88-793/2021
22 апреля 2021 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В, судей Страхова В.Е. и Дубова Ю.А. при секретаре судебного заседания Котовой А.И, в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело N 2-114/2020 по кассационной жалобе командира войсковой части N. Евлампиева Сергея Николаевича на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27 января 2021 года, принятые по иску командира войсковой части N. о привлечении "звание" Беляка Сергея Викторовича к материальной ответственности.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2020 года иск командира войсковой части N. о взыскании с Беляка денежных средств в размере 1 751 123 рубля 63 копейки в счет возмещения материального ущерба удовлетворен частично.
Суд взыскал с Беляка в пользу войсковой части N. через филиал N 1 Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю в счет возмещения материального ущерба 1 000 000 рублей, а на большую сумму судом отказано.
Апелляционным определением Южного окружного военного суда от 27 января 2021 года решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2020 года отменено и принято по делу новое решение о взыскании с Беляка денежных средств в размере 33 520 рублей в счет возмещения материального ущерба, а сумму 1 717 603 рубля 63 копейки судом отказано.
В кассационной жалобе, поданной 9 марта 2021 года, истец, считая вышеуказанные судебные постановления незаконными, вынесенными с нарушением норм материального права, просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на ст. 11 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" утверждает, что взыскание судом с ответчика денежных средств в счет возмещения материального ущерба в размере 1 000 000 рублей несоразмерно сумме причиненного Беляком материального ущерба - 1 751 123 рубля 63 копейки. Таким образом, причиненный государству материальный ущерб в результате преступных действий, установленных вступившим в законную силу приговором суда, в полном объеме не возмещен.
Кроме того, истец выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о причинении ответчиком ущерба по неосторожности и привлечении его к ограниченной материальной ответственности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки утверждению автора кассационной жалобы, таких оснований не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено что Беляк, в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части N, 3 декабря 2018 года управлял автомобилем "данные изъяты", принадлежащим указанной воинской части. В результате неосторожных действий он совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был поврежден автомобиль "данные изъяты", принадлежащий гражданину А.Б.А., а последнему также причинен тяжкий вред здоровью.
В соответствии с приговором Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2019 года Беляк признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ, а именно в нарушении правил вождения транспортной машины, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человеку.
В связи с исполнением решения Приморского районного суда города Новороссийска от 2 марта 2020 года соответствующий финансовый орган Минобороны России возместил потерпевшему причиненный материальный ущерб, связанный с повреждением автомобиля "данные изъяты" (1 719 327 рублей) и с возмещением судебных расходов (31 796 рублей 63 копейки).
Принимая решение о привлечении ответчика к ограниченной, а не полной материальной ответственности, суды первой и апелляционной инстанции правильно определив фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения данного гражданского дела, обоснованно руководствовались следующими положениями закона.
Согласно ст. 10 названного федерального закона военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из п. 1 ст. 4 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, то есть ограниченную материальную ответственность.
Именно к такому виду материальной ответственности привлечен ответчик в соответствии с оспоренными судебными постановлениями, с которого в пользу Минобороны России взысканы денежные средства в сумме 33 520 рублей, что составляет размер одного оклада денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Изложенное соответствует положениям ст. 10 приведенного федерального закона, допускающей возможность привлечения военнослужащего к материальной ответственности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим законом, в случае возмещения воинской частью причиненного вреда третьим лицам.
При этом утверждение автора жалобы о наличии оснований для привлечения ответчика к полной материальной ответственности в силу ст. 5 приведенного федерального закона является несостоятельным.
Так, согласно указанной правовой норме военнослужащие могут быть привлечены к полной материальной ответственности в размере причиненного материального ущерба в случаях, когда ущерб причинен в результате преступных или иных умышленных действий, а также когда имущество выдано под отчет, либо в случае добровольного приведения себя в состояние алкогольного опьянения.
Доказательств указанных обстоятельств по делу не имеется, поскольку судами установлен неосторожный характер действий ответчика, совершившего ДТП, повлекшее причинение материального ущерба иному лицу.
Таким образом, оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, по делу не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 379.6, 390 и 390.1 ГПК РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27 января 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу командира войсковой части N. Евлампиева С.Н. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 41 (? 2) ГПК РФ непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный ст. 376.1 ГПК РФ.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи В.Е. Страхов
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.