Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Чистоедова Д.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Егоровой Т.В. к Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Егорова Т.В. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к ФСИН России об оспаривании решения от 1 марта 2016 года N 12 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в части даты постановки на учет, возложении обязанности поставить ее на учет с 4 мая 2014 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что более 12 лет проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, в связи с чем 4 февраля 2014 года обратилась через УФСИН России по Республике Саха (Якутия) с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В соответствии с протоколом N 9 от 21 февраля 2014 года заседания комиссии УФСИН России по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поданные ей документы направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения.
1 марта 2016 года комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было принято решение о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты с 28 сентября 2015 года. С данным решением она не согласна в части даты постановки на учет, поскольку заявление ей было подано 4 февраля 2014 года и подлежало рассмотрению не позднее 4 мая 2014 года.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Егоровой Т.В. отказано.
9 февраля 2021 года представителем административного истца Чистоедовым Д.В. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 16 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных Егоровой Т.В. требований.
В кассационной жалобе заявитель указал, что при разрешении заявленных Егоровой Т.В. требований суды не учли, что дети постоянно проживают с матерью, все документы, необходимые для постановки на учет, Егоровой Т.В. были представлены. Также не согласен с выводами судов о пропуске срока обжалования решения ФСИН России, поскольку было заявлено ходатайство о его восстановлении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Как следует из материалов дела, административный истец Егорова Т.В. с 2008 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности младшего инспектора 2 категории отдела режима ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), общая продолжительность службы в календарном исчислении превышает 10 лет.
С 9 июня 2000 года Егорова Т.В. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении площадью 49, 3 кв.м, расположенном по адресу: "адрес". Также по указанному адресу с 18 июля 2008 года зарегистрирован сын Егоровой Т.В. - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28 сентября 2010 года зарегистрированы ее дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
4 февраля 2014 года через УФСИН России по Республике Саха (Якутия) Егорова Т.В. обратилась с заявлением о постановке ее с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 1 марта 2016 года принято решение о постановке Егоровой Т.В. и членов ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты с 28 сентября 2015 года.
Проверяя законность указанного решения в части даты постановки Егоровой Т.В. на учет, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из требований подпункта "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, пришли к выводу о законности постановки административного истца на учет с 28 сентября 2015 года в соответствии с представленными заявителем сведениями о месте регистрации детей за последние 5 лет до подачи заявления (рапорта), а также указали на пропуск Егоровой Т.В. срока обжалования решения административного ответчика, которое ей было получено 9 августа 2016 года, и отсутствие оснований для восстановления пропущенного срока.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами нижестоящих судов соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и правильной оценке представленных в материалы административного дела доказательств.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ), с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5).
В силу приведенного выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил.
При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Поскольку Егоровой Т.В, претендующей на получение единовременной социальной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с места жительства членов ее семьи за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно в отношении детей ФИО2 и ФИО1, решение комиссии ФСИН России от 1 марта 2016 года N 12 о постановке семьи Егоровой Т.В. на учет с 28 сентября 2015 года, то есть с учетом пятилетнего срока с момента наличия сведений о совместном проживании несовершеннолетних детей с заявителем с 28 сентября 2010 года, требованиям законодательства не противоречит и права административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Егоровой Т.Н. правомерно оставлены судами без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Егоровой Т.В. обязанности представлять документы о месте регистрации детей за последние пять лет, поскольку они постоянно проживают с матерью, судебной коллегией кассационного суда отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется понятие "место жительства несовершеннолетних граждан или граждан, находящихся под опекой" - это место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Однако при решении вопроса о постановке Егоровой Т.В. с членами ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетних детей заявителя в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представление Егоровой Т.В. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих, в том числе, необходимые сведения о месте жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
Ссылка заявителя на справку участкового уполномоченного отдела полиции N 3 МУ МВД России "Якутское", подтверждающую факт проживания несовершеннолетнего ФИО2 с 2006 года по месту жительства совместно с Егоровой Т.В, представленной с кассационной жалобой, не может быть принята во внимание, поскольку материалы дела не содержат сведений о представлении данного документа административному ответчику вместе с рапортом о постановке на учет. При этом в силу требований части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе исследовать новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
С выводами судов о пропуске Егоровой Т.В. процессуального срока на обращение в суд с административным иском об оспаривании решения комиссии ФСИН России от 1 марта 2016 года судебная коллегия кассационного суда также соглашается, поскольку согласно расписке административного истца копия оспариваемого решения получена ею 9 августа 2016 года (л.д.68), тогда как с настоящим административным иском в суд она обратилась согласно штампу на конверте 23 марта 2020 года, то есть за пределами установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, срок на обращение за судебной защитой пропущен значительно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований, в том числе и по данному основанию.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами, на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки и не содержат обстоятельств, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, основания для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2020 года по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Чистоедова Д.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.