Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожилова И.А., рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) на решение мирового судьи судебного участка N 2 Стрежевского судебного района Томской области от 10 сентября 2020 г., апелляционное определение Стрежевского городского суда Томской области от 23 декабря 2020 г. по делу N 2-388/2020-2 (УИД 70MS0047-01-2020-000590-46) по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) к Родину Владимиру Борисовичу о взыскании необоснованно полученной индексации размера пенсии, установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в г. Стрежевой Томской области (межрайонное), пенсионный фонд) обратилось к мировому судье судебного участка N 2 Стрежевского судебного района Томской области с иском к Родину Владимиру Борисовичу (далее по тексту - Родин В.Б.) о взыскании необоснованно полученной индексации размера пенсии как неработающему пенсионеру в размере 25 953, 69 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Стрежевского судебного района Томской области от 10 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Стрежевского городского суда Томской области от 23 декабря 2020 г, в удовлетворении исковых требований ГУ - УПФ РФ в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) отказано.
ГУ - УПФ РФ в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно раскрыто и применено понятие счетной ошибки, отнеся к ней лишь ручной математический расчет, просит решение мирового судьи судебного участка N 2 Стрежевского судебного района Томской области от 10 сентября 2020 г, апелляционное определение Стрежевского городского суда Томской области от 23 декабря 2020 г. отменить.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением ГУ - УПФ РФ в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) от 9 декабря 2015 г. N 266287/15 Родину В.Б. назначена ежемесячная страховая пенсия по старости с 20 декабря 2015 г. в размере 20 207, 56 рублей.
Родин В.Б. является работающим пенсионером, с 25 апреля 2007 г. по настоящее время работает в филиале ремонта скважин АО "Сибирская Сервисная Компания", что подтверждается уведомлением от 28 августа 2020 г.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) от 24 августа 2018 г. N 410, установлено, что в ходе проверки пенсионного дела выявлена ошибка при выплате пенсии по старости Родину В.Б. за период с 1 апреля 2017 г. по 30 апреля 2018 г, а именно, с 1 апреля 2017 г. Родину В.Б. была проведена индексация размера пенсии, так как сведения о работе в программном комплексе за январь 2017 г. отсутствовали, в апреле 2018 г. были загружены сведения по факту работы за указанный период, размер страховой пенсии, полагавшейся к выплате с 1 апреля 2017 г. рассчитан без учета индексации и выявлена переплата в размере 25 953, 69 рублей.
Сумма излишне выплаченной пенсии по старости Родину В.Б. подтверждается расчетом переплаты за период с 1 апреля 2017 г. по 30 апреля 2018 г. в размере 25 953, 69 рублей, согласно которому в апреле - мае 2017 г. начислено и выплачено 22 544, 84 рублей ежемесячно, при этом правильный размер пенсии составляет 20 513, 12 рублей, в июне- июле 2017 г. начислено и выплачено 22 486, 28 рублей ежемесячно, при этом правильный размер пенсии составляет 20 513, 12 рублей, в августе 2017 г. - апреле 2018 г. - начислено и выплачено 22 721, 12 рублей ежемесячно, при этом правильный размер пенсии составляет 20 727, 35 рублей.
Пенсионный фонд указав, что излишне выплаченная Родину В.Б. сумма пенсии является счетной ошибкой, Родин В.Б. зная об отсутствии права на повышение размера пенсии, действий по возврату излишне полученной суммы пенсии не предпринял, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований мировой судья, с выводами которого согласился районный суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 1102, статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 4 статьи 26.1, статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктами 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что счетной ошибкой следует понимать ошибку, допущенную непосредственно в процессе расчета при математических действиях, ошибочное использование в расчете ненадлежащих исходных данных, ошибки программного обеспечения (программные сбои) являются ошибками техническими, а не счетным. Необоснованно выплаченная гражданину пенсия может быть взыскана лишь при недобросовестности (злоупотребления) с его стороны или при наличии счетной ошибки, начисление Родину В.Б. пенсии с индексацией за период с 1 апреля 2017 г. по 30 апреля 2018 г. произошло вследствие технической ошибки, а именно программного сбоя ПТК НВП, а не в результате счетной (арифметической) ошибки или неправомерных (недобросовестных) действий ответчика, повлекших выплату спорной денежной суммы, оснований для взыскания излишне выплаченной денежной суммы в размере 25 953, 69 рублей с Родина В.Б. не имеется.
Выводы судов обстоятельствам дела не противоречат, основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, и соответствуют примененным нормам материального права, регулирующим возникшие отношения, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Доводы кассационной жалобы пенсионного фонда выводов судов не опровергают, являются процессуальной позицией пенсионного фонда, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не являются.
Предоставление Родиным В.Б. заявления об удержании из пенсии, ежемесячно, суммы в размере 10 000 рублей до полного погашения, не свидетельствует о наличии с его стороны виновных и недобросовестных действий, направленных на получение пенсии, правильный расчет и индексация пенсии является обязанностью пенсионного фонда.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Стрежевского судебного района Томской области от 10 сентября 2020 г, апелляционное определение Стрежевского городского суда Томской области от 23 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стрежевой Томской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Судья И.А. Новожилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.