Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
в составе
председательствующего судьи Бакулиной Л.И.
судей Скорина Г.В, Комаровой И.С.
при секретаре Куликове П.В.
с участием
прокурора Устаевой С.Г.
адвоката Заровняевой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осуждённого Ибрагимова Мурада Вагидовича на приговор Черемушкинского районного суда г.Москвы от 4 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 21 июня 2018 года.
Согласно приговору Черемушкинского районного суда г. Москвы от 29 марта 2019 года, Ибрагимов Мурад Вагидович, ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты", осужден к лишению свободы:
- по п."а, б" ч.3 ст.228.1 УК РФ на срок 8 лет;
- по п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ на срок 10 лет;
- по ч.3 ст.30, п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ на срок 10 лет;
- на основании ч.3 ст.69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний на срок 12 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.
Срок отбывания наказания исчислен с 29 марта 2019 года с зачетом в него времени предварительного содержания под стражей с 30 июня 2018 года по день вступления приговора в законную силу.
Судьба вещественных доказательств определена приговором.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 17 июля 2019 года приговор Черемушкинского районного суда г. Москвы от 29 марта 2019 года в отношении Ибрагимова М.В.изменен: на основании п."и" ч.1 ст.61 УК РФ обстоятельством смягчающим наказание признано "активное способствование раскрытию и расследованию преступления" в части его осуждения по п."а, б" ч.3 ст.228.1 УК РФ, п."г" ч.4 ст.228 УК РФ, а также иными смягчающими наказание обстоятельствами, предусмотренными ч.2 ст.61 УК РФ, признаны "совершение преступления впервые и наличие на иждивении матери-инвалида", смягчено наказание, назначенное Ибрагимову: по п."а, б" ч.3 ст.228.1 УК РФ до 7 лет лишения свободы с применением ст.64 УК РФ; по п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ - до 9 лет лишения свободы, по ч.3 ст.30, п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ - до 8 лет 6 месяцев лишения свободы.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначено Ибрагимову М.В. наказание в виде 11 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части этот же приговор оставлен без изменения.
Согласно постановлению судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Гончаровой Л.А. от 17 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Cкорина Г.В, выступления адвоката Заровняевой И.С. в поддержку доводов кассационной жалобы, мнение прокурора Устаевой С.Г. об изменении приговора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибрагимов М.В. признан виновным и осужден за совершение:
- 29 июня 2018 года незаконного сбыта наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в значительном размере;
- 30 июня 2018 года незаконного сбыта наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в крупном размере;
- 30 июня 2018 года покушения на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.
Преступления совершены в г.Москве при обстоятельствах, изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.
В кассационной жалобе осужденный Ибрагимов М.В. выражает несогласие с постановленными в отношении него судебными решениями и просит их изменить в связи с неправильным применением уголовного закона и несправедливостью приговора вследствие чрезмерной суровости назначенного наказания.
В обоснование жалобы осужденный Ибрагимов М.В. указывает, что исходя из описания преступлений, за которые он осужден, следует, что его действия по всех эпизодам преступлений охватывались единым умыслом, объединены общей корыстной целью обогащения, поэтому являются единым преступлением, не образуют идеальную совокупность преступлений, как посчитал суд в приговоре, а являются тремя частями единого продолжаемого преступления.
Отмечает, что он был задержан сотрудниками полиции и наркотические средства были изъяты из оборота, оно не попало приобретателям, в связи с чем полагает, что совершенное им преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам, является единым неоконченным преступлением, состоящим из трех его частей, которое подлежит переквалификации на ч.3 ст. 30, п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ с назначением ему более мягкого наказания с применением ст.ст.6, 60, 61, 62, 64, 66 УК РФ.
Просит признать исключительными смягчающие обстоятельства, наличие у него малолетней дочери, его активная роль в раскрытии преступления, наличие на его иждивении матери, являющейся инвалидом и нуждающейся в его помощи. Считает назначенное ему наказание чрезмерно суровым, не отвечающим принципам справедливости. Указывает, что искренне раскаивается в содеянном, имеет положительные характеристики по месту отбывания наказания, просит учесть это и, исходя из гуманизма и справедливости, смягчить назначенное ему наказание.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по уголовному делу допущены.
Согласно требованиям ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, и признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона.
Как следует из приговора, Ибрагимов М.В. признан виновным в совершении 29 июня 2018 года незаконного сбыта наркотического средства массой 1, 53 г путем размещения закладки с наркотическим средством по адресу "адрес", о координатах которой сообщил неустановленному соучастнику, используя мобильное приложение "Вотс Апп", то есть в совершении незаконного сбыта наркотических средств совершенному группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере.
Кроме того, Ибрагимов М.В. признан виновным в совершении 30 июня 2018 года покушения на незаконный сбыт 13 пакетиков с наркотическими средствами, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, то есть в умышленных действиях, непосредственно направленных на совершение незаконного сбыта наркотических средств, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам. При этом судом также установлено, что все наркотические средства из закладок, оборудованных Ибрагимовым 29 и 30 июня 2018 года, были обнаружены и изъяты 30 июня 2018 года в ходе осмотра места происшествия с участием Ибрагимова.
Он же признан виновным в совершении 30 июня 2018 года примерно в 16 ч. незаконного сбыта наркотических средств в 2 свертках массой 4, 99 г и 5, 28 г, всего 10, 27 г, через закладку, размещенную по адресу "адрес", о координатах которой сообщил неустановленному соучастнику, используя мобильное приложение "Вотс Апп", то есть в совершении незаконного сбыта наркотических средств в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору. После этого 30 июня 2018 года примерно в 17 ч. 30 мин. Ибрагимов М.В. был задержан сотрудниками полиции возле "адрес" и при нем в ходе личного осмотра было обнаружено и изъято 13 свертков с наркотическим средством общей массой 62, 14 г, то есть в крупном размере.
Действия осужденного Ибрагимова, судом квалифицированы:
- по п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, как совершение незаконного сбыта наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере;
- по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, как совершение незаконного сбыта наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере;
- по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Между тем, давая правовую оценку действиям осужденного Ибрагимова М.В. суд не принял во внимание, что по смыслу закона, выраженному в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", незаконный сбыт наркотических средств следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем. Если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств незаконно приобретает, хранит эти средства, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по независящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт наркотических средств.
Как установилсуд, Ибрагимов М.В. совершал действия по незаконному сбыту наркотических средств путем размещения наркотиков в тайники - закладки, координаты которых сообщал не приобретателям наркотических средств, а неустановленному соучастнику, с которым он действовал во исполнение своей отведенной роли в группе лиц по предварительному сговору.
Каких-либо объективных доказательств того, что информация о координатах оборудованных Ибрагимовым М.В. тайников с наркотическими средствами была доведена до потенциальных приобретателей наркотических средств, либо такие тайники с наркотическими средствами были размещены в заранее обусловленном с потребителями месте, в приговоре не приведено.
Таким образом, Ибрагимовым М.В. не были выполнены все действия, необходимые и достаточные для осуществления 29 и 30 июня 2018 года двух фактов оконченного незаконного сбыта наркотических средств.
При этом вопреки доводам кассационной жалобы преступные действия Ибрагимова М.В, направленные на сбыт наркотических средств, не охватывались его единым умыслом и не составляют в своей совокупности одно общественно опасное деяние, предусмотренное одной статьей Особенной части УК РФ.
Материалы уголовного дела не свидетельствуют о данных обстоятельствах, поскольку исследованные доказательства подтверждают факт приобретения Ибрагимовым М.В. наркотических средств из разных источников, в разное время, помещение 30 июня 2018 года двух свертков с героином в тайник уже после того, как 29 июня 2018 года им помещено в тайник ранее полученное наркотическое средство.
Вместе с тем, правильно установив фактические обстоятельства дела, имевшие место 30 июня 2018 года, действия Ибагимова М.В. суд квалифицировал одновременно как сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в крупном размере и покушение на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.
При этом в описании преступного деяния по каждому составу преступления приведены совершенно одинаковые мотивы, которым руководствовался осужденный Ибрагимов М.В, изложены одни и те же совершенные им действия, что свидетельствует о том, что в нарушение ч. 3 ст. 17 УК РФ, одни и те же действия дважды квалифицированы как самостоятельные преступления, квалифицированные как оконченное и неоконченное преступление.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает справедливым переквалифицировать действия Ибрагимова М.В. с п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ и ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ на ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ.
Окончательное наказание по совокупности преступлений подлежит назначению в соответствии с ч.2 ст.6 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний за каждое преступление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13, п.6 ч.1 ст.401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу осужденного Ибрагимова М.В. удовлетворить частично.
Приговор Черемушкинского районного суда г. Москвы от 4 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 21 июня 2018 года изменить:
- переквалифицировать действия Ибрагимова М.В. с п."а, б" ч.3 ст.228.1 УК РФ на ч.3 ст.30, п. "а, б" ч.3 ст.228.1 УК РФ, назначить с применением ст.64 УК РФ наказание в виде 6 лет 10 месяцев лишения свободы;
- переквалифицировать действия Ибрагимова М.В. с п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ и ч.3 ст.30, п."г" ч.4 ст.228.1 УК РФ на ч.3 ст.30, п. "а, б" ч.3 ст.228.1 УК РФ, назначить наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы;
- на основании ч.2 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п. "а, б" ч.3 ст.228.1 УК РФ и ч.3 ст.30, п. "а, б" ч.3 ст.228.1 УК РФ назначить наказание в виде 10 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части те же судебные решения в отношении Ибрагимова М.В. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.