Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Н.Ф. к Государственному учреждению ? Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Шахтинский (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении повышенной выплаты к страховой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании назначить повышен-ную фиксированную выплату к страховой пенсии; по кассационной жалобе Н.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03.09.2020
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Н.Ф. обратился в суд с иском к УПФР в г. Каменске - Шахтинском (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании назначить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии как лицу, имеющему стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет. Решением УПФР в г. Каменске-Шахтинском (межрайонное) N 610 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано, при этом ответчиком не включен в стаж работы в сельском хозяйстве период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ветврача-эпизоотолога, главного ветеринарного врача Тарасовской станции по борьбе с болезнями животных. В качестве оснований к отказу в удовлетворении заявления указано на то, что сельское хозяйство не является основным видом деятельности организации, в которой работал истец.
Полагая отказ ответчика в назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, истец ссылается на то, что характер его работы в указанный период в сельском хозяйстве подтверждается Типовым положением о районных станциях по борьбе с болезнями животных, утвержденным Министерством сельского хозяйства СССР от 20 мая 1971 г, уставом и положением Государственного учреждения Тарасовской станции по борьбе с болезнями животных. Задачами районных ветеринарных станций по борьбе с болезнями животных была организация и проведение лечебно-профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранение поголовья животных, его ветеринарно-санитарного благополучия в колхозах, совхозах и других организациях и хозяйствах района. Н.Ф. просил суд: признать незаконным решение УПФР в г. Каменск-Шахтинском (межрайонное) N610 от 17 июня 2019 г. об отказе в назначении ему повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии; обязать ответчика включить в его специальный страховой стаж, дающий право на назначение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, периоды его работы: с 16 мая 1983 г. по 21 октября 2002 года ветврачом-эпизоотологом, главным ветеринарным врачом Тарасовской станции по борьбе с болезнями животных; обязать ответчика назначить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 01 января 2019 г.
Решением Каменского районного суда Ростовской области от 23 июня 2020 г. исковые требования Н.Ф. удовлетворены. Суд признал незаконным решение УПФР в г. Каменске-Шахтинском (межрайонное) N 610 от 17 июня 2019 г. об отказе Н.Ф. в назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии; обязал УПФР в г. Каменске-Шахтинском (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Н.Ф, дающий право на назначение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ветврачом-эпизоотологом, главным ветеринарным врачом Тарасовской станции по борьбе с болезнями животных; обязал УПФР в г. Каменске-Шахтинском (межрайонное) назначить Н.Ф. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 01.01.2019.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Н.Ф. к ГУ УПФР в г. Каменске-Шахтинском (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении повышенной выплаты к страховой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании назначить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии - отказано.
В кассационной жалобе Н.Ф. просит об отмене апелля-ционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не исследованы материалы дела, суд неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанций при вынесении обжалуемого судебного акта неверно применены нормы материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы не усматривается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Н.Ф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в сельской местности, не работающий, обратился в УПФР в г. Каменске-Шахтинском (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 14 ст. 17 Федерального Закона "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Каменске-Шахтинском N 610 от 17 июня 2019 г. истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Из решения усматривается, что ответчиком приняты к зачету периоды работы истца в сельском хозяйстве 18 лет 08 месяцев 29 дней. При этом, ответчик не включил в специальный страховой стаж работы, необходимый для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ветврачом-эпизоотологом, главным ветеринарным врачом Тарасовской станции но борьбе с болезнями животных, так как сельское хозяйство не является основным видом деятельности данной организации.
Согласно трудовой книжки Н.Ф, с ДД.ММ.ГГГГ он принят на должность ветврача-эпизоотолога Тарасовской станции по борьбе с болезнями животных, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность главного ветврача данной ветстанции, уволен ДД.ММ.ГГГГ
В силу положений ч. 14 ст. 17 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно ч. 16 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В пункте 2 раздела "Наименование работ, производств сельского хозяйства" Списка N 1440 поименовано животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
В разделе "наименование профессий, должностей, специальностей" поименованы профессии: главный ветеринарный врач и врач-эпизоотолог.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что лица занятые в животноводстве имеют право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, если они занимались разведением, содержанием, уходом, выращиванием, ветеринарным обслуживанием всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Таким образом, не все работники сельского хозяйства в сфере животно-водства могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты, а только те, которые непосредственно осуществляли работы в разведении, содержа-нии, уходе, выращивании, ветеринарном обслуживании всех видов сельско-хозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Материалами дела подтверждено, что в спорный период времени истец осуществлял трудовые функции главного ветеринарного врача и врача-эпизоотолога на Тарасовской станции по борьбе с болезнями животных.
В соответствии с положением ГУ Тарасовская станция по борьбе с болезнями животных, утвержденным начальником Отдела ветеринарии департамента сельского хозяйства Ростовской области в 1994 году, учреждение является самостоятельным хозяйствующим субъектом, с правами юридического лица. Учреждение имеет структурные подразделения: участковую лечебницу, ветлабараторию, мясо-контрольную станцию. Целями создания учреждения являются оказание помощи хозяйствам, имеющим сельхозживотных в лечебно-профилактических мероприятиях и услуг населению. Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: организация ветеринарной службы в районе, организация и проведение лечебно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих сохранение поголовья животных и птицы, его ветеринарно-санитарное благополучие, создание здоровых стад, охрана населения от болезней, передающихся от животного к человеку.
Согласно Уставу ФГУ "Тарасовская районная станция по борьбе с болезнями животных", утвержденному 07.02.2001, целью деятельности учреждения является осуществление государственного ветеринарного надзора на закрепленной территории, направленного на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения.
Задачами учреждения являются, в том числе предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана закрепленной территории от заноса инфекционных болезней животных из других регионов; участие в разработке планов мероприятий с государственными учреждениями ветеринарии и органами местного самоуправления, направленных на предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных.
Предмет деятельности учреждения: организует и проводит мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных; совместно с медико-санитарными учреждениями проводит мероприятия по охране населения от болезней, общих для животных и человека; осуществляет платные услуги по лечению животных, лабораторной диагностике и ветеринарному обслуживанию учреждений, организаций, иных хозяйствующих субъектов независимо от их подчинённости и форм собственности, а также населению, по прейскуранту утвержденному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; занимается торгово-закупочной и другой разрешенной деятельностью; руководит работой всех ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы, а также хозяйств независимо от форм собственности на закрепленной территории; организует и проводит силами ветеринарных инспекторов государственный ветеринарно-санитарный надзор в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеринарии"; контролирует выполнение ветеринарно-санитарных правил на животноводческих фермах, проводит другие мероприятия, направленные на повышение санитарного качества молока и других продуктов животноводства; организует и при необходимости проводит ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животноводства и растениеводства; организует и проводит дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию на животноводческих объектах платно, согласно прейскуранту; организует и при необходимости проводит ветеринарные мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию яловости маточного поголовья; организует выдачу в установленном порядке ветеринарных свидетельств, справок и оформление иной ветеринарной документации, проводит мероприятия по пропаганде ветеринарных знаний среди населения и работников ферм и пр.
Как ранее было указано, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана непосредственно с животноводством - разведением, содержанием, уходом, выращиванием, ветеринарным обслуживанием всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Учитывая, что деятельность, которой занималось учреждение Тарасовская районная станция по борьбе с болезнями животных, не была связана с производством животноводческих продуктов, работа в таком учреждении не подлежит включению в стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Указанное следует и из организационно-правовой формы Учреждения.
То обстоятельство, что в соответствии с Общесоюзным классификато-ром "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ 1 75 018) в разделе 20000 "Сельское хозяйство" включены организации, обслуживающие сельское хозяйство (раздел 22000), в том числе организации ветеринарного обслуживания (раздел 22200), в том числе ветеринарные, ветеринарно-санитарные станции, не свидетельствует о том, что учреждение Тарасовская районная станция по борьбе с болезнями животных может быть отнесена к производствам сельского хозяйства, связанным с производством животноводческих продуктов.
Сам по себе факт работы в учреждении, где учредителем являлось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, также не дает права на повышение размера фиксированной выплаты.
Поскольку для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимо установить факт работы не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и в должностях, поименованных Списком работ, производств, профессий и должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, а совокупность указанных обстоятельств не установлена, правовые основание для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.
Без учета спорного периода стаж работы истца в сельской местности составит менее требуемых 30 лет.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции верно указал, что основания для включения в сельский стаж Н.Ф. периода деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ветврача-эпизоотолога, главного ветеринарного врача Тарасовской станции по борьбе с болезнями животных и возложения на ответчика обязанности произвести ему повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Правильно определив спорные правоотношения сторон, суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, верно применил нормы действующего законодательства, и с учетом установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств сделал обоснованный вывод по существу возникшего спора.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Между тем, применительно к положениям ст.379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций или были ими опровергнуты.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03.09.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Н.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Г. Руденко
Судьи: С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.