Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, с участием прокурора Клевцовой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-467/2021 по административному исковому заявлению А.Е.И, Г.У.В, Г.А.Н, С.М.Е, Т.Д.К, П.М.Ю, К.Н.В, К.М.В, Т.О.А, Т.Е.В. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействующим распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 года N3632 "Об утверждении проекта межевания территории квартала N769 (704) Тверского района города Москвы, ограниченного 1-м Самотечным переулком, Делегатской улицей, Краснопролетарской улицей, 2-м Щемиловским переулком (N01.08.127.2009)", в части выделения жилому дому N11 по ул.Делегатской в г.Москве придомовой территории менее нормативного резерва, не включения в придомовую территорию жилого дома N11 по ул. Делегатской в г.Москве свободного участка N26 и внутриквартального проезда к нему со стороны улицы Делегатская, УСТАНОВИЛ:
А.Е.И, Г.У.В, Г.А.Н, С.М.Е, Т.Д.К, П.М.Ю, К.Н.В, К.М.В, Т.О.А, Т.Е.В. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений города Москвы о признании незаконным проекта межевания квартала N769 в Москве в части выделения жилому дому N11 в г.Москве придомовой территории менее нормативного резерва, возложении обязанности внести изменения в указанный проект межевания путем включения в придомовую территорию жилого дома N11 в г.Москве участка N26 и проезда к нему со стороны улицы Делегатская в г.Москве.
Определением судьи от 8 февраля 2021 года произведена замена административного ответчика Департамента земельных отношений города Москвы на его правопреемника Департамент городского имущества, так как постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2013 года N49-ПП реорганизован Департамент земельных ресурсов города Москвы путем присоединения к нему Департамента имущества города Москвы, наименование Департамента земельных ресурсов города Москвы изменено на Департамент городского имущества города Москвы.
В ходе рассмотрения дела административные истцы А.Е.И, Г.У.В, Г.А.Н, С.М.Е, Т.Д.К, П.М.Ю, К.Н.В, К.М.В, Т.О.А, Т.Е.В. подали дополнительное административное исковое заявление к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействующим распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 года N3632 "Об утверждении проекта межевания территории квартала N769 (704) Тверского района города Москвы, ограниченного 1-м Самотечным переулком, Делегатской улицей, Краснопролетарской улицей, 2-м Щемиловским переулком (N01.08.127.2009)", в части выделения жилому дому N11 по ул.Делегатской в г.Москве придомовой территории менее нормативного резерва, не включения в придомовую территорию жилого дома N11 по ул. Делегатской в г.Москве свободного участка N26 и внутриквартального проезда к нему со стороны улицы Делегатская (л.д. 51-52 том 1).
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками жилых помещений - квартир, расположенных по адресу: г..Москва, ул. Делегатская, дом 11, и проживают в указанном жилом доме. Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 года N3632 утвержден проекта межевания территории квартала N769 (704) Тверского района города Москвы, ограниченного 1-м Самотечным переулком, Делегатской улицей, Краснопролетарской улицей, 2-м Щемиловским переулком (N01.08.127.2009). Согласно данному проекту межевания жилому дому N11 по ул. Делегатской в г..Москве был выделен участок N1 размером 0, 359 га, что менее нормативного размера. Оспариваемое распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 года N3632 является недействующим, поскольку жилому дому N11 по ул. Делегатской в г..Москве был выделен участок N1 размером 0, 359 га, что менее нормативного размера на 40%, тогда как соседнему жилому доме N9 по ул. Делегатской в г..Москве выделен земельный участок N2 размером 0, 551 га, что соответствует нормативному размеру. Указанное свидетельствует о дискриминации жителей дома 11 по ул. Делегатской в г..Москве. Кроме того, имеется свободный участок N26 и внутриквартальный проезд к нему со стороны ул. Делегатская, который в силу постановления Правительства Москвы от 26 марта 2002 года N203-ПП и статьи 19 Конституции РФ обязан быть выделен дополнительно к жилому дому N11 по ул. Делегатской в г..Москве, так как согласно постановлению Правительства Москвы от 26 марта 2002 года N203-ПП вся территория около жилых домов N9 и N11 по ул. Делегатской в г..Москве является озелененной территорией ограниченного пользования.
Также проект межевания нарушает права административных истцов на благоприятные условия жизнедеятельности, на здоровье, жизнь, запрет дискриминации, права собственности, так как размер придомовой территории влияет на условия проживания, определяет место установления ограждающих устройств, которые являются элементами антитеррористической защиты и антипандемической.
В судебном заседании административные истцы Г.У.В. и А.Е.И, она же представитель всех административных истцов Г.У.В, Г.А.Н, С.М.Е, Т.Д.К, П.М.Ю, К.Н.В, К.М.В, Т.О.А, Т.Е.В, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске и дополнении к нему, письменных объяснениях.
Представители административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы - Г.Е.В. и заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - С.А.С административные исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица ГБУ "ГлавАПУ" Москомархитектуры - К.Е.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещен под роспись, в письменном отзыве административные исковые требования не признал, указывая, что действия ГБУ "ГлавАПУ" по разработке проекта межевания территории квартала, действия Департамента городского имущества города Москвы по утверждению проекта межевания были произведены в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, административными истцами не приведены доводы и доказательства несоответствия данного проекта межевания требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Клевцовой Е.А, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 года N3632 "Об утверждении проекта межевания территории" утвержден разработанный ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры по заказу Департамента земельных ресурсов города Москвы проект межевания территории квартала N769 (704) Тверского района, ограниченного 1-м Самотечным переулком, Делегатской улицей, Краснопролетарской улицей, 2-м Щемиловским переулком (N01.08.127.2009). Нормативный правовой акт размещен 25 июля 2012 г. на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41, части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся: разработка правил землепользования и застройки в городе Москве и внесение их на утверждение Московской городской Думы; резервирование земель для государственных нужд города Москвы; принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы.
В силу статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N48 в соответствии с федеральным законодательством земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы.
Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, а также в пределах своих полномочий организовывать и осуществлять управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделять полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, осуществлять управление в области земельных отношений, а также разрабатывать и осуществлять городскую политику в области градостроительства и землепользования (пункты 2 и 13 статьи 11, пункт 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N65).
Постановлением Правительства Москвы от 11 марта 2011 года N65-ПП (действующим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, согласно пункту 5.8 которого в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент земельных ресурсов города Москвы принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения об утверждении проектов межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа.
Постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2013 года N49-ПП реорганизован Департамент земельных ресурсов города Москвы путем присоединения к нему Департамента имущества города Москвы, наименование Департамента земельных ресурсов города Москвы изменено на Департамент городского имущества города Москвы.
П остановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N99-ПП утверждено Положение о Департаменте городского имущества города Москвы и признано утратившим силу Постановлением Правительства Москвы от 11 марта 2011 года N65-ПП (с 20 февраля 2013 года). Согласно пункту 4.2.8 Положения Департамент городского имущества города Москвы на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения о подготовке и об утверждении проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа.
На основании приведенных норм права к полномочиям Департамента земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время Департамента городского имущества города Москвы) отнесено принятие решения о подготовке и об утверждении проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа. Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением порядка его принятия, в том числе с соблюдением требований, устанавливающих полномочия и компетенцию Департамента земельных ресурсов города Москвы на принятие данного нормативного правового акта, по форме и процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил его введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу.
Из содержания административного искового заявления и объяснений административных истцов, их представителя, административными истцами не оспаривается порядок принятия и компетенция Департамента земельных ресурсов города Москвы на принятие оспариваемого распоряжения, не оспаривается процедура принятия распоряжения, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ п одготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Согласно частям 3, 4, 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:
1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;
2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);
5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.
В силу части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Согласно статье 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (часть 1).
Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 2).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 5).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (часть 13).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14).
Судом установлено, что проект межевания территории квартала N769 (704) Тверского района города Москвы прошел процедуру публичных слушаний. Проведение экспозиции осуществлено с 17 мая 2010 года по 24 мая 2010 года, проведение собрания 2 июня 2010 года, информация о сроках и месте проведения слушаний проекта межевания квартала была размещена на официальном интернет-портале Префектуры Центрального административного округа г.Москвы http :// cao. mos. ru, на официальном сайте Управы Тверского района г.Москвы http:// tveruprava. ru, в газете "Красный ряд" N8 (231) 2010 года. Результаты публичных слушаний оформлены протоколом N37 от 22 июня 2010 года, заключение по результатам публичных слушаний от 22 июня 2010 года.
Из протокола публичных слушаний N37 от 22 июня 2010 года усматривается, что жителями квартала высказывались следующие замечания по границам прилегающей к дому N11 по ул. Делегатской территории: предлагалось привести границы прилегающей территории к дому к тому состоянию, которое существовало до захвата "Метрострой" части территории для строительной площадки (участок 24); скорректировать разницу между участками N1 и N23 в сторону увеличения площади участка N1 (л.д.119, 137 том 1). Согласно заключению по результатам публичных слушаний от 22 июня 2010 года указанные замечания учтены и внесены ГБУ "ГлавАПУ" Москомархитектуры необходимые изменения в план межевания (л.д. 148, 169 том 1). При этом со стороны административных истцов не высказывались замечания по вопросу формирования земельного участка N1 под многоквартирным домом N11 по ул. Делегатской г.Москвы относительно его нормативной площади, не включения в придомовую территорию участка N26 (проезда) и участка N29, через который проходит внутриквартальный проезд со стороны ул. Делегатская.
В соответствии со статьёй 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
В силу пункта 8 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Положения статьи 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2017 года N48 "О землепользовании в городе Москве" предусматривают, что границы земельных участков устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В силу положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения) предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения) определено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ (действующей на момент рассмотрения спора) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Согласно пункту 2.2. Постановления Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения) земельный участок подлежит образованию в границах, позволяющих передать его в частную собственность, независимо от испрашиваемого заинтересованным лицом права на такой земельный участок, при этом конфигурация и площадь образуемого земельного участка должны обеспечивать минимизацию необходимых обременений и ограничений по его использованию.
В соответствии с пунктом 1.4 Временного положения о составе, порядке, разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N941-ПП (действующего на момент принятия оспариваемого распоряжения), проекты межевания являются основой при подготовке актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в городе Москве, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории города Москвы, в тои числе в правила землепользования и застройки территории города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25 января 2000 года N49 утверждены "Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", согласно пункту 1.1 которых Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99 направлены на реализацию Генерального плана развития Москвы, разработаны в соответствии с законодательством о градостроительстве, распространяются на вновь застраиваемые и реконструируемые территории г. Москвы и устанавливают, в том числе нормативы и правила планировки и застройки территорий объектов градостроительного нормирования, обеспечивающие социально гарантированные условия жизнедеятельности в соответствии с назначением территории. В силу пункта 1.2 Нормы и правила обязательны для выполнения всеми субъектами градостроительной деятельности при разработке и экспертизе градостроительной документации, контроле за осуществлением градостроительной деятельности.
На основании приведенных норм права, в том числе действующих на момент принятия оспариваемого распоряжения, площадь и границы земельного участка определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом земельный участок подлежит образованию в границах, позволяющих передать его в частную собственность, независимо от испрашиваемого заинтересованным лицом права на такой земельный участок, конфигурация и площадь образуемого земельного участка должны обеспечивать минимизацию необходимых обременений и ограничений по его использованию. Нормативы и правила планировки и застройки территорий объектов градостроительного нормирования города Москвы установлены постановлением Правительства Москвы от 25 января 2000 года N49 и обязательны для выполнения всеми субъектами градостроительной деятельности.
Согласно пояснительной записке к проекту межевания квартал N769 (704) расположен в Тверском районе Центрального административного округа и ограничен: 1-м Самотечным переулком, Делегатской улицей, Краснопролетарской улицей, 2-м Щемиловским переулком. Межевание произведено в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Жилищным законодательством РФ, З аконом города Москвы от 19 декабря 2017 года N48 "О землепользовании в городе Москве", Едиными методическими указаниями по разработке проектов межевания территории города Москвы, утвержденными приказом Москомархитектуры N13 от 13 февраля 2008 года (действовал на момент принятия оспариваемого распоряжения).
Площадь квартала N769 (704) (фактическая) составляет 15, 019 га. На территории данного квартала размещается жилая застройка, состоящая из тринадцати жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. Нежилая часть квартала представлена территориями: средней общеобразовательной школы N1331, детского консультативного-диагностического центра, кожно-венерологического диспансера, ЗАО "Тизприбор", территорией музея, закрытой территорией федерального значения, административными строениями, территориями природного комплекса.
Для всех жилых домов расчет нормативно необходимой площади территории участка жилого дома произведен в соответствии с "Нормами и правилами проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", утвержденными постановлением Правительства Москвы от 25 января 2000 года N49. Расчет приведен в таблице. По расчетам, приведенным в таблице, суммарный размер территории, которая требуется существующим жилищным домам, должна составлять 2, 8821-3, 7308 га. Установленный размер жилых территорий составит 2, 740 га, что не соответствует нормативному показателю.
Территория квартала распределена следующим образом:
- жилому дому по Делегатской улице, дом 11, выделяется участок N1 размером 0, 359 га, в том числе с минимальными обременениями размером 0, 161 га. Территория участка не соответствует нормативному показателю;
- жилому дому по Делегатской улице, дом 9, стр. 1, выделяется участок N2 размером 0, 551 га, в том числе с минимальными обременениями размером 0, 171 га. Территория участка соответствует нормативному показателю. Часть территории участка лежит в зоне особого режима использования.
В территорию общего пользования вошли участки NN 25, 26, 27, 28, 29 площадью 6, 037 га, в том числе:
- участок N25 - территория проходов, проездов, озеленения общего пользования, размещение металлических гаражей;
- участки NN 26, 27 - территория проходов, проездов металлических гаражей-стоянок;
- участки NN28, 29 - территории природного комплекса.
План фактического использования территории представлен на чертеже N1.
План градостроительных регламентов представлен на чертеже N2.
План межевания территории квартала представлен на чертеже N3.
На основании изложенного в пояснительной записке к проекту межевания прямо указано, что установленный размер жилых территорий квартала составляет 2, 740 га изначально не соответствует нормативному показателю, вследствие этого не представляется возможным при выделении территорий всем жилым домам соблюсти нормативные показатели. Вместе с тем, для всех жилых домов расчет нормативно необходимой площади территории участка жилого дома произведен в соответствии с "Нормами и правилами проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", утвержденными постановлением Правительства Москвы от 25 января 2000 года N49, расчет приведен в таблице.
В пункте 1 таблицы в отношении жилого дома N11 по ул.Делегатская указаны расчетные показатели участка территории:
- нормативно необходимая площадь участка (га) 0, 4447 - 0, 57755;
- фактически возможная для установления площадь участка с учетом корректирующего коэффициента (га) 0, 4447 - 0, 57755.
При этом у жилого дома N 11 по ул.Делегатская отсутствуют какие-либо обременения территории, а также участки с регламентами особого вида пользования. Сам расчет предоставлен в служебной записке от 31 марта 2021 года начальника ТППМ ЦАО ГБУ "ГлавАПУ" Москомархитектуры (л.д.50 том 2).
В пункте 2 таблицы в отношении жилого дома N 9 строение 1 по ул. Делегатская указаны расчетные показатели участка территории:
- нормативно необходимая площадь участка (га) 0, 4304 - 0, 5599;
- фактически возможная для установления площадь участка с учетом корректирующего коэффициента (га) 0, 4304 - 0, 5599.
При этом у жилого дома N 9 строение 1 по ул. Делегатская территория участка 0.5505 га с обременением договором аренды; также территория имеет участки с регламентами особого вида - природный комплекс, территории, включая объекты культурного наследия и зоны их охраны.
Следовательно, проектом межевания жилому дому N11 по Делегатской улице выделен участок N1 размером 0, 359 га, что на 19% меньше необходимого размера по нормативам 0, 4447 га. При этом данный земельный участок не имеет обременений (поскольку земельно-правовые отношения в отношении земельного участка, на котором расположен жилой дом, не оформлены собственниками помещений в многоквартирном жилом доме) и на его территории не находятся участки с регламентами особого вида, в отличие от участка N2, выделенного дому N 9 строение 1 по ул.Делегатская (имеется заключенный договор аренды земельного участка).
Само по себе несоответствие площади земельного участка N1 необходимым нормативным показателям на 19% не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку, как указывалось выше размер жилых территорий квартала составляет 2, 740 га и изначально не соответствует нормативному показателю, что исключает возможным при выделении территорий всем жилым домам соблюсти нормативные показатели. Из пояснительной записки к проекту межевания квартала N769 (704) следует, что не соответствуют нормативу территории участков N4, N6, N10, выделенных жилым домам в этом же квартире. С учетом изложенного доводы административных истцов о дискриминационном положении являются несостоятельными.
Кроме того, земельно-правовые отношения под жилым домом N11 по ул. Делегатская собственниками помещений в многоквартирном жилом доме не оформлены. Как разъяснено в пункте 67 П остановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29 апреля 2010 года, е сли земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. Суду не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что площадь земельного участка N1 не позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме N11 по ул. Делегатская в полной мере владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома.
Необходимо ответить, что доступ к участку N1 осуществляется с улицы Делегатская через территорию общего пользования - участок N26, а также с улицы 1-ый Самотечный переулок. Вследствие этого являются несостоятельными доводы об отсутствии свободного доступа на участок N1.
Все доводы административных истцов сводятся к тому, чтобы увеличить площадь участка N1 за счет территории смежного участка N26 и внутриквартального проезда к нему со стороны ул. Делегатская, входящего в состав участка N29, с целью установления ограждающих устройств вокруг территории дома.
Однако участок N 26 является территорией проходов, проездов металлических гаражей-стоянок.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
П унктом 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, предусмотрено, что улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Таким образом, у часток N26 является территорией общего пользования, приватизации и передачи в частную собственность не подлежит. Тогда как включение участка в придомовую территорию жилого дома предполагает возможность его передачи в пользование или собственность владельцам многоквартирного жилого дома.
Кроме того, как следует из проекта межевания, при выделении территорий учитывалось фактическое использование территорий квартала. Согласно чертежу N1 "План фактического использования территории" на участке N26 отражено наличие проездов, проходов, имеющих асфальтовое покрытие, озеленение территорий, наличие гаражей-ракушек. На смежных к нему участках отражено наличие здания теплового пункта по адресу: г.Москва, ул.Делегатская, д.9, стр. 4, а также здания Детского консультативного-диагностического центра по адресу: г.Москва, ул. Делегатская, д.9, стр.2, 3. Следовательно, через участок N26 осуществляется доступ не только к спорному жилому дому N11 по ул. Делегатская, но и к соседним зданию Детского консультативного-диагностического центра и тепловому пункту. Вследствие этого отнесение участка N26 к придомовой территории только жилого дома N11 по ул. Делегатская приведен к нарушению прав неограниченного круга лиц на доступ к соседним объектам недвижимости, поставит интересы жителей дома N11 по ул. Делегатская в приоритетное положение по отношению к смежным землепользователям и приведет к дисбалансу интересов всех смежных пользователей квартала, что противоречит задачам проведения межевания квартала.
Участок N29 площадью 0, 79 га, через который проходит внутриквартальный проезд со стороны ул. Делегатская, является территорией природного комплекса, выделен по проекту межевания в общее пользование и является озелененной, благоустроенной территорией.
Постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2002 года N203-ПП "Об утверждении схемы объектов Природного комплекса Центрального административного округа с установлением режимов регулирования градостроительной деятельности" утвержден Перечень объектов природного комплекса Центрального административного округа города Москвы, под пунктом 99 которого значится "придомовая озелененная территория по адресу Делегатская ул, 9-11, площадь 0, 79 га, режим регулирования градостроительной деятельности "2".
Согласно статье 4 Закона г. Москвы от 21 октября 1998 года N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы" (действующему на момент принятия постановления Правительства Москвы от 26 марта 2002 года N203-ПП и до 7 августа 2008 года) режим N2 предполагает следующие ограничения: в пределах территорий и участков с режимом N2 разрешаются новое озеленение и благоустройство, реконструкция инженерных сетей, пешеходных дорог и проездов, зданий и сооружений, а также ограниченное новое строительство объектов, необходимых для содержания территории и деятельности хозяйствующих субъектов, не противоречащей установленному назначению территории.
В силу статей 1 и 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
При таких обстоятельствах постановление Правительства Москвы от 26 марта 2002 года N203-ПП не относит территорию спорного земельного участка N29 к "придомовой территории многоквартирного жилого дома N11 по ул. Делегатская", а устанавливает режим регулирования градостроительной деятельности, который вводит ограничения по использованию данной территории. Необходимо отметить, что второй режим регулирования градостроительной деятельности не предполагает возможность включения территории природного комплекса в придомовую территории жилого дома, так как включение участка в придомовую территорию жилого дома предполагает возможность его передачи в пользование или собственность владельцам многоквартирного жилого дома. С учетом изложенного являются необоснованными доводы административных истцов относительно возможности включения в придомовую территорию многоквартирного жилого дома N11 по ул. Делегатская территории природного комплекса - участка N29, в том числе проезда через данный комплекс.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что выделенная проектом межевания площадь участка N1 жилому дому N11 по ул. Делегатская соответствует требованиям приведенных выше положений земельного и градостроительного законодательства. П лан межевания квартала разработан в полном соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков, является надлежащим обоснованием площади и границ земельных участков. При межевании территории учтены особенности фактического использования, расчетное обоснование размеров земельных участков квартала, а также информация о ранее оформленных земельно-правовых отношениях. Площадь земельного участка N1 позволяет полноценно эксплуатировать жилой дом N11 по ул. Делегатская. Увеличение площади земельного участка N1 за счет территории участков N26 и N29 приведен к нарушению действующего законодательства Российской Федерации и поставит интересы жителей дома по отношению к смежным землепользователям в приоритетное положение и дисбалансу интересов всех смежных пользователей квартала, что противоречит задачам проведения межевания квартала. При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административным истцам в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления А.Е.И, Г.У.В, Г.А.Н, С.М.Е, Т.Д.К, П.М.Ю, К.Н.В, К.М.В, Т.О.А, Т.Е.В. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействующим распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 года N3632 "Об утверждении проекта межевания территории квартала N769 (704) Тверского района города Москвы, ограниченного 1-м Самотечным переулком, Делегатской улицей, Краснопролетарской улицей, 2-м Щемиловским переулком (N01.08.127.2009)", в части выделения жилому дому N11 по ул. Делегатской в г.Москве придомовой территории менее нормативного резерва, не включения в придомовую территорию жилого дома N11 по ул. Делегатской в г.Москве свободного участка N26 и внутриквартального проезда к нему со стороны улицы Делегатская.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 29 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.