органах РФ (16 лет 1 мес. 2 дня).
Итого: служба в таможенных органах 16 лет 01 месяц 02 дня, общий трудовой стаж 25 лет 7 месяцев 08 дней (с учетом службы).
Также из архивной справки Администрации адрес от дата N 99 следует, что в период работы фио в Щелковском райпотребсоюзе, после окончания оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет, по её заявлению был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста дата - с дата по дата (л.д. 21-22).
Судом установлено и из материалов дела следует, что дата истцу представлен ответ начальника Управления государственной службы и кадров генерал-лейтенанта таможенной службы, согласно которому при определении права сотрудников таможенных органов на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 исчисление страхового стажа, подлежащего включению в общий трудовой стаж, производится в соответствии с главой 3 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Учитывая требования ст. 12 вышеуказанного Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в расчёт выслуги лет истца фио для назначения пенсии включен период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Вместе с тем, на основании главы 3 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включение в страховой стаж периодов обучения не предусмотрено.
Согласно информационному письму ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области от дата N 6921, согласно представленным фио документам, в её Индивидуальный лицевой счёт дата внесены изменения, а именно включены "иные периоды": с дата по дата - учёба в Московском кооперативном училище, с дата по дата - уход за ребенком (л.д. 16).
С дата при определении права сотрудников таможенных органов на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи Закона РФ N 4468-1 исчисление страхового стажа, подлежащего включению в общий трудовой стаж, производилось в соответствии с главой III Федерального закона N 173-Ф3, а с дата - в соответствии с главой 3 Федерального закона N 400-ФЗ (пунктом 3 статьи 36 Федерального закона N 400-ФЗ отменено применение Федерального закона N 173-Ф3).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Разрешая спор, принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и исходил из того, что расчет выслуги лет истца фио для назначения пенсии произведен пенсионным органом таможенной службы с соблюдением указанных положений закона, период ухода за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет учтен, оснований для включения в общий трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет периода обучения истца в училище, а также периода ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет не имеется, для целей пенсионного обеспечения за выслугу лет сотрудника таможенных органов такая возможность законом не предусмотрена.
Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Ссылки истца на положения п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие возможность учета в страховой стаж периодов обучения до дата, а также влияние периодов на стажевый коэффициент и валоризацию не являются состоятельными, поскольку данные нормы регулируют правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования по осуществлению оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на дата путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в целях пенсионного обеспечения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ст. 6) и применяются в части, не противоречащей Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что предусмотрено положениями части 3 статьи 36 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Между тем, как указано выше пенсионное обеспечение, в том числе и расчет пенсии, истца за выслугу лет в органах таможенной службы регулируется нормами Закона РФ от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Предоставление пенсионного обеспечения фио по видам страховых пенсий в соответствии со ст. 6 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не являются предметом рассмотрения данного дела.
По тем же основаниям отклоняются ссылки истца на положения п. 8 ст. 13 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие возможность исчисления страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством, действовавшим в соответствующий период работы (деятельности).
Заявляя требование о перерасчете пенсии с учетом денежного аттестата N 8 Центральной базовой таможни, истец фио ссылается на несогласие с размером пенсионного обеспечения, полагая его заниженным, поскольку при расчете пенсии учтены только должностной оклад, оклад по специальному званию и надбавка за выслугу лет, однако необоснованно не учтены дополнительные выплаты: надбавки за квалификационное звание, особые условия службы и ежемесячное денежное поощрение, что также являлось неотъемлемой частью дохода истца во время службы.
Однако оснований для удовлетворения данного требования истца у суда первой инстанции также не имелось с силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 43 Закона РФ от дата N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Таким образом, исходя их представленного в материалы дела заключения о назначении пенсии фио начальника пенсионной службы- заместителя начальника Главного финансово-экономического управления (л.д. 50), составляющие денежного довольствия для исчислении пенсии фио, а именно, должностной оклад, оклад по специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет- соответствуют указанным требованиям закона. Оснований для включения в расчет пенсии указанных истцом дополнительных выплат в период несения службы у пенсионного органа таможенной службы не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании положений закона, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку в решении суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 30 ноября 2020 года - оставить без изменения; апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.