Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей Курочкиной О.А., Вьюговой Н.М., при секретаре Кузнецове Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А.
гражданское дело N 2-3360/20 по апелляционной жалобе истца... фио на решение Тверского районного суда города Москвы от 09 сентября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска... ого Михаила Михайловича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Министра финансов Российской Федерации фио об обязании восстановить право Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на получение жилищной субсидии путем выделения средств, в требуемом объеме, реализовать право на получение жилищной субсидии, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец... фио обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Министра финансов Российской Федерации фио об обязании восстановить право Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на получение жилищной субсидии путем выделения средств в требуемом объеме, реализовать право на получение жилищной субсидии.
Требования мотивированы тем, что истец проходил военную службу в в/ч 3761 в должности заместителя командира 2 гаубичного дивизиона по работе с личным составом. дата жилищной комиссией он был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, между тем, до настоящего времени, указанная жилищная субсидия им не получена, что полагая незаконным, он обратился в суд с вышеуказанными требованиями, также ссылаясь на то, что согласно ответу Директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, для выплаты ему жилищной субсидии не хватает денежных средств, выделенных службе.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался, представил возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица Федеральная службы войск национальной гвардии РФ в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав позицию представителя третьего лица, который решение по апелляционной жалобе истца оставил на усмотрение суда, обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, извещавшихся о слушании дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15).
Абзацем 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлен запрет на увольнение военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих продолжительность военной службы более 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем. При этом законом также предусмотрено, что при желании военнослужащих получить жилые помещение не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 15 указанного Закона.
Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, они полномочны обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (статья 1, пункт 21 части 1 статьи 9).
Подпунктом 90 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 N 510, установлено, что служба войск Росгвардии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Приказом Росгвардии от 28.09.2018 N 428 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2018 N 52450), утвержден Порядок регламентирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснование бюджетных ассигнований.
Статьей 6 БК РФ установлено, что бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Полномочия Министерства финансов РФ закреплены статьей 165 БК РФ, исключительные полномочия руководителя Министерства - статьей 166 БК РФ, к которым, в том числе, относятся утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета.
При этом судом установлено, что жилищной комиссией в/ч 3761 дата принято решение, изложенное в протоколе заседания комиссии N 7-18 от дата, о признании... фио нуждающимся в обеспечении жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в составе семьи один человек, с даты подачи заявления, дата.
Поскольку субсидии для приобретения или строительства жилого помещения предоставлена не была, истец дата обратился с заявлением в адрес Директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, согласно ответу на которое от дата N 3-15-186702, ему было сообщено о том, что на дата в реестре истец значится за номером 1339 и 823 - на жилищную субсидию, также сообщено, что предусмотренных бюджетом денежных средств недостаточно, в связи с чем не представляется возможным определить конкретную дату обеспечения субсидией.
дата истец обратился с претензией в адрес Министра финансов РФ фио
Как усматривается из представленного в материалы дела ответа Министерства финансов РФ от дата N дата/33330, на заявление истца от дата, в Федеральном законе от дата N 175-ФЗ "О внесении изменений Федеральный закон "О федеральном бюджете на дата и на плановый период 2021 и дата" и в Федеральном законе от дата N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на дата и на плановый период 2021 и дата" предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление жилищной субсидии военнослужащим Росгвардии в размере 250, 0 сумма прописью ежегодно дата.
В соответствии с Федеральным законом от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" существуют иные формы обеспечения жильем военнослужащих, в том числе предоставление жилых помещений, находящихся в федеральной собственности. Так, на строительство жилых помещений Росгвардии были предусмотрены бюджетные ассигнования на 2020 - дата в объеме 2 715, 2 сумма прописью ежегодно.
В ходе исполнения федерального бюджета Росгвардия вправе вносить установленном порядке свои предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе предложения по увеличению бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии военнослужащим за счет уточнения потребности или высвобождения средств по другим направлениям расходов.
В дата Минфином России согласованы предложения Росгвардии по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях увеличения бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии военнослужащим на сумму сумма сумма прописью. Бюджетные ассигнования на указанные цели доведены до Росгвардии в полном объеме.
При таких данных, Министерством финансов РФ в дата согласованы предложения Росгвардии по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях увеличения бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии военнослужащим на сумму сумма сумма прописью, бюджетные ассигнования на указанные цели доведены до Росгвардии в полном объеме, на дата на строительство жилых помещений Росгвардии были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2 715, 2 сумма прописью ежегодно.
Принимая во внимание вышеизложенное, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения требований истца о реализации права на получение жилищной субсидии в разумный срок в полном объеме отсутствуют, поскольку Министерство финансов РФ не принимает участие в распределении денежных средств бюджетного финансирования выделенных главному распорядителю денежных средств, т.е. Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, которая в соответствии с Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации самостоятельно разрешает вопросы, связанные с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащими.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требования истца об обязании восстановить право Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на получение жилищной субсидии путем выделения средств, в требуемом объеме, суд первой инстанции исходил из того, что истец не наделен правом заявлять требования от имени Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, принимая во внимание то, что служба не лишена возможности вносить установленном порядке свои предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе предложения по увеличению бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии военнослужащим за счет уточнения потребности или высвобождения средств по другим направлениям расходов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы искового заявления, являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.